Рассмотрение арбитражными судами дел о несостоятельности (банкротстве) в 2019 году

🕒

См. также постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2012 г. N 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве»

См. также Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13 октября 2019 г. N 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан»

Понятие и стадии рассмотрения дел о несостоятельности в арбитражном процессе

Под несостоятельностью (банкротством) закон понимает признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Основным предназначением процессуальной части законодательства о банкротстве является установление в судебном процессе факта банкротства (несостоятельности) участника экономического оборота, влекущего особые условия его дальнейшего функционирования. В связи с этим правомерным представляется вывод о равной составляющей (не по объему норм, а по их значению) в институте банкротства материального и процессуального начал, их равноправии и взаимопроникновении. Поэтому неправильно в данном случае представлять процессуальные нормы вспомогательными по отношению к материальным: без них институт банкротства являлся бы только декларацией, пожеланием, не обеспеченным реальным механизмом функционирования.

Ввиду того, что банкротство — институт, реализуемый только через судебный процесс, главенствующую роль в системе банкротства играет суд, рассматривающий дела о банкротстве.

Нормы АПК РФ составляют процессуальную основу рассмотрения дел о банкротстве, являясь общими, принципиальными по характеру. Нормы законов о несостоятельности (банкротстве) носят особенный характер и применяются арбитражными судами в дополнение к нормам АПК РФ с учетом специфики этих дел. Арбитражный суд, рассматривая дело о банкротстве, руководствуется прежде всего АПК РФ (например, исследуя доказательства, проводя судебное разбирательство или вынося судебный акт), применяя в случаях, предусмотренных указанным законом, содержащиеся в нем особенные процессуальные нормы, присущие только этим делам и имеющие целью учет специфики банкротства как института материального и процессуального права (например, при подготовке дела к судебному разбирательству или проведении процедур банкротства).

Публичность и особенности защиты прав в делах о несостоятельности:

Публичный характер этих дел основан на том, что установление факта несостоятельности (банкротства) участника экономического оборота, как правило, влечет серьезные последствия для большого количества лиц:

Специфика защиты права (должника или кредиторов) при рассмотрении дел о банкротстве заключается в том, что целью рассмотрения дела арбитражным судом является не решение спора, не установление факта, имеющего юридическое значение, а урегулирование конфликта, возникшего из-за неспособности участника экономического оборота расплатиться по своим долгам. При урегулировании конфликта суд должен учитывать интересы множества лиц: самого должника, его работников и собственников имущества, кредиторов, а также публично-правовые, социально-экономические, а порой и политические интересы. Именно поэтому процессуальные нормы законодательства о банкротстве являются особенными, направленными на создание условий, позволяющих при наличии достаточно объективно существующего положения должника как несостоятельного плавно, с минимальными потерями для общества вывести должника временно (гражданина) или навсегда (юридическое лицо) из экономического оборота.

Стадии рассмотрения дел о банкротстве

Традиционный арбитражный процесс делится на следующие стадии:

Несомненно, что наличие этих стадий характерно и для дел о банкротстве. Однако специфика этих дел позволяет говорить о возможности деления их рассмотрения на 2 основные стадии:

В ходе разбирательства дела арбитражный суд, руководствуясь прежде всего нормами АПК РФ с применением особых процессуальных норм, установленных законодательством о банкротстве, производит собственно рассмотрение дела. Именно разбирательство наиболее близко обычному арбитражному процессу и состоит из вышеперечисленных подстадий: возбуждения дела, подготовки дела, судебного разбирательства и вынесения судебного акта, который может быть оспорен в вышестоящих процессуальных инстанциях. Главной задачей разбирательства является принятие законного и обоснованного судебного акта, являющегося основой урегулирования имущественного конфликта, но не завершающего разрешение конфликта.

Процедуры банкротства можно сравнить с исполнительным производством. Таким образом, основной задачей процедур банкротства является практическая реализация судебного акта, принятого арбитражным судом, с целью окончательного разрешения конфликта. На стадии процедур банкротства арбитражный суд выполняет и судебные, и контрольно-надзорные, а также руководящие функции. Контроль суда осуществляется путем рассмотрения по правилам, установленным АПК РФ для судебного разбирательства, жалоб и заявлении лиц, участвующих в деле; руководящая роль — в утверждении результатов, в том числе промежуточных, процедур банкротства, продлении их сроков, освобождении и назначении арбитражных управляющих и т.п.

Рассмотрение дел о несостоятельности в арбитражном суде

Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) регулируется

Согласно ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судьей единолично, если иное не предусмотрено статьей 17 АПК РФ, устанавливающей перечень дел для коллегиального рассмотрения. К рассмотрению таких дел не могут привлекаться арбитражные заседатели.

