Процедура возмещения причиненных убытков при изъятии земельных участков в 2019 году

🕒

2019

Основания для возмещения

Земельное законодательство предоставляет гражданам ряд гарантий, в виде денежной компенсации или иных способов возмещения ущерба, причиненного изъятием земель в пользу муниципалитета или государства.

Важно понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы по земельным вопросам получите юридическую консультацию по телефонам горячих линий:

В статье 56.8 Земельного кодекса прописаны особенности расчета и предоставления компенсации в процессе изъятия. Согласно закону, возмещение полагается в следующих случаях:

Возмещение убытков, причиненных изъятием земельных участков оплачивается за счет средств того ведомства, в чье распоряжение должен поступить участок. Если это федеральный орган, то оплачивает ущерб госбюджет, а если территорией завладел муниципалитет, то оплата должна происходить за счет местного бюджета.

Определение размера возмещения

Определение суммы компенсации за принудительное отчуждение земель производится в соответствии с законом. Стоимость массива выясняется в процессе оценки. Специалисты, которые занимаются данным вопросом, руководствуются ФЗ «Об оценочной деятельности».

В общую сумму выплаты могут быть включены:

  1. Стоимость участка, определенная в процессе оценки по рыночным показателям.
  2. Цена строения, находящегося на участке или права на эту площадь.
  3. Ущерб, нанесенный собственнику, включая убытки, причиненные третьим лицам, подтвержденные соответствующими документами.
  4. Упущенная выгода.

Некоторые суммы не подлежат возврату. Законом определены такие виды расходов, связанных с выполнением:

В том случае, если изымается лишь часть участка, размер выплаты снижается на рыночную стоимость той части, которая остается в распоряжении владельца. Для выяснения реальной цены земли, и всех прав с ней связанных, производится официальная оценка территории на дату, предшествующую вынесению постановления об изъятии. Это необходимо, потому что после публикации данных об изъятии стоимость земли на рынке резко снижается. Размер компенсации должен быть определен не позже чем за 60 суток до направления собственнику земли постановления изъятии.

Порядок возмещения убытков в связи с изъятием земли для государственных и муниципальных нужд

Законодательством установлен определенный порядок возмещения ущерба, причиненного в связи с отчуждением наделов для государственных нужд или в распоряжение муниципалитета. Процедура предусматривает следующие этапы:

  1. После вынесения решения об изъятии, распорядитель территории получает соответствующее уведомление.
  2. Производится регистрация акта об изъятии, что фактически представляет собой обременение, наложенное на территорию.
  3. В том случае, если владелец удовлетворен предложенными условиями оплаты, между сторонами заключается соглашение, которое в дальнейшем служит основанием для регистрации прав собственности на участок в отношении муниципалитета или государства.
  4. Когда собственник имеет возражения относительно условий компенсации, он обращается в суд с исковым заявлением. Решение суда, вынесенное по данному обращению, и будет служить основанием для регистрации.

Когда отчуждаемая площадь принадлежит нескольким собственниками, возмещение убытков при изъятии земельных участков распределяется между всеми владельцами пропорционально долевым паям.

Пример по возмещению в связи с изъятием земли для государственных и муниципальных нужд

Участок был в распоряжении Михаила уже несколько лет. После принятия решения о застройке прилегающей зоны, мужчина получил уведомительное письмо об отчуждении надела в ближайшее время.

Решив оспорить содержание бумаги в будущем, Михаил начал строить на своей площади летний домик. Через некоторое время, мужчина получил официальный документ о том, что на его землю наложено обременение в виде изъятия территории в будущем.

Михаил обратился с исковым заявлением в суд, где попытался оспорить вынесенный акт, однако, судья вынес определение не в его пользу. Тогда мужчина попытался увеличить сумму компенсации за надел, включив в расчеты стоимость возведенной постройки, однако, и здесь получил отказ, так как домик был построен уже после получения уведомления об отчуждении надела.

В результате Михаил получил компенсацию в виде стоимости земельного участка, а возведенную постройку пришлось снести.

Заключение

В итоге можно сделать несколько выводов:

  1. Возмещение выплачивается в том случае, если изымается частная собственность в виде земли или постройки, а гражданину или компании нанесен ущерб.
  2. Размер компенсации зависит от конкретной ситуации. В сумму могут входить: стоимость участка, упущенная выгода, убытки, связанные с отчуждением.
  3. Выплата средств осуществляется после того, как будет подписано соглашение между участниками отношений или по решению суда.
  4. Законом предусмотрен порядок выплаты ущерба в процессе отчуждения территории в пользу государства или муниципалитета.

Список законов

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по возмещению в связи с изъятием земли для государственных и муниципальных нужд

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Полина. Несколько дней назад мне стало известно, что земельный массив, принадлежащий мне по праву собственности, будет изъят в ближайшее время для муниципальных нужд.

