Суть налогового маневра в нефтяной отрасли 2019 года

🕒

С 1 января 2019 года заработает налоговый маневр в сфере нефтяной промышленности. Его целью является поэтапный рост налоговых платежей за добычу полезных ископаемых, при одновременном снижении акцизов на вывоз нефти и бензина за рубеж. Это неизбежно скажется и на ценах топлива на внутреннем рынке, с которыми предстоит столкнуться рядовым гражданам. Разберем, что представляет собой налоговый маневр в нефтяной отрасли, и как скажутся эти поправки на розничных ценах.

Что это такое

Любой налоговый маневр предусматривает изменение системы налогообложения и поступления платежей в бюджет. В зависимости от целей, которые преследует законодатель, направления маневра могут предусматривать замену одного или нескольких налогов другими сборами, пропорциональное перераспределение поступлений в бюджет, введение заградительных пошлин и мер стимулирования отечественных предприятий.

В нефтяной промышленности налоговые маневры проводят регулярно. В 2019 году рассматривался очередной блок поправок в НК РФ, который станет четвертым маневром для нефтянки. Суть налогового маневра в нефтяной отрасли заключается в следующем:

Еще до октября 2019 года обсуждались детали налогового маневра, точные сроки и ставки. Для обсуждения показателей реформы были приняты во внимание доводы представителей отечественного НПК. Осенью окончательные цифры и положения маневра были рассмотрены законодателем и приняты в виде поправок в НК РФ. Вступят в силу новые правила с января 2019 года, а в окончательном варианте реформа будет завершена к 2019 году.

Нюансы налогового маневра

В чем заключается необходимость очередного налогового маневра в нефтяной отрасли? В настоящее время, основным источником дохода от нефтяной промышленности является акцизный сбор на вывоз сырой нефти, продуктов переработки и ГСМ. Акцизы напрямую связаны с ценовыми курсами нефти на ведущих мировых биржах и рынках, поэтому прогнозирование бюджетных показателей существенно затруднено.

Введение новых правил налогообложения и применения акцизов позволит бюджету снизить зависимость от мировых цен на нефть. Полностью игнорировать эти показатели невозможно, поэтому курсы нефтяных бирж будут применяться при введении дополнительных пошлин и предоставлении мер поддержки предприятиям с большой долей внутреннего производства.

Ключевой целью маневра является постепенное увеличение доли НДПИ в доходной части бюджета, с одновременным снижением акцизных ставок. На практике, такие нормы будут реализованы следующим образом:

  1. снижение ставок акциза будет происходить на протяжении 6 лет, и завершится в 2019 году установлением нулевой ставки;
  2. налог на добычу полезных ископаемых (в том числе, нефти) будет расти пропорционально, однако достигнет планируемых ставок уже к 2019 году;
  3. в период с 2019 по 2019 год доля поступлений в бюджет от НДПИ будет расти, тогда как акцизная составляющая, напротив, будет снижаться.

После 2019 года все положения налоговой реформы окончательно вступят в силу.

Уменьшение акцизных ставок на нефть и ГСМ неизбежно стимулирует рост экспорта. В таких условиях, доля топлива, поставляемого на внутренний рынок, может заметно снизиться, что повлечет рост цен на автозаправках. Чтобы избежать таких последствий, государство вводит ряд льгот и преференций для производителей, работающих для внутреннего рынка:

Логистические коэффициенты будут отличаться, в зависимости от региона расположения предприятия НПК. Наиболее высокий показатель коэффициента вводится для предприятий в Хакасии и Красноярском крае (1.5). Логистические коэффициенты сохранят свое действие даже после завершения налогового маневра.

При расчете обратных акцизов и логистических коэффициентов будут учитываться и иные факторы:

  1. доля высококачественного  топлива в общем объеме производства предприятия;
  2. мировые цены на нефть и продукты переработки;
  3. усредненный показатель оптовых цен на внутреннем рынке РФ;
  4. ценовые показатели экспортной альтернативы на нефть.

Ожидаемое увеличение доходов в бюджет от проведения налогового маневра будет достигать 1.6 трлн. руб. к 2019 году. Действующие льготы на добычу полезных ископаемых сохранятся в неизменном виде. На них могут рассчитывать геологоразведочные предприятия, а также компании, добывающие нефть на труднодоступных территориях, незначительных месторождениях.