Определения, которые выносятся арбитражным судом при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) и обжалование которых предусмотрено АПК РФ и иными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства), отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, могут быть обжалованы в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение 10 дней со дня их вынесения.

С заявлением о признании должника банкротом в арбитражный суд по месту нахождения должника вправе обратиться:

    1. должник,
    2. кредиторы и
    3. иные заинтересованные лица в соответствии с федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства) (ФЗ относит к ним конкурсных кредиторов и уполномоченные органы).

По делам о несостоятельности (банкротстве) может быть заключено мировое соглашение в соответствии с федеральным законом, а также допускаются иные примирительные процедуры, предусмотренные гл. 15 Кодекса и другими федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

В соответствии со ст. 33 АПК РФ и ст. 6, 33 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» дела о банкротстве подведомственны только арбитражному суду независимо от того, кто является участником правоотношений — юридическое лицо или гражданин. Поскольку дела о банкротстве отнесены к делам специальной подведомственности арбитражных судов, они не могут быть рассмотрены судами общей юрисдикции. Одновременно эти дела отнесены и к исключительной компетенции арбитражных судов, поэтому участники правоотношений не могут передать дело о банкротстве на рассмотрение третейского суда (п. 3 ст. 33 Закона).

Подсудность дел о банкротстве является исключительной: заявление о признании должника банкротом может быть подано только в арбитражный суд по месту нахождения должника (ст. 38 АПК РФ и ст. 33 Закона).

Особенности дел о банкротстве:

В то же время кредиторы могут объединить свои требования о признании должника банкротом (п. 5 ст. 39 ФЗ), например, если размер требований каждого из них к должнику не достигает минимальных величин. 

Срок рассмотрения арбитражным судом дел о банкротстве в соответствии со ст. 51 ФЗ составляет 7 месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом. Таким образом, этот срок увеличен по сравнению с общим сроком рассмотрения арбитражными судами исков (3 месяца, в том числе 2 — на подготовку плюс 1 — на разбирательство). Следует отметить, что 7-месячный срок не включает срок на проведение процедур банкротства, за исключением наблюдения.

Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 2019 г. N 99 срок рассмотрения дела о банкротстве может быть продлен до 10 месяцев.

При этом продление срока рассмотрения дела до шести месяцев на основании части 2 статьи 152 АПК РФ возможно при рассмотрении конкретного обособленного спора в рамках дела о несостоятельности (банкротстве)

Судебное разбирательство арбитражного суда по делу о банкротстве производится по правилам, установленным АПК РФ (гл. 19), без каких-либо особенностей.

Ст. 52 ФЗ устанавливает, что по результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов:

Вышеперечисленные судебные акты подлежат немедленному исполнению, если иное не установлено Федеральным законом.

Основания для прекращения производства по делу о банкротстве

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ пункт 1 статьи 57 изложен в новой редакции

Арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случае:

Приостановление производства по делу о банкротстве

Производство по делу о банкротстве может быть приостановлено по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, в случае:

    1. обжалования судебных актов, предусмотренных статьей 52 настоящего Федерального закона;
    2. обжалования решений собрания кредиторов (комитета кредиторов);
    3. в иных предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом случаях.

В случае приостановления производства по делу арбитражный суд не вправе принимать судебные акты, предусмотренные статьей 52 Федерального закона.

Приостановление производства по делу не является препятствием для вынесения иных предусмотренных Федеральным законом определений, а также осуществления арбитражным управляющим и иными лицами, участвующими в деле о банкротстве, действий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Разбирательство
дел о банкротстве в арбитражном суде
производится в особом порядке. Особенности
арбитражного процесса при рассмотрении
дел о банкротстве юридического лица
устанавливаются Законом о банкротстве.
Дела о банкротстве юридических лиц
рассматривает арбитражный суд по месту
нахождения должника
. Заявление о
признании должника банкротом принимается
арбитражным судом, если требования к
юридическому лицу в совокупности
составляют не менее чем 100 тысяч рублей
и указанные требования не исполнены в
течение трех месяцев со дня, когда они
должны были быть исполнены
. Дело о
банкротстве не может быть передано на
рассмотрение в третейский суд.

Лицами,
участвующими в деле о банкротстве,
являются:

1) должник;

2) арбитражный
управляющий;

3) конкурсные
кредиторы;

4) уполномоченные
органы;

5) федеральные
органы исполнительной власти, а также
органы исполнительной власти субъектов
РФ и органы местного самоуправления по
месту нахождения должника в случаях,
предусмотренных Законом о банкротстве;

6) лицо,
предоставившее обеспечение для проведения
финансового оздоровления.