Я полностью оплачиваю все платежи и налоги, содержу землю, и сейчас она находится в аренде у моего знакомого. Подскажите, могут ли у меня изъять землю до конца срок аренды, а если да, то имею ли я право потребовать возмещение недополученной прибыли в связи с предоставлением территории в аренду.

Ответ: Добрый день, Полина. Сначала ответим вам на первый вопрос. Да, муниципалитет имеет право изъять ваш надел в принудительном порядке в любое время, если это необходимо для обустройства городской территории или по иным причинам, оговоренным в земельном законодательстве. В связи с изъятием, права третьего лица, то есть арендатора, будут прекращаться автоматически с момента отчуждения территории.

Что касается компенсации, то вы вправе на основании ст. 56.8 ЗК РФ включить в свои требования не только реальную цену надела, но и сумму упущенной выгоды. Для этого потребуется представить расчет, подтвержденный официальными данными, а при необходимости обратиться в суд.

Остались вопросы? Задайте их практикующим юристам по земельным вопросам прямо сейчас:

Глава 6

Возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

В каких случаях, кому и кем возмещаются убытки?

Согласно ст. 57 ЗК РФ убытки в полном объеме, в том числе упущенная выгода, возмещаются землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков:

1) при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

2) в связи с ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц;

3) при временном занятии земельных участков;

4) при ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов.

Собственникам земельных участков убытки возмещаются во всех названных случаях, кроме случаев изъятия у них земельных участков, при котором убытки покрываются стоимостью изымаемого земельного участка, выплачиваемой данному собственнику.

Возмещение убытков производится за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон, что повлекло за собой ограничение прав или ухудшение качества земель.

Основания для возмещения убытков указаны в Правилах возмещения собственниками земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, утв. постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. № 262.

Как сказано в названных Правилах, основанием для возмещения убытков собственникам земельных участков является:

соглашение о временном занятии земельного участка между собственником земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;

акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав собственника земельного участка, соглашение о сервитуте;

акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц; решение суда.

Основанием для возмещения убытков землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков является:

акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

соглашение о временном занятии земельного участка между землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;

акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав землепользователя, землевладельца, арендатора земельного участка, соглашение о сервитуте;

акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц; решение суда.

Размер убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков изъятием для государственных или муниципальных нужд или временным занятием земельных участков, ограничением прав либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми компетентными государственными органами РФ. При этом споры, связанные с определением размера убытков, рассматриваются в судебном порядке.

Определение размера убытков, причиненных землепользователям и землевладельцам изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

При определении размера убытков, причиненных арендаторам земельных участков изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, учитываются убытки, которые арендаторы земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, арендная плата, уплаченная по договору аренды за период после изъятия земельного участка, а также стоимость права на заключение договора аренды земельного участка в случае его заключения на торгах.

Определение размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков временным занятием земельных участков, производится с учетом убытков, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенной выгоды. Учитываются расходы, связанные с временным занятием земельных участков.

При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков ограничением их прав, учитываются разница между рыночной стоимостью земельного участка без учета ограничений прав и рыночной стоимостью земельного участка с учетом этих ограничений, убытки, которые собственники земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.

При определении размера убытков, причиненных землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков ограничением их прав на земельные участки, учитываются убытки, которые землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.

Определение размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, производится с учетом убытков, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенной выгоды, а также затрат на проведение работ по восстановлению качества земель.

При расчетах размеров возмещения убытки определяются с учетом стоимости их имущества надень, предшествующий принятию решения об изъятии земельного участка, о временном занятии участка или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов.

Ю. Ж.

В чем особенности возмещения убытков пользователям земельных участков в случаях нарушениях их законных прав?

В отличие от ст. 57 ЗК РФ, которая определяет в основном порядок возмещения убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд и в других случаях правомерного (непреднамеренного) их причинения, ст. 62 ЗК РФ определяет порядок возмещения убытков, причиненных в результате нарушений прав пользователей земельного участка (в том числе его собственника).

И далее, при возмещении убытков, предусмотренных ст. 57, необходимо руководствоваться специальными Правилами о возмещении убытков, (т. е. нормативным правовым актом земельного права), о чем уже сказано выше.

Но при возмещении убытков по ст. 62 необходимо применять нормы гражданского законодательства.

В связи с этим ст. 62 ЗК РФ устанавливает: убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

На основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть, как указано в ст. 62, принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

К статье 62 ЗК РФ примыкает ст. 76 ЗК РФ, которая также предусматривает возмещение убытков, причиненных нарушением прав пользователя земельным участком. Однако ст. 76 ЗК РФ имеет в виду такие нарушения прав, за которые, наряду с возмещением причиненных убытков (вреда), следует юридическая ответственность (санкции) по ст. 74 и 75 ЗК РФ.

Согласно ст. 74 лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленным законодательством. Вместе с тем, привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Статья 75 ЗК РФ предусматривает также дисциплинарную ответственность за земельные правонарушения и возмещение вреда, причиненного ухудшением состояния земельного участка (загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами).

