Условия регистрации военнослужащих по месту пребывания в 2019 году

🕒

После того, как военнослужащий гражданин прибывает на территорию другого города в служебных или каких-либо других целях, ему нужно в обязательном порядке зарегистрироваться.

Не стоит забывать о том, что стать на учет нужно не только в миграционной службе, но, помимо этого, также нужно будет подать обращение в военкомат, в связи с чем многие интересуются, в какой именно орган стоит обращаться первым.

В связи с этим многим мужчинам будет полезно узнать о том, как осуществляется регистрация военнослужащих по месту пребывания и с какими особенностями данной процедуры стоит ознакомиться заранее.

Что указано в законе

В соответствии со статьей 27 действующей Конституции каждый человек, находящийся на территории России, имеет право на абсолютно свободное перемещение и выбор места проживания. Нормы статьи 1 Закона №5242-1 указывают на то, что возможность ограничения указанного права предусматривается только на основании данного нормативного акта.

Военнослужащие относятся к особой категории государственных служащих, на плечах которых лечит достаточно важная государственная функция, связанная с обеспечением вооруженной защиты страны, но при этом в соответствии с данным статусом на них накладываются определенные ограничения, связанные со свободой передвижения, а также выбором места пребывания или проживания.

Причина заключается в том, что место проживания таких граждан устанавливается в соответствии с интересами обороны России, и непосредственно зависит от того, где они должны проходить военную службу.

Особенности процедуры

Уполномоченные лица, несущие ответственность за оформление регистрации, а также физические и юридические лица, которые предоставляют гражданам свою недвижимость для проживания, должны на протяжении трех дней с момента обращения переселенца отправить все необходимые документы в территориальный орган регистрационного учета.

Последний, в свою очередь, должен на протяжении трех дней с момента принятия бумаг зарегистрировать заинтересованное лицо по его месту проживания, а также поставить в его паспорт соответствующую отметку, подтверждающую факт регистрации по месту жительства. Граждане, которые вместо паспорта подают какие-либо другие бумаги, удостоверяющие личность, в конечном итоге должны получить

свидетельство о регистрации

.

При этом стоит отметить тот факт, что если данная процедура осуществляется по отношению к военнообязанному, то в таком случае уполномоченные сотрудники миграционного органа должны в обязательном порядке поставить соответствующую отметку, подтверждающую наличие данного статуса у заинтересованного лица.

Регистрация граждан, которые были уволены в запас после того, как прошли призывную службу, должна осуществляться точно так же, как и в отношении военнослужащих. Оформление листков статистического учета, а также их отрывных талонов осуществляется только в том случае, если они собираются проживать на территории населенных пунктов, в которых не проживали до момента призыва.

Регистрация военнообязанных, входящих в перечень офицеров запаса Службы безопасности, должна проводиться только в том случае, если в их воинских документах присутствуют соответствующие отметки, подтверждающие факт их приема на особый учет. Если в дальнейшем они собираются поменять свое место жительства в пределах обслуживания обслуживающих их органов Службы безопасности, процедура оформления регистрации проводится по предоставлению справок соответствующих органов, подтверждающих внесение корректировок в учет изменений.

Сам по себе порядок регистрации для таких лиц практически такой же, как и в случае оформления рядового гражданина России. Главная особенность заключается в том, что процедура оформления их прописки осуществляется только в том случае, если они предоставляют соответствующий отпускной билет или же командировочное удостоверение. Если место пребывания военнослужащего находится более, чем в 10 км от места прохождения службы, то в таком случае он может зарегистрироваться в органах местного самоуправления.

При постановке или снятии с учета на предоставленном отпускном билете или же командировочном удостоверении в обязательном порядке должна быть оставлена соответствующая отметка.

Военнослужащие, имеющие звание генерала или полковника, могут сообщить о факте своего убытия или прибытия уполномоченному военному коменданту или комиссару дистанционно, в то время как отпускной билет или же соответствующее командировочное удостоверение могут отправить с нарочным.