В
арбитражном процессе по делу о банкротстве
участвуют:

1) представитель
работников должника;

2) представитель
собственника имущества должника–
унитарного предприятия;

3) представитель
учредителей (участников) должника;

4) представитель
собрания кредиторов или представитель
комитета кредиторов;

5) иные
лица в случаях, предусмотренных АПК РФ
и Законом о банкротстве.

При
подготовке дела к судебному разбирательству
арбитражный суд рассматривает заявления,
жалобы и ходатайства лиц, участвующих
в деле о банкротстве, устанавливает
обоснованность требований кредиторов,
осуществляет иные полномочия. По
ходатайству лиц, участвующих в деле о
банкротстве, арбитражный суд может
назначить экспертизу в целях выявления
признаков фиктивного или преднамеренного
банкротства. Судья арбитражного суда
может принять меры для примирения
сторон
. Осуществление таких мер не может
являться основанием для приостановления
производства по делу о банкротстве.
Срок рассмотрения дела о банкротстве
установлен в 7 месяцев.

По
результатам рассмотрения дела о
банкротстве арбитражный суд принимает
один из следующих судебных актов:

1) решение
о признании должника банкротом и об
открытии конкурсного производства;
2) решение
об отказе в признании должника банкротом;

3) определение
о введении финансового оздоровления;

4) определение
о введении внешнего управления;

5) определение
о прекращении производства по делу о
банкротстве;

6) определение
об оставлении заявления о признании
должника банкротом без рассмотрения;

7) определение
об утверждении мирового соглашения.
Определения арбитражного суда, вынесенные
по результатам рассмотрения арбитражным
судом заявлений, ходатайств и жалоб,
могут быть обжалованы.

26.
Участники экономического спора
.

Гражданин
может быть субъектом экономического
спора, рассматриваемого в арбитражной
системе, при наличии у него статуса
индивидуального предпринимателя, то
есть при условии, что он зарегистрирован
в этом качестве в установленном законом
порядке.

Граждане,
не прошедшие регистрацию, но занимающиеся
предпринимательской деятельностью,
могут быть истцами делах обжалования
отказа регистрационного органа произвести
их регистрацию в качестве индивидуального
предпринимателя или уклонения последнего
от такой регистрации в установленный
законодательством срок, а также
участвующего в качестве кредитора в
делах о несостоятельности (банкротстве).

Участниками
арбитражного процесса, согласно ст. 22
Арбитражного Процессуального Кодекса
РФ являются юридические лица,
зарегистрированные в установленном
законом порядке
. В соответствии со ст.
51 ГК РФ и ФЗ от 08 августа 2019 г
. № 129-ФЗ «О
государственной регистрации юридических
лиц» государственная регистрация
осуществляется федеральными органами
исполнительной власти.

Субъектами
споров также могут быть:

Российская
Федерация;

Субъекты
Российской Федерации;

Иностранные
организации с иностранными инвестициями,
международные организации, иностранные
граждане, лица без гражданства, занятые
предпринимательской деятельностью.

К
числу государственных органов, которые
могут быть участниками арбитражного
процесса, относятся, например: налоговые
органы, органы валютного контроля,
Центральный Банк РФ, органы, осуществляющие
государственную регистрацию прав,
таможенные органы, антимонопольные
органы, комитеты по управлению имуществом
всех уровней и другие органы.

К
«иным» могут относиться органы, входящие
в систему органов, предусмотренных
уставами муниципальных образований,
выполняющих функции управления, контроля,
распределения и наделения в силу этого
определенными властными полномочиями.
К «иным» могут относиться органы
управления хозяйственных обществ и
товариществ, другие коммерческие
организации и другие подобные образования.

Специальные
процессуальные нормы правоспособности
организаций связаны с наличием у них
специального установленного у них
законом права на судебную защиту. При
наличии такого права организации статуса
участника арбитражного процесса и в
случае отсутствия у них статуса
юридического лица.

Участниками
арбитражного процесса, согласно п.6 ст.
22 АПК РФ, являются также иностранные
лица, осуществляющие предпринимательскую
деятельность, если иное не предусмотрено
международным договором РФ. При этом,
под иностранными лицами имеются ввиду
иностранные организации (юридические
лица, зарегистрированные, или расположенные
в иностранном государстве), международные
организации (межправительственные и
неправительственные), иностранные
граждане и лица без гражданства,
осуществляющие предпринимательскую
деятельность (ч.1 ст
. 210 АПК РФ).

Таким
образом, общим правилом подведомственностью
дела арбитражным судам является то, что
его участниками могут быть юридические
лица и граждане, имеющие приобретенный
в установленном законом порядке статус
индивидуального предпринимателя без
образования юридического лица.

В
арбитражном суде участвуют многие лица,
которых закон называет по-разному.