Статья 76 ЗК РФ устанавливает общие правила возмещения вреда (убытков) при совершенных правонарушения. Эта статья предусматривает ряд следующих правил.

1. Юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

2. Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

3. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Таковы особенности возмещения убытков (вреда), причиняемых пользователям земельных участков в результате правонарушений, и привлечения виновных к юридической ответственности.

Ю. Ж.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг

Статья 55.
Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
1. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего

Глава VIII.
Возмещение убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Статья 57.
Возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных

Статья 57.
Возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, ухудшении качества земель, временном занятии земельных участков, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и

Статья 63.
Гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд
1. Изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после:1) предоставления по желанию лиц, у

Статья 55. Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
1. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего

Глава VIII. ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ ПРИ ИЗЪЯТИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Статья 57. Возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, ухудшении качества земель, временном занятии земельных

Статья 57. Возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, ухудшении качества земель, временном занятии земельных участков, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и

Статья 63. Гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд
1. Изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после:1) предоставления по желанию лиц, у

Глава XI. МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ, ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И РЕЗЕРВИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Статья 67. Государственный мониторинг земель
1. Государственный мониторинг земель представляет собой

Статья 55
Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
1. Основания для изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, перечислены в ст.49 Кодекса. Все они относятся к категории исключительных случаев и не должны

Глава VIII. Возмещение убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Статья 57
Возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных

Статья 57
Возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, ухудшении качества земель, временном занятии земельных участков, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и

Статья 63
Гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд
1. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд обусловлено соблюдением гарантий интересов собственника, землепользователя,

Статья 6.
Перевод земельных участков из состава земель одной категории в другую в случае изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд
Комментарий к статье 6Пункт 1 комментируемой статьи установил положение, в силу

§ 5
Обеспечение соблюдения жилищных прав собственников жилых помещений при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд
Как указывалось в § 1 гл. 2, жилое помещение — это недвижимость, т. е. кроме всего прочего объект, который непосредственно

Вопрос 122. Споры в связи с изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по установленным ст
. 49 ЗК

Убытки — расходы,
которые лицо, чье право нарушено,
произвело или должно будет произвести
для восстановления нарушенного права,
утрата или повреждение его имущества
(реальный ущерб), а также неполученные
доходы, которые это лицо получило бы
при обычных условиях гражданского
оборота, если бы его право не было
нарушено (упущенная выгода).

Убытки — это деньги
(в той или иной форме), которые:

  1. уже потрачены;

  2. еще будут потрачены;

  3. уже не будут
    получены.

В случае изъятия
земельного участка для государственных
и муниципальных нужд согласно ГК РФ при
определении выкупной цены в нее
включаются:

  1. рыночная стоимость
    земельного участка и находящегося на
    нем недвижимого имущества;

  2. все убытки,
    причиненные собственнику изъятием
    земельного участка, включая убытки,
    которые он несет в связи с досрочным
    прекращением своих обязательств перед
    третьими лицами, в том числе упущенную
    выгоду.

Порядок возмещения
убытков данным лицам, причиненных
изъятием или временным занятием земельных
участков, ограничением их прав или
ухудшением качества земель в результате
деятельности других лиц, устанавливается
Правительством РФ.

В настоящее время
действуют Правила возмещения собственникам
земельных участков, землепользователям,
землевладельцам и арендаторам земельных
участков убытков, причиненных изъятием
или временным занятием земельных
участков, ограничением прав собственников
земельных участков, землепользователей,
землевладельцев и арендаторов земельных
участков либо ухудшением качества
земель в результате деятельности других
лиц

Согласно вышеуказанным
правилам убытки, причиненные собственнику
изъятием земельного участка для
государственных или муниципальных
нужд, включаются в плату за изымаемый
земельный участок (выкупную цену).

Возмещение убытков
осуществляется за счет средств
соответствующих бюджетов, в пользу
которых изымаются земельные участки.

Размер убытков
определяется по соглашению сторон и
рассчитывается в соответствии с
методическими рекомендациями,
утверждаемыми Федеральной службой
земельного кадастра России по согласованию
с Министерством экономического развития
и торговли РФ и Министерством имущественных
отношений РФ.

Споры, связанные
с определением размера убытков,
рассматриваются в судебном порядке.

Определение размера
убытков, причиненных землепользователям
и землевладельцам изъятием земельных
участков для государственных или
муниципальных нужд, осуществляется в
соответствии с гражданским законодательством.

При определении
размера убытков, причиненных арендаторам
земельных участков изъятием земельных
участков для государственных или
муниципальных нужд, учитываются убытки,
которые арендаторы земельных участков
несут в связи с досрочным прекращением
своих обязательств перед третьими
лицами, в том числе упущенная выгода,
арендная плата, уплаченная по договору
аренды за период после изъятия земельного
участка, а также стоимость права на
заключение договора аренды земельного
участка в случае его заключения на
торгах.