Вырастут ли цены

Любая налоговая реформа неизбежно сказывается на оптовых и розничных ценах в пределах страны. Поскольку общая налоговая нагрузка на предприятия НПК вырастет, неизбежно повысятся и розничные цены на бензин, дизельное топливо, иные виды ГСМ. Однако Правительство РФ гарантирует, что будет постоянно держать на контроле состояние цен на оптовых и розничных рынках, чтобы не допустить обвального повышения.

В качестве мер по защите внутреннего рынка и интересов рядовых потребителей, могут предусматриваться:

Для рядовых автовладельцев указанные меры мало что скажут, тем более что их принятие может затянуться на месяцы. Однако, комментируя поправки в НК РФ о проведении налогового маневра Представители Правительства РФ неоднократно подтверждали курс на сохранение текущих цен на бензин и ГСМ, либо на контролируемый рост.

Суть налогового маневра:

Резкий рост цен на бензин и нефть подтолкнул российское Правительство к поспешному внесению изменений в законодательство, напрямую связанное с вопросами ценообразования в нефтяной промышленности. Менее чем за пару месяцев (минувшие июнь и июль) Госдума утвердила ряд изменений, которые коснутся Налогового кодекса РФ и закона «О таможенном тарифе». Нововведения получили название «Налоговый маневр».

Зачем он нужен?

Налоговый маневр вступит в силу с 1 января 2019 года и рассчитан на 6 последующих лет. За этот период планируется внести серьезные изменения в расчет экспортной таможенной пошлины и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

В настоящий момент экспортная пошлина сырой нефти составляет 30% от ее итоговой стоимости. Начиная с 1 января будущего года, ее планируется постепенно снижать до полной отмены, которая должна случиться в 2019 году. В то же время, на аналогичный процент будет повышаться НДПИ, причем его рост планируется завершить уже в 2019 году.

Налоговый маневр имеет 2 основные цели:

Последствия

На первый взгляд рост стоимости сырой нефти и продуктов ее переработки на внутреннем рынке должен привести к дополнительному росту стоимости топлива и ГСМ для конечного потребителя (согласно «Роснефти» повышение цен может достигать 50%), что недопустимо, так как остановить бесконтрольное удорожание бензина в рознице удалось лишь пару месяцев назад. В связи с этим Госдума ввела два дополнительных механизма, с помощью которых роста цен на отечественном рынке удастся избежать.

Первая мера – снижение акциза на сырую нефть. Благодаря ему отечественные нефтеперерабатывающие заводы, занимающиеся выпуском высококачественного топлива, соответствующего актуальному экологическому стандарту «Евро-5», смогут сэкономить порядка 2019 рублей с каждой тонны перерабатываемого сырья. Воспользоваться данным преимуществом смогут исключительно те компании, что занимаются поставками топлива на отечественный рынок.

Министром финансов также были предложены аналогичные послабления для компаний, которые еще не успели произвести модернизацию оборудования и не выпускают топливо класса «Евро-5», но планируют начать производство в течение ближайших 3 лет. Также они будут действовать для санкционных компаний.

Второй механизм – введение демпфирующего акциза, учитывающего выгодность экспорта для отдельно взятых компаний. Проще говоря, НПЗ, расположенные на значительном удалении от границ, смогут не только вернуть часть выплаченных акцизов, но и получить дополнительную прибавку за счет повышающего коэффициента, призванного компенсировать расходы на транспортировку нефтепродуктов за границу.

Прогнозы

Однозначно оценить удачность принятых решений пока не представляется возможным, так как оба законопроекта, входящие в пакет налогового маневра, были одобрены лишь 28 июля и вступят в силу с началом нового года. Однако по прогнозам Правительства РФ к 2019 году они помогут государству получить порядка 1,3-1,6 триллиона рублей дополнительных доходов. Впрочем, ряд аналитиков (в частности представители медиахолдинга РБК) отмечает, что итоговая прибыль с учетом введения демпфирующих акцизов для отдельных компаний может оказаться существенно меньшей.