2.
Лица, участвующие в деле:

o
Стороны (истец и ответчик);

o
Третьи лица, заявляющие самостоятельные
требования на предмет спора;

o
Прокурор;

o
Иные органы, выступающие в защиту чужих
интересов в силу, возложенных на них
законом функций.

3.
Лица, содействующие нормальному ходу
разрешения спора:

o
Свидетели;

o
Эксперты;

o
Переводчики;

27. Понятие и
источники трудового права.

Источником
трудового права называется Закон и иной
нормативно-правовой акт, содержащий
нормы этой отрасли. Источник представляет
собой форму выражения норм трудового
права, и эта форма может быть различной
в зависимости от того, какой орган издает
нормативный акт
. Источник трудового
права надо отличать от актов правоприменения
трудового законодательства, которые
могут издавать как органы власти и
управления (например, Указы Президента
о персональных награждениях), так и
работодатели (приказы о дисциплинарной
ответственности, приеме на работу,
переводах и т.д.), а также суд, своим
решением восстанавливающий работника
на прежнем месте работы
. Источник
трудового права является результатом
нормотворческой деятельности
уполномоченных государственных органов,
органов местного самоуправления и
социальных партнеров. В то же время он
служит основой правоприменительной
деятельности в сфере труда различных
органов, должностных лиц и работодателей.

Система источников
трудового права включает все источники
трудового права: законы, подзаконные
акты, вплоть до нормативных частей
коллективных договоров, соглашений,
классифицированных не только по предмету,
но и по подчиненности, субординации
актов
. Все источники в их системе
находятся в определенной взаимосвязи
и взаимозависимости.

Система источников строится по
системе отрасли трудового права, а
последняя построена по предмету данной
отрасли
. Весь комплекс источников
трудового права называется трудовым
законодательством, или законодательством
о труде, которое непрерывно изменяется,
совершенствуется в соответствии с
изменениями, происходящими в сфере
труда и во всем обществе, а также в
международно-правовом регулировании
труда, так как трудовое право исключительно
динамичная отрасль права
. С принятием
нового Трудового кодекса ряд положений
будет пересмотрен и в науке трудового
права
. Для системы источников трудового
права России характерны следующие
особенности:

1. В создании актов трудового
законодательства активно участвуют
сами работники через свои трудовые
коллективы, профсоюзы и другие
представительные органы, а также
работодатели
.

2. В систему источников
трудового права России, обусловленную
федеральным характером нашего государства,
входят нормативные акты не только
федерального ранга, но и акты субъектов
Российской Федерации, а также нормативная
часть социально-партнерских соглашений
и коллективных договоров, международно-правовые
акты по труду, ратифицированные нашей
страной (Всеобщая декларация прав
человека, принятая ООН 10 декабря 2019 г.,
конвенции и декларации Международной
организации труда)
. Вся система источников
трудового права РФ состоит
из: федерального законодательства, регионального (субъектов
Федерации), локального (на
предприятии, в организации) и международных
актов, которые имеют преимущество
перед национальными актами в соответствии
с п
. 4 ст. 15 Конституции РФ.

3. В этой системе не
только федеральные централизованные
акты (законы, указы Президента РФ,
постановления Правительства РФ и др.),
определяющие минимальный уровень
гарантий трудовых прав, как общих для
всех работников, так и специальных для
некоторых категорий, но и конституции,
законы и иные акты о труде субъектов
Федерации, акты органов местного
самоуправления и локальные нормативные
акты, содержащие нормы трудового права
и расширяющие указанные гарантии,
повышающие их уровень. Все они должны
соответствовать по содержанию их норм
Трудовому кодексу РФ (ст
. 5 ТК) и не
снижать, а лишь повышать уровень его
гарантий
.
4
. Эта система состоит из общего
трудового законодательства, относящегося
ко всем работникам всей территории
России, и специального, отражающего
дифференциацию его норм, распространяющегося
на определенные категории работников.
В общих актах (ТК и др.) могут быть и
специальные нормы (о труде на вредных,
опасных работах, труде женщин, подростков
и т.д.). Конституция РФ, Трудовой кодекс
и федеральные законы о труде имеют
верховенство на всей территории России.