Постатейный
вариант

Статья
57. ЗК РФ Возмещение убытков при изъятии
земельных участков для государственных
или муниципальных нужд, ухудшении
качества земель, временном занятии
земельных участков, ограничении прав
собственников земельных участков,
землепользователей, землевладельцев
и арендаторов земельных участков

 1.
Возмещению в полном объеме, в том числе
упущенная выгода, подлежат убытки,
причиненные:

1)
изъятием земельных участков для
государственных или муниципальных
нужд; ….

2.
Убытки возмещаются:

1)
землепользователям, землевладельцам
и арендаторам земельных участков в
случаях, предусмотренных пунктом
1 настоящей
статьи;…..

3.
Возмещение убытков осуществляется за
счет соответствующих бюджетов или
лицами, в пользу которых изымаются
земельные участки или ограничиваются
права на них, а также лицами, деятельность
которых вызвала необходимость установления
охранных, санитарно-защитных зон и
влечет за собой ограничение прав
собственников земельных участков,
землепользователей, землевладельцев
и арендаторов земельных участков или
ухудшение качества земель.

4.
При расчетах размеров возмещения убытки
собственников земельных участков,
землепользователей, землевладельцев
и арендаторов земельных участков
определяются с учетом стоимости их
имущества на день, предшествующий
принятию решения об изъятии земельных
участков, о временном занятии земельных
участков или об ограничении прав
собственников земельных участков,
землепользователей, землевладельцев
и арендаторов земельных участков.

5. Порядок возмещения
убытков собственникам земельных
участков, землепользователям,
землевладельцам и арендаторам земельных
участков, причиненных изъятием или
временным занятием земельных участков,
ограничением прав собственников
земельных участков, землепользователей,
землевладельцев и арендаторов земельных
участков или ухудшением качества земель
в результате деятельности других лиц,
устанавливается Правительством
Российской Федерации.

 Постановление
от 7 мая 2019 г. N 262 об утверждении правил
возмещения собственникам земельных
участков, землепользователям,
землевладельцам и арендаторам земельных
участков убытков, причиненных изъятием
или временным занятием земельных
участков, ограничением прав собственников
земельных участков, землепользователей,
землевладельцев и арендаторов земельных
участков либо ухудшением качества
земель в результате деятельности других
лиц.
Убытки,
причиненные собственнику изъятием
земельного участка для государственных
или муниципальных нужд, включаются в
плату за изымаемый земельный участок
(выкупную цену), порядок определения
которой регулируется
гражданским законодательством.

2. Основанием для
возмещения убытков собственникам
земельных участков является:

а) соглашение о
временном занятии земельного участка
между собственником земельного участка
и лицом, в пользу которого осуществляется
временное занятие земельного участка;

б) акт государственного
органа исполнительной власти или органа
местного самоуправления об ограничении
прав собственника земельного участка,
соглашение о сервитуте;

в) акт государственного
органа исполнительной власти или органа
местного самоуправления об ухудшении
качества земель в результате деятельности
других лиц;

г) решение суда.

3. Основанием для
возмещения убытков землепользователям,
землевладельцам и арендаторам земельных
участков является:

а) акт государственного
органа исполнительной власти или органа
местного самоуправления об изъятии
земельного участка для государственных
или муниципальных нужд;

б) соглашение о
временном занятии земельного участка
между землепользователем, землевладельцем,
арендатором земельного участка и лицом,
в пользу которого осуществляется
временное занятие земельного участка;

в) акт государственного
органа исполнительной власти или органа
местного самоуправления об ограничении
прав землепользователя, землевладельца,
арендатора земельного участка, соглашение
о сервитуте;

г) акт государственного
органа исполнительной власти или органа
местного самоуправления об ухудшении
качества земель в результате деятельности
других лиц;

д) решение суда.

4. Возмещение
убытков осуществляется за счет средств
соответствующих бюджетов или лицами,
в пользу которых изымаются земельные
участки или ограничиваются права на
них, а также лицами, деятельность которых
вызвала необходимость установления
охранных, санитарно-защитных зон и
влечет за собой ограничение прав
собственников земельных участков,
землепользователей, землевладельцев
и арендаторов земельных участков либо
ухудшение качества земель.

5. Размер убытков,
причиненных собственникам земельных
участков, землепользователям,
землевладельцам и арендаторам земельных
участков изъятием для государственных
или муниципальных нужд или временным
занятием земельных участков, ограничением
прав собственников земельных участков,
землепользователей, землевладельцев
и арендаторов земельных участков либо
ухудшением качества земель в результате
деятельности других лиц, определяется
по соглашению сторон и рассчитывается
в соответствии с методическими
рекомендациями, утверждаемыми Федеральной
службой земельного кадастра России по
согласованию с Министерством экономического
развития и торговли Российской Федерации
и Министерством имущественных отношений
Российской Федерации.

Споры, связанные
с определением размера убытков,
рассматриваются в судебном порядке.