Образец заявления о временной прописке

Порядок осуществления регистрации военнослужащих по месту пребывания

После того, как военнослужащий прибывает на место проживания, ему нужно на протяжении недели с момента прибытия на новое место проживания предоставить в регистрационную службу следующий перечень бумаг:

Тем гражданам, которые ранее снялись с регистрационного учета по предыдущему месту жительства, помимо указанных выше документов, должны предоставить также предоставленный им адресный листок убытия. После принятия документов уполномоченные сотрудники регистрационного органа должны на протяжении ближайшей недели рассмотреть их и предоставить свидетельство или же поставить соответствующий штамп в паспорт.

Оговорки насчет воинской части

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона «О статусе военнослужащих», те лица, которые проходят службу по контракту, а также вся их семья после прибытия на новое место, где гражданин будет проходить военную службу, должны будут зарегистрироваться по месту проживания, включая оформление по адресу воинской части при поступлении соответствующей просьбы.

Для этого им нужно будет подать соответствующее обращение командиру данной части, причем форма данного обращения на сегодняшний день не установлена, в связи с чем его можно заполнять в произвольном виде.

Возможные проблемы

В первую очередь, военнообязанные достаточно часто сталкиваются с различными проблемами, связанными с отказом в оформлении регистрации на территории воинской части по той причине, что у них есть определенное место жительства. На практике же действующее законодательство не рассматривает наличие какого-либо жилого помещения в качестве препятствия для того, чтобы зарегистрировать данного гражданина вместе с членами его семьи на территории воинской части.

Еще одним проблемным вопросом достаточно часто является вопрос о том, на какой срок может оформляться данная прописка.

На самом деле в законе прямо говорится о том, что до того, как человек получит жилое помещение в соответствии с установленными нормами, он может регистрироваться на территории воинской части, но на самом деле данная формулировка не может рассматриваться как основание для того, чтобы инициировать административного снятия гражданина с регистрационного учета, если он будет против такого решения.

Случаи отказа

Одной из распространенных причин отказа военнослужащим в оформлении регистрации по адресу воинской части является то, что у него присутствует доля в праве собственности на какое-либо жилье, которое может находиться даже на территории другого региона России.

Такое основание отказа является абсолютно необоснованным и незаконным, так как данное право не предоставляется только тем военнослужащим, у которых есть жилье на территории населенного пункта, в котором они проходят военную службу.

Более сложным является ситуация, когда отказывают от оформления регистрации на основании того, что военнослужащий преднамеренно ухудшил свои жилищные условия. Такой отказ может быть обусловленным только в том случае, если у военнослужащего изначально отсутствовало право на обеспечение каким-либо жилым служебным помещением, так как этот факт является препятствием для реализации права на оформление регистрации.

При этом данное основание для отказа может рассматриваться только в том случае, если ранее указанному лицу было предоставлено жилье помещение в соответствии с договором социального найма.

Сколько дней делается регистрация по месту пребывания

— если все документы поданы правильно, то процедура займет от трех до семи дней.

Есть ли штраф за отсутствие регистрации по месту пребывания — читайте в нашей статье.

Как проходит регистрация иностранного гражданина по месту пребывания и какие нужны документы — узнайте больше из публикации.

Военная служба – особый вид государственной службы, связанный с большим количеством ограничений свобод граждан, которыми пользуются гражданские лица. Одним из таких ограничений является свобода перемещения и выбор места жительства. Чтобы не нарушать законодательство на период службы военнослужащие регистрируются по месту нахождения воинской части или в населенном пункте, в котором она дислоцирована.

 Общие положения о регистрации военнослужащих 

Лица, проходящие срочную воинскую службу, не свободны в своем выборе места жительства и вынуждены проживать по месту дислокации воинской части или месту исполнения служебных обязанностей. Точно так же военнослужащие по контракту – не вправе самовольно изменить место жительства до истечения срока контракта.