5. Вся система делится на
законы и подзаконные акты. Законы делятся
на основные (Конституция), конститутивные
(Декларация прав и свобод человека и
гражданина (Ведомости РСФСР, 1992, №52, ст.
1865) и текущие (например Закон РФ от 11
марта 2019 г
. “О коллективных договорах
и соглашениях”)
. Законы о труде могут
быть кодифицированными, например ТК
РФ, и текущими по отдельным институтам
трудового права, как указанный Закон
“О коллективных договорах и соглашениях”.
Следует отметить, что текущие российские
законы появились лишь с 2019 г., а до того
на территории России действовали в
основном союзные законы о труде (кроме
КЗоТ РСФСР)
. В настоящее время их действие
продолжается лишь по тем вопросам,
которые не урегулированы еще российскими
законами. К подзаконным актам относятся
все, кроме законов, нормативные акты
трудового законодательства (указы
Президента РФ, постановления Правительства
РФ, постановления и приказы нормативного
характера министерств, ведомств, как
России, так и ее субъектов, нормативная
часть социально-партнерских соглашений
и коллективных договоров)
.

6. В системе источников
трудового права есть и нормативные акты
по труду, охране труда специализированных
органов (Министерства труда и социальной
защиты), а также приказы, правила,
инструкции специализированных
государственных и профсоюзных инспекций,
осуществляющих надзор и контроль за
трудовым законодательством, охраной
труда (Гострудинспекции, Госпромтехнадзора,
Атомнадзора, Санэпидемнадзора и др.)
.
28.
Основания возникновения трудовых
отношений.


Статья
16 ТК РФ. Основания возникновения трудовых
отношений
Трудовые отношения
возникают между работником и работодателем
на основании трудового договора,
заключаемого ими в соответствии с
настоящим Кодексом
. В случаях и порядке,
которые установлены трудовым
законодательством и иными нормативными
правовыми актами, содержащими нормы
трудового права, или уставом (положением)
организации, трудовые отношения возникают
на основании трудового договора в
результате: (в ред. Федерального закона
от 30.06.2006 N 90-ФЗ) избрания на должность;
(в ред
. Федерального закона от 30.06.2006 N
90-ФЗ) избрания по конкурсу на замещение
соответствующей должности; назначения
на должность или утверждения в должности;
направления на работу уполномоченными
в соответствии с федеральным законом
органами в счет установленной квоты;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N
90-ФЗ) судебного решения о заключении
трудового договора; абзац утратил силу.
— Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ;
признания отношений, связанных с
использованием личного труда и возникших
на основании гражданско-правового
договора, трудовыми отношениями
. (абзац
введен Федеральным законом от 28.12.2013 N
421-ФЗ) Трудовые отношения между работником
и работодателем возникают также на
основании фактического допущения
работника к работе с ведома или по
поручению работодателя или его
уполномоченного на это представителя
в случае, когда трудовой договор не был
надлежащим образом оформлен
. (часть
третья введена Федеральным законом от
30.06.2006 N 90-ФЗ, в ред
. Федерального закона
от 28.12.2013 N 421-ФЗ) Фактическое допущение
работника к работе без ведома или
поручения работодателя либо его
уполномоченного на это представителя
запрещается. (часть четвертая введена
Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

29.
Изменение трудовых отношений.

Возникновение
трудовых правоотношений — между
работником и работодателем на основании
заключенного трудового договора или в
соответствие с ТК РФ. В случаях, которые
установлены законом, иными НПА или
уставами организации трудовые
правоотношения могут возникнуть в
случает сложного юридического факта:
1.
Избрание на должность (выборы).
2.
Избранные по конкурсу на замещение
вакантной должности.
3. Назначение или
утверждение в должности (генеральный
директор).
4
. Направление на работу
уполномоченным органом в счет установленной
квоты (через службы занятости: например,
инвалиды).
5
. Судебное решение о
заключении трудового договора.
6.
Фактический допуск к работе по поручению
или с ведома руководителя/его представителя,
не зависимо от того, был ли трудовой
договор надлежащим образом оформлен
или нет.
Изменение трудовых
правоотношений — перемещение,
перевод, отстранение и изменение
существенных условий трудового
договора.
Изменениями будут считаться
обстоятельства, указанные в главе 12 ТК
РФ.

30.
Прекращение трудовых отношений
.
Статья
77. Общие основания прекращения трудового
договора(Трудового кодекса РФ Глава
13)

Основаниями
прекращения трудового договора являются:

1)
соглашение сторон (статья 78 настоящего
Кодекса);

2)
истечение срока трудового договора
(статья 79 настоящего Кодекса), за
исключением случаев, когда трудовые
отношения фактически продолжаются и
ни одна из сторон не потребовала их
прекращения;

3)
расторжение трудового договора по
инициативе работника (статья 80 настоящего
Кодекса);

4)
расторжение трудового договора по
инициативе работодателя (статьи 71 и 81
настоящего Кодекса);

5)
перевод работника по его просьбе или с
его согласия на работу к другому
работодателю или переход на выборную
работу (должность);

6)
отказ работника от продолжения работы
в связи со сменой собственника имущества
организации, с изменением подведомственности
(подчиненности) организации либо ее
реорганизацией, с изменением типа
государственного или муниципального
учреждения (статья 75 настоящего Кодекса);