Кроме того, неизвестно, сбудутся ли обещания Правительства о том, что маневр не окажет влияния на рост розничных цен на нефтепродукты. Увидеть это игроки российского рынка смогут уже в следующем году.

21 июня правительство одобрило вариант налогового маневра в нефтяной отрасли. Суть его заключается в поэтапном снижении экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты до нуля к 2019 году и одновременном росте налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В результате таких изменений экспорт нефти станет более выгодным, а цена на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке вырастет.

Чтобы отчасти компенсировать рост цен на топливо, правительство собирается принять так называемый плавающий акциз. Повышать для НПЗ его будут в период низких цен на нефть, а в периоды высоких цен налоговая нагрузка на НПЗ будет наоборот снижаться.

Кроме этого, правительство планирует смягчить реформу обратным акцизом. Это налог, который предполагает возврат акцизов с объемов нефти, которые идут на переработку. Его размер зависит от корзины нефтепродуктов. Чтобы он был максимальным, НПЗ не должен выпускать темных нефтепродуктов.

Ранее им могли воспользоваться заводы, выпускающие бензин в объеме более 10% от первичной переработки и компании, попавшие под финансовые санкции. Теперь его решили предоставить компаниям, которые собираются модернизировать свои НПЗ. Также правительство хочет ввести повышающие коэффициенты к обратному акцизу для тех НПЗ, которые расположены далеко от границы и меньше зарабатывают на экспорте.

Зачем нужен налоговый маневр?

Министерство финансов предлагало обнулить экспортную пошлину на нефть с начала этого года, но против этого выступает Минэнерго, которое считает, что это может привести к падению объемов нефтепереработки на 20% и закрытию ряда НПЗ.

«Историю с нефтяным налоговым маневром изначально затевал Минфин для того, чтобы пополнить бюджет, — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. — Раньше работала такая схема — есть две точки нефтяной отрасли, из которых изымают деньги. Когда вы из-под земли достали нефть, вы платите налог на добычу полезных ископаемых с объема, который вы извлекли. Например, добываем 547 млн тонн, 279 млн идет на внутреннюю переработку на НПЗ, а все остальное уходит на экспорт в сыром виде. С каждой тонны сырого экспорта платится экспортная пошлина. Получается, что на внутреннем рынке нефть дешевле, чем на внешнем. Получается, что у нас бензин и нефть дешевле, чем за рубежом. Налоговый маневр предполагает, что вы обнуляете экспортную пошлину и повышаете НДПИ. То есть всю нагрузку переносите на скважину. В результате получается, что нефть для НПЗ становится такой же дорогой, как и для внешних потребителей. Такая политика ведет к росту цен на бензин уже на внутреннем рынке. Поэтому правительство пытается придумать, как и налоговый маневр завершить, и цены удержать».

По словам эксперта, нефтяной налоговый маневр нужен в первую очередь для пополнения бюджета. «Если вы собираете только НДПИ, то получается, что сбор налогов идет со всех 547 млн тонн. Естественно, остается гораздо больше доходов в бюджет. Здесь каждое ведомство выполняет свою задачу. Минфин должен наполнять бюджет, чтобы не возникало дефицита. Вот для этого и придуман такой маневр, который имеет цель наполнить бюджет. Деньги нужны для выполнения майских указов, индексации пенсий и т.д.

Здесь каждый получается прав, но в итоге выходит не очень хорошо, потому что повышение цен на бензин является болезненным вопросом для населения, оно начинает бунтовать, проводить акции протеста. Поэтому стоит вопрос, а нужен ли на самом деле такой маневр, когда и так все работало, а теперь приходится придумывать какие-то инструменты, как регулировать цены на бензин и отрицательные акцизы, которые как ранее предполагалось будут запирать регионы и на них строить дороги. Если их уменьшать, то получается, что регионы опять будут недополучать, с бюджета им будут что-то компенсировать. Возникает вопрос — зачем пополнять бюджет, чтобы потом распределять из него средства по регионам. Страдает и переработка, потому что нефтяникам становится совсем не выгодно перерабатывать нефть на внутреннем рынке в больших мощностях», — говорит Юшков.