Из этого следует, что в период воинской службы они должны где-то проживать и быть зарегистрированы, чтобы не нарушать положение законодательства РФ об обязательной регистрации граждан.

Непосредственно с военнослужащим срочной службы этот вопрос решается просто. На весь срок прохождения службы по призыву он регистрируется на территории воинской части и в случае необходимости совершения юридически значимых действий отметка о регистрации проставляется в его военном билете, заменяющем на время службы общегражданский паспорт.

Сложнее обстоит с регистрацией военнослужащих добровольно избравших своей профессией воинскую службу и заключивших срочный контракт с МО РФ.

К моменту заключения контракта эта категория служащих в обязательном порядке должна быть где-то зарегистрирована. Иначе невозможно заключение контракта. Это может быть временное, служебное или муниципальное жилье, на которое у контрактника не возникало право собственности, но может быть и доля в жилом помещении, принадлежащем на праве личной собственности.

Возникает закономерный вопрос, необходимо ли военнослужащему регистрироваться по месту прохождения службы, ведь по окончании контракта он может вернуться на прежнее место жительства, но за это время жилое помещение, в котором он проживал, будет передано другому. Восстановить право на него, если оно не оформлено в собственность, будет невозможно.

Ответ на этот вопрос содержится в законе «О статусе военнослужащих».

Ч.3 ст. 15 которого предусматривает, что военнослужащий контрактной службы или офицер, прибывший к новому месту службы в другой населенный пункт, не может быть лишен своего конституционного права на регистрацию по месту жительства. В случае не предоставления сразу по прибытии жилого помещения должен быть зарегистрирован по месту нахождения воинской части. Такое же право распространяется на членов его семьи:

 Для чего нужна регистрация 

Регистрация по месту жительства порождает ряд гражданско-правовых последствий, основным из которых для военнослужащего является приобретение права на жилое помещение, которое предоставлено ему МО в случае наступления ряда неблагоприятных последствий:

В этих случаях за военнослужащим и членами семьи должно сохраняться право на жилое помещение. Но оно возможно только в том случае, если существует регистрация по месту жительства.

Большое значение имеет регистрация для членов семьи: супругов и детей. Без регистрации невозможно устроит детей в детский сад или школу, получать медицинскую помощь, супругу военнослужащего – устроится на работу.

 Как решается вопрос с регистрацией 

Согласно действующим актам:

п. 23 «Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 (ред. от 21.05.2012) «Об утверждении правил Регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию.»

Регистрация военнослужащих производится на общих основаниях по месту нахождения предоставленного жилого помещения. В нем же регистрируются и члены семьи. Если непосредственно после прибытия к месту службы жилое помещение не предоставлено (в течение 3-х месяцев) то регистрация осуществляется по месту нахождения В/ч. В этом случае она носит уведомительный характер. В ней указывается адрес воинской части без указания её номера.

Такая регистрация военнослужащего и членов семьи возможна по рапорту, поданному командиру в/ч. Только после получения положительного решения военнослужащий и его семья могут подать документы на регистрацию по адресу в/ч.

Пленум ВС РФ разъяснил, что зарегистрироваться по адресу в/ч могут только те военно служащие, которые прибыли в воинскую часть находящуюсу в другом населенном пункте. Если военнослужащий обеспеченный жильем, переводится из одной воинской части в другую в пределах одного населенного пункта то его регистрация по адресу новой в/ч не возможна. Это же относится и к членам его семьи.

 Коллизия права 

Совершенно не решен законодателем вопрос о регистрации военнослужащих впервые поступающих на военную службу по контракту. Ко времени заключения контракта военнослужащий должен иметь регистрацию. При этом воинская часть, в которой он будет проходить службу, может располагаться в том же населенном пункте, в котором он проживал до службы.

Исходя из смысла закона, такой военнослужащий является к новому месту службы. В отношении его должно быть реализовано правило об обеспечении в течение 3-х месяцев жилым помещением (общежитием, служебной квартирой) вне зависимости от того, имел ли он регистрацию в этом населенном пункте до поступления на службу.