7)
отказ работника от продолжения работы
в связи с изменением определенных
сторонами условий трудового договора
(часть четвертая статьи 74 настоящего
Кодекса);

8)
отказ работника от перевода на другую
работу, необходимого ему в соответствии
с медицинским заключением, выданным в
порядке, установленном федеральными
законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации, либо
отсутствие у работодателя соответствующей
работы (части третья и четвертая статьи
73 настоящего Кодекса);

9)
отказ работника от перевода на работу
в другую местность вместе с работодателем
(часть первая статьи 72.1 настоящего
Кодекса);

10)
обстоятельства, не зависящие от воли
сторон (статья 83 настоящего Кодекса);

11)
нарушение установленных настоящим
Кодексом или иным федеральным законом
правил заключения трудового договора,
если это нарушение исключает возможность
продолжения работы (статья 84 настоящего
Кодекса).

Трудовой
договор может быть прекращен и по другим
основаниям, предусмотренным настоящим
Кодексом и иными федеральными законами.

Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде осуществляется по правилам, установленным Законом о несостоятельности и АПК РФ. Наравне с общими положениями этих нормативно-правовых актов применяются специальные – Глава 8 АПК и Глава III указанного закона.

Общие правила судопроизводства по делам о банкротстве

Дела о банкротстве – исключительная подсудность арбитражного суда независимо от состава участников. Другие суды, в том числе третейские, не могут рассматривать никакие вопросы, связанные с банкротством. На это законом предусмотрен специальный запрет. Территориальная подсудность определяется местом нахождения (регистрации) должника. Первая судебная инстанция – арбитражные суды субъекта федерации.

Отдельно стоит отметить, что банкротство физических лиц через арбитражный суд осуществляется вне зависимости от статуса кредиторов, их особенностей и специфики долгов. Рядовые граждане в этом отношении приравнены к организациям и ИП, а дела о банкротстве физических лиц – к экономическим спорам, подсудным арбитражным судам.

Участники разбирательства:

Основания для разбирательства:

  1. Признаки банкротства или предвидение банкротства – необходимые и достаточные в соответствии с Законом о банкротстве условия для начала процесса признания должника несостоятельным.
  2. Заявление должника или кредитора, работников должника, уполномоченного органа, а также документы-приложения к заявлению, подтверждающие его и обосновывающие необходимость введения процедуры банкротства.

Порядок и процедуры

Порядок банкротства не является единым для всех должников. Закон о банкротстве предусматривает три основных категории дел:

  1. в отношении юридических лиц;
  2. в отношении граждан (физических лиц);
  3. в отношении индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, специальный порядок предусмотрен для отдельных категорий должников – финансовых организаций (в частности, кредитных, страховых компаний), застройщиков, стратегических предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и других.

Наряду с полной процедурой банкротства в отдельных случаях действует упрощенный порядок. Он касается банкротства ликвидируемого или отсутствующего должника, ипотечного агента и специализированного общества.

Рассмотрение дела в каждом случае – индивидуальный судебный процесс. Для юридических лиц предусматриваются пять возможных процедур: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. Организация-должник может пройти их все, а может – только одну или несколько.

Для банкротства физических лиц и предпринимателей установлены три возможные процедуры: реструктуризация, реализация имущества и мировое соглашение. Как правило, граждане проходят одну или две процедуры, и крайне редко приходится прибегать ко всем трем.

Разбирательство по делам о банкротстве

Особенности разбирательств:

Ход судебного разбирательства

Ход разбирательства зависит от индивидуальных особенностей дела, но в целом выглядит следующим образом:

  1. Подача заявления и его рассмотрение – начало судебного разбирательства.
  2. Принятие судом решения по итогам рассмотрения заявления и его обоснованности. Это может быть начало первой процедуры (наблюдение или конкурсное производство – для юрлиц, реструктуризация или реализация имущества – для граждан и ИП) либо блокирование дальнейшего движения дела (признание заявления необоснованным, прекращение дела).
  3. Обжалование судебного решения, если необходимо.
  4. Исполнение судебного решения, в том числе начало введенной процедуры банкротства и осуществление в ее рамках установленных законом мероприятий.
  5. Завершение введенной процедуры, рассмотрение ее итогов и принятие судом решения о дальнейшем ходе процесса – введение другой процедуры, прекращение дела, признание банкротом и (или) другие действия.

Само судебное разбирательство – это рассмотрение судом определенных вопросов и принятие по ним решений. Конкретные мероприятия, проводимые в рамках той или иной процедуры банкротства – вне разбирательства, за исключением принятия судом решений об их начале и по итогам завершения. Большая часть процесса – это исполнение судебных решений, а его ход определяют результаты исполнения. Именно поэтому сам судебный процесс (заседания), как правило, не занимает много времени.