6.
Определение размера убытков, причиненных
землепользователям и землевладельцам
изъятием земельных участков для
государственных или муниципальных
нужд, осуществляется в соответствии с
гражданским законодательством.

При определении
размера убытков, причиненных арендаторам
земельных участков изъятием земельных
участков для государственных или
муниципальных нужд, учитываются убытки,
которые арендаторы земельных участков
несут в связи с досрочным прекращением
своих обязательств перед третьими
лицами, в том числе упущенная выгода,
арендная плата, уплаченная по договору
аренды за период после изъятия земельного
участка, а также стоимость права на
заключение договора аренды земельного
участка в случае его заключения на
торгах.

7. При определении
размера убытков, причиненных собственникам
земельных участков, землепользователям,
землевладельцам и арендаторам земельных
участков временным занятием земельных
участков, учитываются убытки, которые
они несут в связи с досрочным прекращением
своих обязательств перед третьими
лицами, в том числе упущенная выгода, а
также расходы, связанные с временным
занятием земельных участков.

8. При определении
размера убытков, причиненных собственникам
земельных участков ограничением их
прав, учитываются разница между рыночной
стоимостью земельного участка без учета
ограничений прав и рыночной стоимостью
земельного участка с учетом этих
ограничений, убытки, которые собственники
земельных участков несут в связи с
досрочным прекращением своих обязательств
перед третьими лицами, в том числе
упущенная выгода, а также расходы,
связанные с ограничением прав.

При определении
размера убытков, причиненных
землепользователям, землевладельцам,
арендаторам земельных участков
ограничением их прав на земельные
участки, учитываются убытки, которые
землепользователи, землевладельцы,
арендаторы земельных участков несут в
связи с досрочным прекращением своих
обязательств перед третьими лицами, в
том числе упущенная выгода, а также
расходы, связанные с ограничением прав.

9. При определении
размера убытков, причиненных собственникам
земельных участков, землепользователям,
землевладельцам и арендаторам земельных
участков ухудшением качества земель в
результате деятельности других лиц,
учитываются убытки, которые они несут
в связи с досрочным прекращением своих
обязательств перед третьими лицами, в
том числе упущенная выгода, а также
затраты на проведение работ по
восстановлению качества земель.

В настоящее время законодательство допускает возможность изъятия земель, находящихся в частной собственности. В таком случае необходимо соблюсти все имеющиеся нюансы.

Законодательство

Процесс, согласно которому производится изъятие ЗУ, утверждается на законодательном уровне. В данном направлении действуют федеральные законы, такие как Земельный и Гражданский кодексы. Некоторые положения регламентируются уголовным законом.

С конфискацией земельного участка (ЗУ) прекращается право собственности относительно надела. Допускается принудительное конфискование земель, что подразумевает их передачу в собственность государства, соответственно, правомочия собственника частного лица в этот момент прекращаются.

Основания для процедуры

Данные положения прописываются в гражданском законодательстве. В их число входят:

Положения решения об конфискации

Также допускается изъятие участка, который расположен под домом и оформлен в собственность. При этом процесс производится независимо от формы собственности на землю. Прекращение прав собственника в принудительном порядке допускается, если лицо нарушило принципы, установленные для целесообразного использования. В том числе:

Допускается изъятие на принудительной основе:

Составляется соглашение об конфискации земельного надела. Этот документ подтверждает факт отчуждения имущества гражданина или организации  в пользу государства или муниципалитета.

Заключается акт собственниками надела, который изымается и органами муниципальной или госвласти. В качестве объекта соглашения рассматривают наделы и объекты, которые на них возведены. На участки могут распространяться права собственности, а также постоянного пользования.

Решение

Соглашение имеет письменную форму. В нем отражается:

  1. Период, в течение которого осуществляется передача. Он не может превышать более 6 месяцев с момента, когда прекратилось право собственника у предыдущего владельца.
  2. Указывается порядок и сумма относительно возмещения ущерба, который возникает по причине изъятия участка.
  3. Вписываются реквизиты акта, в котором содержится решение об конфискации надела для нужд государства или муниципалитета.
  4. Указывается, какое право прекращается или возникает в отношении участка или расположенных на нем строений в результате процедуры.
  5. Цели, с которыми проводится процесс.
  6. Кадастровые данные для участков, которые изымаются. Если нет такого номера, то вписывают условный, которые устанавливается на основании законодательства.
  7. Данные сторон договора.
  8. Сооружения, которые не могут быть изъяты, но при этом располагаются на изымаемой территории.
  9. Сервитут земельного участка, если таковой действует.

Понятие соглашения об изъятии

В гражданском законодательстве прописывается порядок, согласно которому происходит регистрация сделок с земельными наделами. Состоит он из шагов:

Образец соглашения

К соглашению прикладываются:

Несанкционированное использование

Лицо, владеющее ЗУ, лишается данных прав в ситуации, когда на протяжении трехлетнего периода территория не использовалась им по назначению, для которого регистрировалась либо при использовании были допущены грубые нарушения правил установленных относительно землепользования.