В этом выражается установленная законом  «О статусе военнослужащего» социальная защита военнослужащего в плане предоставления жилого помещения на время прохождения службы.

Если командование отказывает в удовлетворении рапорта о регистрации вновь поступившего на службу по месту нахождения (адресу в/ч), то он имеет право обжаловать такой отказ в военной прокуратуре или обратиться с иском в суд.

 Порядок регистрации военнослужащего 

Для регистрации по адресу нахождения в/ч, кроме рапорта на имя командира, военнослужащий заполняет заявление по форме №6.

К заявлению прилагаются паспорта всех членов семьи (жена, родители), свидетельства о рождении детей.

В отношении регистрации членов семьи командиром может быть принято отрицательное решение, если они обеспечены жилым помещением в месте дислокации в/ч. А вот в отношении несовершеннолетних детей такой отказ недопустим. По желанию родителя-военнослужащего несовершеннолетние дети могут быть зарегистрированы по тому же адресу что и он сам – на территории в/ч.

Вопросы с регистрации военнослужащих возникают в тех случаях, когда при переводе к новому месту службы в ранее предоставленных МО жилых помещениях остаются проживать члены семьи. Или сам военнослужащий обеспечен жилым помещением, но претендует на получение служебного жилого помещения, намерено ухудшая свое положение – снимаясь с регистрации в принадлежащей ему на праве собственности  квартире и претендуя на получение служебной квартиры по месту службы.

Сложилась обширная судебная практика по разрешению вопросов, связанных с регистрацией военнослужащих. Но каждая ситуация решается в индивидуальном порядке и не может быть рекомендована к применению без учета личных обстоятельств отказа в регистрации.

 Друзья! Если статья оказалась полезной, ПОЖАЛУЙСТА, поделитесь ею с друзьями в любой социальной сети, чтобы как можно больше военнослужащих знали о своих правах! 

Отечественным законодательством зафиксировано, что каждый гражданин страны, а также иностранец, временно проживающий в государстве, должен быть поставлен на квартирный учет, при этом за каждым лицом сохраняется право самостоятельного выбора места прописки.

С военными ситуация обстоит несколько иначе, поскольку воинская служба связана с ограничением права армейца свободно перемещаться в пределах государства. В некоторых случаях такие лишения распространяются и на членов их семей.

Знание вопросов о правилах регистрации военнослужащего по месту службы и других адресах позволит избежать судебных споров и нарушений норм закона с обеих сторон.

Введение в тему

Не так давно в законодательстве по теме миграции произошли существенные изменения. Принятыми поправками было предусмотрено 2 вида квартирных учетов:

Такое разделение введено для того, чтобы лишить трудностей с пропиской тех лиц, которые подолгу находятся в командировках в других регионах или направляются для прохождения воинской службы. С другой стороны, снятие военного с учета позволяет членам его семьи экономить на оплате коммунальных услуг и других жилищных отчислений.

В гл.4 Постановления Правительства от 2019 года №713 зафиксированы правила временной регистрации некоторых граждан по месту их временного пребывания. К таковым относятся военнослужащие.

Этим же документом установлено, что при направлении офицера для прохождения службы в другой регион (при длительности командировки свыше 90 суток) он и его близкие подлежат регистрационному учету граждан:

Законодательная база

При определении правил постановки на квартирный учет предстоит руководствоваться только общефедеральными законопроектами, поскольку муниципальные органы власти не вправе вносить изменения в миграционную политику на местах.