Основной срок банкротства, который порой достигает 1,5-2 года и более, приходится на разные процедуры – наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство (юрлица) или реструктуризацию и (или) реализацию имущества (граждане). Здесь ключевая роль принадлежит арбитражному управляющему, от которого и зависит ход банкротства.

Функции суда в делах о ба​нкротстве

Арбитражный суд в процедуре банкротства контролирует ход судебного процесса и принимает процессуальные решения по вопросам, отнесенным к его компетенции Законом о банкротстве и АПК РФ. Роль суда в делах о банкротстве значительна, но не является главной, в отличие от ключевых участников процедур – должника, кредиторов, их представителей и арбитражного управляющего.

Основные функции суда проявляются на стадии принятия и рассмотрения заявления должника или кредитора. Он принимает решения о принятии заявления, его обоснованности, утверждении кандидатуры арбитражного управляющего и начале определенной процедуры банкротства. Кроме того, суд рассматривает ходатайства участников процесса и принимает по ним решения.

Назначенные процедуры реализуются без суда – это исполнение судебных решений. Но в компетенции суда – рассмотрение жалоб и ходатайств заинтересованных лиц, споров между участниками процесса, отчетов управляющего, принятие решения о введении, если необходимо, другой процедуры банкротства. Отнесено к компетенции суда и утверждение мирового соглашения должника и кредиторов, несмотря на то, что это – добровольная сделка. Мировое соглашение ведет к прекращению производства по делу, о чем решение, опять же, принимается судом.

Отдельная компетенция арбитражного суда – рассмотрение заявлений о признании сделок должника недействительными. Такие заявления подаются в рамках дела о банкротстве и подлежат рассмотрению в ходе специально организованного судебного заседания. По сути, проводится самостоятельное разбирательство, предметом которого является только один вопрос – действительность/недействительность сделки (сделок). Эти судебные процессы схожи с аналогичными спорами, которые разрешаются арбитражными судами вне процедуры банкротства. Но здесь применяются не только нормы АПК РФ, но и положения Закона о банкротстве, регулирующие порядок оспаривания сделок должника, а принятые судом решения влияют на ход дела о банкротстве и проводимые в его рамках процедуры.

Другие функции суда – рассмотрение вопросов:

В рамках разбирательства по делам о несостоятельности арбитражный суд вправе рассматривать и другие споры участников процесса. Главный критерий отнесения таких споров к компетенции суда – влияние на рассмотрение дела о банкротстве.

Арбитражный суд ставит финальный аккорд в деле о банкротстве – завершает конкурсное производство (реализацию имущества) или прекращает производство в связи с погашением долгов или заключением мирового соглашения.

Дела о банкротстве независимо от состава участвующих в них лиц рассматриваются исключительно арбитражными судами. Рассмотрение осуществляется по правилам, предусмотренным АПК, с особенностями, установленными ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и другими ФЗ, регулирующими вопросы банкротства.

Арбитражный процесс по делам о банкротстве можно разделить на две основные стадии:

1) разбирательство дел о банкротстве, в ходе которого арбитражный суд производит собственно рассмотрение дела;

2) процедуры банкротства — конкурсное производство, финансовое оздоровление и внешнее управление, мировое соглашение.

Производство по делу о банкротстве возбуждается в арбитражном суде на основании заявления о признании должника банкротом. Лица, имеющие право на обращение в арбитражный суд с таким заявлением — должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.

Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику – юр. лицу в совокупности составляют не менее чем сто тысяч рублей, к должнику — гражданину — не менее чем десять тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства, установленные законом.

В зависимости от того, кто обращается с заявлением в арбитражный суд (должник, конкурсный кредитор, уполномоченный орган), различаются и требования к форме и содержанию заявления о признании должника банкротом и к документам, прилагаемым к нему.

Принятие заявления о признании должника банкротом производится судьей арбитражного суда единолично в течение пяти дней после поступления заявления. Судья обязан принять заявление о признании должника банкротом, если оно подано с соблюдением требований, предусмотренных как АПК РФ, так и Законом о банкротстве.

В определении о принятии заявления о признании должника банкротом указываются кандидатура арбитражного управляющего и (или) саморегулируемая организация, из числа членов которой арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего.

Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются коллегиальным составом судей, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве. К рассмотрению таких дел не могут привлекаться арбитражные заседатели.

Лицами, участвующими в деле, являются должник, арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, а также лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.

Дело о банкротстве должно быть рассмотрено в срок, не превышающий семи месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд.