Земельные наделы подвержены обследованию административного характера, которые проводятся представителями государственного кадастра.

В таком случае инспектированию подлежит:

Если в ходе проверки выявляются нарушения, то собственник привлекается к административной или иной ответственности. Также рассматривается  в качестве решения проблемы смена собственника в принудительном порядке. Проводится это с помощью продажи участка.

Реквизиция

В качестве одного вида принудительного конфискования ЗУ выступает реквизиция. Процедура проводится органами исполнительной власти при возникновении ситуаций, носящих чрезвычайный характер. Целью в таком случае выступает защита жизни, здоровья и благополучия отдельных лиц, общества и целого государства.

Стоит отметить, что рассматриваемый процесс имеет возмездный характер. Это значит, что собственник получает денежную компенсацию за изъятое у него имущество. Подтверждается это специальным документом. Размер компенсационных выплат зависит от того, что определено при оценке имущества в соответствии с законодательными актами.

Возмещение убытков правообладателю

Данная мера носит временный характер. После того, как заканчивается действие оснований, которые служили причиной конфискации – надел возвращается в собственность человека, при этом возмещаются убытки.

Когда вернуть участок не представляется возможным, то компенсация выплачивается в размере рыночной стоимости. Также учету подлежит выгода, которая была утрачена. Если собственник выразит согласие, то ему предоставляют другой равноценный участок.

Конфискация

Данная разновидность изъятия предусматривается земельным законодательством. Также некоторые положения определяются в Уголовном кодексе. Изъятие производится в таком случае по причине совершения преступления и выступает неким видом наказания. Решение принимается только судебной инстанцией.

Изъятие производится на безвозмездной основе. В настоящее время подобная санкция исключается из действующего законодательства.

Порядок изъятия

Земельный и Гражданский кодексы содержат положения относительно порядка изъятия ЗУ. Процесс при нарушении порядка землепользования выглядит так:

Этапы изъятия

Процесс конфискации выглядит:

Реквизиция проводится данным образом:

Для муниципальных и государственных потребностей

Изначально производится разработка и принятие проекта относительно конфискации земли на уровне властных органов. Когда осуществляется выбор площади, где планируется государственное или муниципальное строительство, то выносят заключение, содержащее форму изъятия. В документе указывают:

Когда отсутствует официальное информирование лица, обладающего правами владения, о проводимой процедуре – данное действие считается недопустимым. Регистрация относительно решения представляет собой фактическое законное наложение ограничение на права владения относительно изымаемого объекта.

Процесс регистрации связан с некоторыми рисками для собственников, потому как накладываются все издержки связанные с содержанием надела. Действия, проводимые на участке государством, не подлежат компенсации.

Понятие конфискации земли для государственных нужд

Лица, владеющие землями, права которых прекращаются, получают соглашения относительно изъятия ЗУ совместно с актом, где содержатся сведения относительно проведенной оценке. Минимальный срок, который устанавливается для заключения такого соглашения, не оговаривается в законах. Максимальный срок равен 90 дням.

В противном случае подается исковое заявление в суд с требованием о принудительной конфискации.

Извещение

Собственник ЗУ, который планируется к изъятию, должен быть заранее уведомлен о проведении данной процедуры.

Когда процесс проводится для муниципальных или гос. потребностей – собственник уведомляется за 1 год до того, как запланировано изъятие.

Сведения предоставляются в таком порядке:

Обжалование решения

Решения, которые выносятся относительно факта конфискации надела, могут быть обжалованы в судебных органах:

В действующем законодательстве не в полной мере учитываются все имеющиеся нюансы относительно юридической процедуры изъятия. Зачастую владельцами участков не регистрируются права в едином реестре, который ведется государственными органами. Тогда возникают вопросы при подписании соглашений в случае установления долевого владения. Нюансы касаются и оценки наделов.

Возмещение убытков

Согласно земельному законодательству в полном объеме возмещаются убытки, в том числе и упущенная выгода, которые причинены:

Возмещение убытков при изъятии земли для муниципальных нужд

Когда убытки были причинены в результате иных действий – порядок возмещения устанавливается статье 62 Земельного кодекса.

Причиненные убытки подразделяют на реальный ущерб и выгоду, которая была упущена. Реальный ущерб представляет собой расходы, которые лицо, чьи права нарушены, производит с целью восстановления своих правомочий. Также убытки понимаются как неполученные доходы, на которые лицо могло рассчитывать до нарушения его прав.

Убытки могут причиняться как правомерным поведением, так и правонарушением.

Изъятие в СНТ

Садоводческое товарищество понимается как некоммерческая организация, в которой участвуют граждане, объединившиеся на добровольных началах. За счет функционирования СНТ не получает какой – либо прибыли. В товариществах действуют уставы, которые они разрабатывают самостоятельно. Налогообложение предусматривается исходя из учета общей площади товарищества.