Так, во внимание нужно принимать:

Таблица №1 «Правовое регулирование вопроса»

Дата принятия Закона Наименование документа
25.06.1993 года №5242 ФЗ «О правах свободного выбора каждого гражданина места проживания в пределах РФ»
17.07.1995 года №713 Постановление Правительства «О правилах снятия и постановки на квартирный учет»
16.09.1999 года №1237 Указ Президента России «Об утверждении порядка прохождения военной службы в РФ»
28.03.1998 года №53 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»
27.05.1998 года №76 Федеральный Закон «О статусе военнослужащих»

Важно! Согласно актуальным изменениям законодательства, после снятия с квартирного учета у гражданина есть всего 7 календарных дней, чтобы заново прописаться без применения к нему штрафных санкций.

Что дает прописка военнослужащему

На данный момент существует много споров по поводу обязанности менять адрес своей прописки при поступлении на службу. Так, прописка армейца при воинской части обязательна, если гражданин был призван срочником в армию. На период выполнения служебных обязанностей он ставится на квартирный учет по месту отбывания воинской повинности. После дембеля прописка аннулируется, и максимум в течение недели призывник должен обратиться в миграционную службу по месту своего жительства.

Что касается служащих по контракту, то они являются трудоустроенными лицами с ограниченным правом выбора места проживания. Федеральным законодательством не предусмотрено единой нормы, которая бы обязывала контрактников сниматься с регистрации в своем жилье и перепрописываться в служебное жилье.

Однако наличие прописки определяет ряд существенных привилегий, как для самого военного, так и для членов его семьи. К таковым относятся:

Порядок и требования к прописке при воинской части

О правилах написания рапорта вы можете почитать в этой статье.

Право прописаться при части возникает не сразу по прибытию для прохождения службы. Так, алгоритм действий будет выглядеть следующим образом:

Внимание! Таким образом, единственное условие, дающее право прописаться по адресу воинского формирования — это отказ предоставить служебное жилье на протяжении 90 суток с момента прибытия в часть.

Порядок регистрации военнослужащих оставляет право за командирами В/ч отказать в прописке на территории части. Это возможно, если:

Что касается несовершеннолетних детей контрактника, то в отношении него в этом случае отказы недопустимы. Администрация части должна его прописать временно, пока не появится служебное жилье по месту несения службы.

Перечень документов

Для подачи на прописку предстоит представить такие бумаги:

Оформление необходимых документов не требует нотариального подтверждения копий бумаг. Дополнительно могут быть затребованы и другие документы (например, выписка из ЕГРН касательно наличия в собственности других объектов недвижимости).

Что делать, если переводят из части

Смена места несения службы может происходить по-разному. Так, во внимание принимается, будет ли служащий выполнять свои обязанности на новом месте постоянно или преимущественно (то есть строго ограниченный промежуток времени, не превышающий 90 дней). При долгосрочном переводе возникает право на смену адреса квартирного учета.

Также нужно учитывать, станет ли военный служить в другом населенном пункте, или же перевод происходит в рамках одного района. Если перемещение оформляется в пределах региона, то смена адреса прописки не допускается. В противном случае право на перепрописку возникает через 90 суток после переезда.

Прописка в случае увольнения

Порядок и основания снятия с квартирного учета зависят от обстоятельств прекращения трудового контракта.

Таблица №2 «Возможные ситуации и способы их решения»

Условия расторжения договора Судьба прописки и служебной квартиры
Завершение срока действия контракта Если документ не продлевается, то готовится Приказ об увольнении, что аннулирует воинскую обязанность и право использования выделенного ранее места проживания. Так, военному с семьей предоставляется срок в 3 месяца для оставления служебной квартиры и снятия с квартирного учета
Пенсия Выход на пенсию оставляет право за пенсионером и его близкими не только пользоваться квадратными метрами, но и приватизировать их
Состояние здоровья Если военнослужащему была присвоена любая из групп инвалидности, то он также может претендовать на приватизацию жилья. В противном случае придется осуществить переезд
Принудительное прекращение правоотношений В эту категорию причин относятся все обстоятельства нарушения закона и дисциплинарных норм самим военным. После подписания Приказа об увольнении семье выделяется время для переезда

Прописка членов семьи

Постановлением Правительства №713 установлено, что допускается не только прописка самих армейцев, но и членов их семей по адресам воинских частей, при этом важно учитывать такие правила:

Для несовершеннолетних процедура регистрации и снятия с учета выглядит несколько иначе, чем для взрослых. Это связано с тем, что лица, не достигшие 18-летнего возраста, подлежат дополнительной правовой защите со стороны государства. В частности, выписка с жилья ребенка будет доступна только после доказывания, что малышу есть куда прописаться.