В правительстве заявляют, что за счет нефтяного налогового маневра российский бюджет получит за шесть лет около 1,5 триллиона рублей. Принять закон планируют в эту сессию, которая заканчивается в середине июля.

Налоговое маневрирование в нефтяной отрасли, начатое еще в 2015 году, решено завершить, кто бы сомневался, в 2024 году. Самое любопытное — не очередное подтверждение перехода российской активности в экономической политике (и не только в ней) на шестилетки, в чем уже нет ничего неожиданного. Суть новой системы налогового регулирования — сочетание автоматических рычагов и ручных методов. А это может стать весьма гремучей смесью.    

Суть маневра — переход нефтяных доходов федерального бюджета с экспортной пошлины на сырую нефть на поступления от налога на добычу полезных ископаемых (нефть). К 2024 году пошлина будет ликвидирована в результате сокращения с нынешнего уровня 30% за шесть лет ежегодным шагом в 5%. Повышение НДПИ, а оно будет происходить до 2021 года, распространится на всю, а не только на экспортируемую нефть.

Так достигается главная цель маневра — независимость бюджета от капризов нефтяной конъюнктуры. «В рамках завершения налогового маневра мы сейчас прорабатываем системные механизмы демпфирования такого стремительного изменения цены на нефть на внутреннем рынке и в оптовом звене в зависимости от колебания мировых цен на нефть. Продумываем некую формулу, которая позволила бы снижать эти риски. Необходимо найти системное решение, потому что принимать каждый раз точечные решения — это неправильно» — так формулировал цель маневра директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов.

Если оперировать только ликвидацией экспортной пошлины на нефть и ростом НДПИ, то совершенно очевидно: эта пара стимулирует рост внутренних цен на нефть и вывоз сырой нефти, так что цены на нефтепродукты вырастут. Правительство, конечно, видит эту опасность и дополняет налоговый маневр страховочными мерами. Это прежде всего отрицательный акциз, представляющий собой компенсирующую субсидию, которую получат НПЗ, но не все, а те, что производят бензин и дизельное топливо не ниже пятого класса, поставляя, как рассказал министр энергетики Александр Новак, не менее 10% произведенного топлива на внутренний рынок. Те НПЗ, которые пока не освоили производство бензина пятого класса, получат для модернизации еще три года.

Сохранятся и привычные положительные акцизы. Из-за недавнего скачка цен на бензин, произошедшего именно в рамках нефтяного налогового маневра, подъема акциза на бензин, который должен был состояться 1 июля, не произойдет. Более того, акциз был снижен, и это был самый действенный удар по росту бензиновых цен, остановивший их. Но это временная мера. В 2019 году акцизы вернутся к восхождению. Ставка акциза повысится с нынешних 8,213 тысячи рублей за тонну бензина до 12,3 тысячи рублей.

Как у доктора Пилюлькина из сказки про Незнайку был универсальные средства для всех пациентов: касторка и йод, так и у правительства — НДПИ и акцизы (положительные и отрицательные). Ну и каковы ожидаемые результаты такого «лечения»?

Главный итог назвал вице-премьер Дмитрий Козак: «1,3–1,6 трлн рублей в течение шести лет получит федеральный бюджет от налогового маневра». Кто эти деньги заплатит? Нефтяники, но не они одни. Уже есть оценки, по которым бензин и дизтопливо подорожают в среднем на 30 копеек за литр, цена на остальные нефтепродукты повысится в полтора раза. Так что платить придется всем. В чем, впрочем, с самого начала мало кто сомневался.

Есть и еще один итог. Расширяется сфера ручного управления. Самый яркий пример — туман вокруг отрицательной ставки акциза, то есть части акцизного платежа, которую вернут нефтепереработчикам. Дмитрий Козак признал, что ставка будет дифференцирована для разных НПЗ.

Строго говоря, это вмешательство в механизм конкуренции и объект лоббистских битв. Уже объявлено, что льготный механизм будет применяться к компаниям, реализующим крупные проекты, а также подпавшим под санкции. Так что простор для принятия индивидуальных решений открыт. Вместе со всеми хорошо известными сопутствующими явлениями. Скорее всего, рынок нефтепереработки ждет передел. И не исключительно по экономическим причинам.