СНТ не имеет правомочий относительно конфискации наделов. В законодательстве предусматриваются основания для изъятия, которые могут связываться только с правонарушением совершенным владельцев участка:

То, что человек не внес сумму, которая требуется для оплаты различных взносов и благоустройства СНТ – не является основанием для изъятия.

Если складывается ситуация, когда человек на протяжении длительного времени не используется свой надел – товарищество не имеет полномочий по изъятию таких земель. Это связано с тем, что в законодательстве отсутствует такое основание для изъятия участка.

Правомочия по выставлению земли на публичные торги обладает местная администрация. Это происходит, когда участок по факту заброшен, имеется задолженность по уплате членских взносов, оплате водоснабжения и электроэнергии.

Постановление об изъятии надела у собственника выносится органом государственной или муниципальной власти. После того, как надел изъят права собственности относительно него утрачиваются. Если участок находился в аренде, то договор расторгается.

Для строительства дороги

Когда производится изъятие участка у собственника с целью строительства на нем дороги, то последнему выплачивается возмещение. В его сумму включается стоимость, действующая на рынке, право собственности, которое прекращается. Либо это может быть рыночная стоимость иных правомочий, которые прекращаются. Также возмещают убытки, которые причинены таким изъятием и упущенная выгода.

Когда совместно с участком изымаются расположенные на нем строения, то они также подлежат оценке и выплачивается их рыночная стоимость. Если собственник участка выразил согласие, то взамен возмещения ему могут выдать иной разнозначный объект недвижимости вместо того, что изъят с целью строительства.

Законодатель указывает на то, что допускается изъятие надела в принудительном порядке, когда заранее проведено равноценное возмещение. Срок, в течение которого орган государства, произведет возмещение, определяется в соответствии с заключенным соглашением. Если производится принудительное изъятие – условия определяются судом.

Принудительное изъятие

В качестве одного из основания для прекращения прав собственности рассматривается принудительное изъятие надела. Производится процедура только в установленном законом порядке. К ним относят:

Положения по изъятию ЗУ для муниципальных и государственных нужд

Законодателем предполагается принудительное изъятие наделов в государственных или муниципальных нуждах, но при этом заранее собственникам должна быть выплачена компенсация. Если лицо не соглашается на выкуп, то органы власти подают иск в суд. Когда достигнуто соглашение – производится процедура в административном порядке.

К примеру, на совещании госоргана было принято решение о прокладывании дороги по территории, где располагался участок, принадлежащий К. Чиновниками был соблюден установленный в законе порядок, проведена оценка и К. выплачена рыночная стоимость его надела.

Обратить взыскание могут  на основании  решения, вынесенного судом. Однако иной порядок может быть предусмотрен в законе или договоре.

Относительно реквизиции земельное законодательство предусматривает, что при различного рода авариях, стихийных бедствиях, эпизоотиях, и других обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер ЗУ на некоторое время может быть изъят у собственника. После прекращения оснований, по которым проводилась процедура – надел возвращают.

Изъятие по причине ненадлежащего использования производится, если человек не использует надел в соответствии с установленным назначением, либо использует, нарушая действующие нормы права. Это могут быть случаи:

Если собственник согласен с процедурой, то реализация производится путем публичных торгов. В иных ситуациях допускается продажа надела по решению, вынесенному судьей.

Изъятие из чужого незаконного владения

Правомочия собственника находятся под защитой государства. Если  совершаются посягательства, то они пресекаются уполномоченными на то органами власти. Изначально собственнику потребуется доказать, что он является добросовестным владельцем. Это может быть ситуация, когда участок приобретен у лица, которое не имело прав его отчуждать, например, залог земельного участка. При этом покупатель не знал и не мог знать об этом запрете.

Если приобретатель добросовестный, то закрепление его прав происходит в момент регистрации, однако исключениями являются случаи, прописанные в законе, когда реальный собственник может требовать возврата.

Человек в единственном случае может требовать возвращения надела – когда он выбыл из обладания против его воли. Примером служит, продажа по поддельной документации. В этом случае судебный орган удовлетворит иск в возврате надела в собственность реального владельца.

Изъятие из лесных земель

Данная проблема является актуальной на сегодняшний день для тех, чьи наделы расположены рядом с лесной зоной. Данная разновидность перевода предусмотрена в законодательстве. При этом имеет значение категория лесов. Если это резервный или эксплуатационный, то перевод осуществляется без ограничений.

Когда речь идет о защитном лесе, то перевод требуется создания охраняемой природной территории. Для действенной борьбы с данным явлением требуется слаженная работа органов государства, функционирующих в этом направлении.

Согласно законодательству допускается изъятие земельных наделов у собственников, при этом необходимо соблюсти установленную процедуру. Проводить изъятие могут специально на то уполномоченные органы.