Можно ли проживать военнослужащему без прописки

Законодателем строго ограничено, что не допускается нахождение в пределах Российской Федерации граждан, иностранных подданных и апатридов без постоянной или временной прописки. На военнообязанных это требование также распространяется, поэтому категорически запрещено находиться без отметки о квартирном учете свыше одной недели.

К лицам, допустившим нарушение, будут применяться меры административных взысканий.

Если у вас есть личный опыт смены места регистрации во время несения службы, то поделитесь им с другими в разделе «Комментарии».

Абсолютно точно и правильно

Не совсем абсолютно и не совсем точно…

Эт не я придумал:

Постановление Правительства РФ от 17 июля 2019 г. N 713

«Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию»

II. Регистрация граждан по месту пребывания

10. Регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению:

с нанимателями и всеми совместно проживающими с ними членами их семей, в том числе с временно отсутствующими членами их семей, при условии проживания в домах государственного или муниципального жилого фонда;

с собственниками жилых помещений;

с правлениями жилищно-строительных или жилищных кооперативов, если члены кооперативов не являются собственниками данных жилых помещений.

Как известно, Закон не запрещает снимать жилье со статусом соцнайма. Так вот там члены семьи как раз право голоса и имеют... Кроме того, голос членов семьи имеет значение в жилом помещении, находящейся их в долевой собстенности. ИМХО.

Наличие регистрации по месту жительства при воинской части не освобождает….

Ну, допустим, не ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА ПРИ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ, а по АДРЕСУ воинской части…

И чтоб закрыть вопрос с регистрацией по адресу части, уважаемые корифеи KAMAZ и gals, предлагаю ответить на вопрос — где может проживать военнослужащий, воспользовавшийся законным правом регистрации по этому адресу до получения жилья от МО РФ, чтобы не нарушать Правила регистрации ..?

Неужели только внутри части — по её адресу?!

В соответствии со ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Согласно нормам ст. 1 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. N 5242-I ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона. Военнослужащие как особая категория государственных служащих, выполняющая важную государственную функцию по обеспечению вооруженной защиты государства, по своему статусу, закрепленному в законодательстве*(1), ограничиваются в праве на свободу передвижения и выбора места жительства или пребывания, так как их место жительства или место пребывания определяются интересами обороны государства и зависят от места прохождения военной службы.

Тем не менее, в соответствии с законодательными нормами все граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, предписывают всем гражданам в семидневный срок с момента прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам для регистрации.

Однако регистрация по месту жительства — это не только обязанность. Хотя законодатель и установил, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, многие права и свободы, вытекающие, например, из договоров или нормативных правовых актов, ставятся в зависимость от наличия регистрации по месту жительства или по месту пребывания*(2). Такие права в большинстве своем не могут быть ограничены статусом военнослужащего и должны осуществляться свободно. Поэтому законодатель предусмотрел гарантию для военнослужащих иметь возможность исполнять законные обязанности и полноценно использовать свои права и свободы. Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих-граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.