Определения, выносимые при рассмотрении дел о банкротстве, могут быть обжалованы в течение десяти дней со дня вынесения, при этом допускается обжалование любых определений. Определения, в отношении которых ничего не сказано о возможности обжалования, могут быть обжалованы в суд апелляционной инстанции в 14-дневный срок с момента принятия.

В решении о признании банкротом должны содержаться указания о признании должника банкротом, об открытии конкурсного производства. Такое решение подлежит немедленному исполнению, если иное не установлено Законом о банкротстве.

При этом сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, о прекращении производства по делу о банкротстве и другие сведения, предусмотренные Законом о банкротстве, подлежат обязательному опубликованию.

Статья 207. Рассмотрение арбитражным судом дела о банкротстве гражданина

1. Одновременно с вынесением определения о введении наблюдения в отношении гражданина арбитражный суд налагает арест на имущество гражданина, за исключением имущества, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством не может быть обращено взыскание.

Временный управляющий до рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве обеспечивает проведение оценки имущества должника.

2. По ходатайству гражданина арбитражный суд может освободить имущество гражданина (часть имущества) из-под ареста в случае представления поручительства или иного обеспечения исполнения обязательств гражданина третьими лицами.

3. На основании заявления гражданина арбитражный суд может отложить рассмотрение дела о банкротстве не более чем на месяц для осуществления гражданином расчетов с кредиторами или достижения мирового соглашения.

4. При наличии сведений об открытии наследства в пользу гражданина арбитражный суд вправе приостановить производство по делу о банкротстве до решения вопроса о судьбе наследства в установленном федеральным законом порядке.

5. В случае, если в установленный пунктом 3 настоящей статьи срок гражданин не представил доказательство удовлетворения требований кредиторов и в указанный срок не заключено мировое соглашение, арбитражный суд принимает решение о признании гражданина банкротом и об открытии конкурсного производства.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг

Статья 266.
Порядок рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции
1. Арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело в судебном заседании коллегиальным составом судей по правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с

Статья 268.
Пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции
1. При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.2.

Статья 284.
Порядок рассмотрения дела арбитражным судом кассационной инстанции
1. Арбитражный суд кассационной инстанции рассматривает дело в судебном заседании коллегиальным составом судей по правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции,

Статья 327.
Рассмотрение дела судом апелляционной инстанции
1. Суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания.2. Рассмотрение дела судом апелляционной инстанции проводится по правилам производства в суде первой инстанции.3. Суд вправе

СТАТЬЯ 327. Рассмотрение дела судом апелляционной инстанции
1. Суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания.2. Рассмотрение дела судом апелляционной инстанции проводится по правилам производства в суде первой инстанции.3. Суд вправе

Статья 170. Рассмотрение дела о банкротстве градообразующей организации
1. При рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле о банкротстве, признается соответствующий орган местного самоуправления.2. В качестве лиц, участвующих в

Статья 183. Рассмотрение дела о банкротстве страховой организации
1. При рассмотрении дела о банкротстве страховой организации лицом, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве, наряду с другими лицами, указанными в статье 35 настоящего Федерального закона,

Статья 199. Рассмотрение дела о банкротстве субъектов естественных монополий
1. В случае, если должником – субъектом естественной монополии до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом подано исковое заявление в суд о признании

Статья 228. Рассмотрение дела о банкротстве отсутствующего должника
1. Арбитражный суд принимает решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства в течение месяца с даты принятия к производству заявления о признании

Статья 266. Порядок рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции
1. Арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело в судебном заседании коллегиальным составом судей по правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с

Статья 268. Пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции
1. При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает

Статья 284. Порядок рассмотрения дела арбитражным судом кассационной инстанции
1. Арбитражный суд кассационной инстанции рассматривает дело в судебном заседании коллегиальным составом судей по правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции,

Статья 266. Порядок рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции
1. Рассмотрение дел арбитражным судом апелляционной инстанции предусмотрено только в коллегиальном составе. По общему правилу коллегиальный состав суда, занятый рассмотрением дела,

Статья 268. Пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции
1. Повторное рассмотрение дела судом апелляционной инстанции предполагает, по общему правилу, проверку законности и обоснованности (вопросы права и факта) обжалованных судебных актов первой

Статья 284. Порядок рассмотрения дела арбитражным судом кассационной инстанции
1. Рассмотрение существа дела в порядке проверки законности обжалованного судебного акта арбитражным судом кассационной инстанции производится всегда в коллегиальном составе.Для суда

Вопрос 256. Рассмотрение арбитражным судом дел об установлении юридических фактов.
Отличие особого производства от любого иного вида производства заключается в отсутствии спора о праве, который не может быть предметом судебного рассмотрения, отсутствии сторон – истца и