Глава 6 Возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

В связи с этим ст. 62 ЗК РФ устанавливает: убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Размер убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков изъятием для государственных или муниципальных нужд или временным занятием земельных участков, ограничением прав либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми компетентными государственными органами РФ. При этом споры, связанные с определением размера убытков, рассматриваются в судебном порядке.

Оценка для целей возмещения убытков при изъятии земельных участков

Нельзя сказать, что законодательство в сфере изъятия земель для государственных или муниципальных нужд активно изменяется. Из последних изменений — ФЗ №499 (вступил в силу 1го апреля 2019 года), который внес изменения Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты. В частности, Земельный кодекс был дополнен отдельной главой, регламентирующей порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Согласно новой редакции, в размер компенсации при изъятии включаются:

В связи с реализацией крупномасштабных инфраструктурных и девелоперских государственно значимых проектов изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд происходит все чаще. Одним из последних крупнейших проектов можно назвать строительство Олимпийских объектов в Сочи, которое потребовало массового изъятия земель. Организация предстоящего Чемпионата мира по футболу также влечет изъятие земельных участков у собственников. Государством предусмотрен механизм выплаты компенсаций владельцам земельных участков, подлежащих изъятию (ст. 306 ГК РФ). Оценка размера такой компенсации называется оценкой для целей возмещения убытков в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Убытки при изъятии земельных участков

Михаил обратился с исковым заявлением в суд, где попытался оспорить вынесенный акт, однако, судья вынес определение не в его пользу. Тогда мужчина попытался увеличить сумму компенсации за надел, включив в расчеты стоимость возведенной постройки, однако, и здесь получил отказ, так как домик был построен уже после получения уведомления об отчуждении надела.

Возмещение убытков, причиненных изъятием земельных участков оплачивается за счет средств того ведомства, в чье распоряжение должен поступить участок. Если это федеральный орган, то оплачивает ущерб госбюджет, а если территорией завладел муниципалитет, то оплата должна происходить за счет местного бюджета.

Убытки при изъятии земельных участков

Во-первых, убытки могут быть причинены изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, которое допускается только в строго исключительных случаях, установленных статьей 49 ЗК РФ, осуществляется на основе принципа возмездности при условии добровольного согласия собственника, владельца, пользователя, арендатора, а в противном случае — принудительно по решению суда.

Основные сложности на практике возникают при определении и доказывании упущенной выгоды. При предъявлении требования о возмещении упущенной выгоды землевладелец, землепользователь или арендатор должны доказать размер доходов, которые они не получили из-за принятия решения об изъятии земель для государственных или муниципальных нужд, а также причинную связь между изъятием земельного участка и неполученными доходами.

Процедура возмещения причиненных убытков при изъятии земельных участков

Статья 57

В случае причинения убытков вследствие ухудшения качества земель в результате деятельности других лиц, временного занятия земельных участков, ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков убытки возмещаются виновным лицом либо лицом, в чьих интересах данное действие было произведено.

При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков ограничением их прав, учитываются разница между рыночной стоимостью земельного участка без учета ограничений прав и рыночной стоимостью земельного участка с учетом этих ограничений, убытки, которые собственники земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.

Земельное право

При определении размера убытков землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных ограничением их прав на земельные участки, учитываются убытки, которые названные правообладатели земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами (в том числе упущенная выгода и расходы, связанные с ограничением прав).

Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает четыре обстоятельства, которые могут явиться причиной возникновения убытков у любых правообладателей земельных участков, так, возмещению в полном объеме, в том числе упущенной выгоды, подлежат убытки, причиненные:

Оценка земельных участков при изъятии для государственных и муниципальных нужд

По соглашению с собственником земельного участка ему может быть предоставлен в собственность бесплатно другой (равноценный) земельный участок. В этом случае его стоимость, также определяемая в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, засчитывается в выкупную цену земельного участка.

При определенных обстоятельствах у государства возникает необходимость изъятия земельного участка, ранее предоставленного гражданам и организациям в частную собственность, владение, пользование или аренду. Для подобных случаев земельное и гражданское законодательство устанавливает способы, условия и процедуру изъятия земель.

ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ ПРИ ИЗЪЯТИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД, УХУДШЕНИИ КАЧЕСТВА ЗЕМЕЛЬ, ВРЕМЕННОМ ЗАНЯТИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ОГРАНИЧЕНИИ ПРАВ СОБСТВЕННИКОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЕВ И АРЕНДАТОРОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Следует отметить, что некоторые авторы рассматривают приведенные выше случаи как случаи правомерных действий органов государственной власти, органов местного самоуправления или иных лиц. В указанных ситуациях причинение убытков есть результат правомерных действий, поэтому возмещение ущерба не может рассматриваться как мера юридической ответственности [1] .

Плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка (п. 1 ст. 281 ГК РФ). Пунктом 2 ст. 281 ГК РФ предусмотрено, что при определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд и временном их занятии

Плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство РФ, субъекта РФ или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.

Собственник земельного участка должен быть не позднее, чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.