Последнее время в федеральном органе исполнительной власти, в котором автор настоящй статьи проходит военную службу, широкую практику получили обращения военнослужащих по команде о регистрации их по месту жительства по адресам воинских частей. Неправомерность большинства таких обращений побудила автора к написанию настоящей статьи. Необходимо обратить внимание на то, что норма п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» содержит в себе ряд условий, при одновременном наступлении которых должна осуществляться регистрация по адресам воинских частей.
Во-первых, регистрация военнослужащих по месту жительства по адресам воинских частей предусмотрена при прибытии военнослужащего к новому месту военной службы
. Теоретически можно предположить, что военнослужащие, заключающие первый контракт о прохождении военной службы и прибывающие для прохождения военной службы к первому (но не новому) месту военной службы, лишены возможности зарегистрироваться по месту жительства по адресам воинских частей. Однако здесь следует учитывать, что граждане до поступления на военную службу уже обязаны иметь регистрацию по месту жительства, и практика показывает, что нет таких лиц, которые заключали контракт о прохождении военной службы, не имея при этом регистрации по месту жительства. Возможно, что у такого военнослужащего имеется регистрация в другом населенном пункте, отличном от места дислокации воинской части, но в этом случае необходимо регистрироваться по месту пребывания по адресу воинской части.
Косвенным подтверждением необходимости выполнения первого условия для регистрации военнослужащих по месту жительства по адресам воинских частей может послужить вывод, сделанный в определении Ленинградского окружного суда от 25 октября 2010 г. N 795-КГ по делу о рассмотрении кассационной жалобы воинского должностного лица на решение Великоновгородского гарнизонного военного суда от 8 сентября 2010 г. по заявлению майора Н.
Суд указал следующее.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих, до получения жилых помещений по установленным нормам регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Именно указанным военнослужащим и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Следовательно, гарантия предоставления жилых помещений либо, в случае их отсутствия, выплаты компенсации за наем (поднаем) жилых помещений предоставляется только военнослужащим и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих.

Следует обратить более пристальное внимание на второе условие для осуществления регистрации — наличие необходимости обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, которое следует из того, что военнослужащие регистрируются до получения жилых помещений по установленным нормам. Такая необходимость может быть установлена и закреплена только путем признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении (в том числе и служебном), постановки его на соответствующий учет уполномоченным органом. Этим действиям непременно должна предшествовать процедура проверки жилищных условий военнослужащего и членов его семьи для установления наличия или отсутствия оснований для жилищного обеспечения.
В совокупности оба названных условия дают право военнослужащему совместно с членами его семьи зарегистрироваться по месту жительства по адресу воинской части
. В то же время часто возникают такие ситуации, когда военнослужащие прибывают к новому месту службы, где жильем они обеспечены и регистрируются по месту жительства. Оснований для их жилищного обеспечения не имеется и соответственно регистрации по адресу воинской части также. Но впоследствии по различным причинам у них ухудшаются жилищные условия и появляются основания для жилищного обеспечения. Могут ли в таком случае военнослужащие зарегистрироваться по месту жительства по адресу своей воинской части, если первое условие — прибытие к новому месту военной службы, наступило не одновременно со вторым условием? Можно сказать, что складывается противоречивая ситуация, когда одни «бесквартирные» военнослужащие могут быть зарегистрированы по месту жительства по адресам воинских частей, а другие «бесквартирные» не могут, так как не прибывали к новому месту службы, хотя обе категории равны по своему социальному положению. Однако здесь необходимо учитывать те обстоятельства, которые привели к созданию негативной жилищной ситуации.

Среди военнослужащих укрепилось неправомерное и необоснованное понимание института регистрации по адресу воинской части как инструмента для последующего жилищного обеспечения, как основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях. Считается, что такая регистрация ведет к автоматическому принятию на учет в качестве нуждающихся в жилищном обеспечении, а не наоборот, как видится автору настоящей статьи, признание нуждающимся порождает обязанность зарегистрировать военнослужащего по месту жительства по адресу воинской части при отсутствии у него жилых помещений, пригодных для проживания, и при соответствующем волеизъявлении. Утвердившись во мнении о неизбежности предоставления жилья в случае наличия штампа в паспорте с юридическим адресом воинской части, военнослужащие начинают «натягивать» свои жилищные условия на основания для признания их не имеющими жилых помещений. Самая распространенная схема превращения в «бумажных» бомжей довольно проста: жилое помещение, находящееся в собственности, передается супругу(е) или какому-нибудь родственнику, затем оформляется развод или иное прекращение семейных отношений, а после в судебном порядке собственник выселяет военнослужащего как бывшего члена семьи из жилого помещения со снятием с регистрационного учета по месту жительства. При этом, некоторыми органами регистрационного учета во время снятия с регистрации выдаются листки убытия с необоснованной отметкой о том, что гражданин убывает с предыдущего места жительства к месту прохождения военной службы, что дает военнослужащим веские основания утверждать, что должностные лица воинской части обязаны обратиться в территориальный орган ФМС России для регистрации таких военнослужащих по месту жительства по адресу воинской части.

Автор настоящей статьи полагает, что в таких случаях военнослужащие не имеют права на регистрацию по месту жительства по адресам воинских частей, а также оснований для их жилищного обеспечения. Следует иметь в виду, что регистрация «при части» неразрывно связана с прохождением военной службы по контракту и вызвана спецификой и особенностями военной службы, а прекращение прав на жилое помещение и снятие с регистрационного учета, вытекающие из семейных, жилищных, гражданских и иных правоотношений, никаким образом не связаны со статусом военнослужащего и прохождением военной службы. Соответствующим органам военного управления необходимо отказывать таким военнослужащим в регистрации по месту жительства по адресу воинской части, а при рассмотрении вопроса о признании военнослужащего нуждающимся в жилом помещении применять норму о намеренном ухудшении жилищных условий. Такой отказ основывается на отсутствии соблюдения условия прибытия к новому месту службы и необходимости жилищного обеспечения по месту службы. Практика показывает, что многие военнослужащие сознательно занимают абсолютно пассивную позицию в процессе судопроизводства по делам об их выселении и снятии с регистрационного учета. В судебных решениях указывается, что ответчик не принял участие в заседании, либо признает исковые требования, либо не возражает против них и просит удовлетворить иск в полном объеме. Об обжаловании решений во второй инстанции речи даже не идет. Это справедливо наталкивает на мысль о намеренных действиях военнослужащих, влекущих к созданию оснований для жилищного обеспечения и регистрации по адресам воинских частей. Даже несмотря на отдельные случаи вынужденного выселения с места жительства со снятием с регистрационного учета, при котором военнослужащий употребил все возможные способы защиты своих прав, регистрация по месту жительства по адресам воинских частей обусловливается только обстоятельствами прохождения военной службы, а не иными обстоятельствами, вытекающими из гражданских, семейных, жилищных и иных правоотношений.

Возможно, проблема регистрации военнослужащих по адресам воинских частей может усугубиться тем, что с 1 января 2011 г. вступили в силу изменения в Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в соответствии с которыми заявление на регистрацию по месту жительства и иные документы могут быть представлены в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации, и направлены в орган регистрационного учета с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Автор настоящей статьи предлагает открыть дискуссию по теме осуществления регистрации военнослужащих по месту жительства по адресам воинских частей и приглашает других авторов высказать свои мнения по этой проблеме и поделиться опытом разрешения споров об отказе военнослужащим в регистрации по месту жительства по адресам воинских частей.

Д.Ю. Гайдин,
соискатель Московского пограничного института ФСБ России,
юрисконсульт подразделения Федеральной службы охраны Российской Федерации

«Право в Вооруженных Силах», N 2, февраль 2011 г.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ; Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ; Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237.
*(2) Например:
1) непременным условием выдачи потребительского кредита в коммерческом банке является наличие постоянной регистрации по месту жительства;
2) основанием для включения гражданина в списки избирателей является факт нахождения его места жительства на территории избирательного участка, подтверждаемый органами регистрационного учета в установленном порядке, т.е
. отметка о регистрации;
3) транспортные средства регистрируются за физическими лицами по адресу, указанному в паспортах гражданина Российской Федерации или в свидетельствах о регистрации по месту жительства собственников, выдаваемых органами регистрационного учета.

.