Производство в суде надзорной инстанции в 2019 году

🕒

Производство
в порядке надзора

– это самостоятельная и исключительная
стадия гражданского процесса. Пересмотр
в порядке надзора решений и определений,
вступивших в законную силу, имеет большое
значение для правильного, единообразного
применения закона и исправления ошибок,
допускаемых судами.

Надзорное
производство

это
исключительный способ проверки судебных
постановлений, вступивших в законную
силу.

Вступившие
в законную силу судебные постановления,
указанные в ч. 2 ст. 391.1, могут быть
пересмотрены в порядке надзора Президиумом
Верховного Суда Российской Федерации
по жалобам лиц, участвующих в деле, и
других лиц, если их права, свободы и
законные интересы нарушены этими
судебными постановлениями.

В
Президиум Верховного Суда Российской
Федерации обжалуются:

1)
вступившие в законную силу решения
верховных судов республик, краевых,
областных судов, судов городов федерального
значения, суда автономной области, судов
автономных округов, принятые ими по
первой инстанции, если указанные решения
были предметом апелляционного рассмотрения
в ВС РФ;

2)
вступившие в законную силу решения
окружных (флотских) военных судов,
принятые ими по первой инстанции, если
указанные решения были предметом
апелляционного рассмотрения в ВС РФ;

3)
вступившие в законную силу решения и
определения ВС РФ, принятые им по первой
инстанции, если указанные решения и
определения были предметом апелляционного
рассмотрения;

4)
определения Апелляционной коллегии ВС
РФ;

5)
определения Судебной коллегии по
административным делам ВС РФ, определения
Судебной коллегии по гражданским делам
ВС РФ и определения Военной коллегии
ВС РФ, вынесенные ими в апелляционном
порядке;

6)
определения Судебной коллегии по
административным делам ВС РФ, определения
Судебной коллегии по гражданским делам
ВС РФ и определения Военной коллегии
ВС РФ, вынесенные ими в кассационном
порядке.

Правом
на обращение в Президиум Верховного
Суда РФ с представлением о пересмотре
судебных постановлений, если в рассмотрении
дела участвовал прокурор, имеют
Генеральный прокурор РФ и его заместители.

Общий
срок на обжалование в порядке надзора
– три месяца. На подачу

жалобы
на имя Председателя Верховного Суда
РФ – 6 месяцев (ч. 2 ст. 391-11 ГПК РФ).

В
отличие от кассационных и апелляционных
жалоб, надзорные жалоба, представление
подаются непосредственно в Верховный
Суд РФ.

Надзорные
жалоба, представление, поданные в
соответствии с требованиями закона,
изучаются судьей Верховного Суда РФ.

Надзорные
жалобы, представления изучаются по
материалам, приложенным к жалобе,
представлению, либо по материалам
истребованного дела. В случае истребования
дела может быть вынесено определение
о приостановлении исполнения решения
суда до окончания производства в суде
надзорной инстанции при наличии просьбы
об этом в надзорных жалобе, представлении
прокурора или ином ходатайстве.

По
результатам изучения надзорных жалобы,
представления судья Верховного Суда
РФ выносит одно из следующих определений:

1)
об отказе в передаче надзорных жалобы,
представления для рассмотрения в
судебном заседании Президиума ВС РФ,
если отсутствуют основания для пересмотра
судебных постановлений в порядке
надзора. При этом надзорные жалоба,
представление, а также копии обжалуемых
судебных постановлений остаются в суде
надзорной инстанции;

2)
о передаче надзорных жалобы, представления
с делом для рассмотрения в судебном
заседании Президиума ВС РФ.

Следует
отметить, что Председатель ВС РФ, либо
его заместитель вправе не согласиться
с определением судьи ВС РФ об отказе в
передаче надзорных жалобы, представления
для рассмотрения в судебном заседании
Президиума ВС РФ и вынести определение
о его отмене и передаче надзорных жалобы,
представления с делом для рассмотрения
в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Надзорные
жалоба, представление рассматриваются
в Верховном Суде РФ не более чем два
месяца, если дело не было истребовано,
и не более чем три месяца, если дело было
истребовано, не считая времени со дня
истребования дела до дня его поступления
в Верховный Суд РФ.

Следуем
учитывать, что Председатель ВС либо его
заместитель в случае истребования дела
с учетом его сложности могут продлить
срок рассмотрения надзорных жалобы,
представления, но не более чем на два
месяца.

Основанием
для
отмены судебных актов в порядке надзора
может являться в принципе любое (исходя
из дословного прочтения ст. 391-9 ГПК РФ)
нарушение, в результате которого
обжалуемым постановлением нарушаются:

1)
права и свободы человека и гражданина,
гарантированные Конституцией Российской
Федерации, общепризнанными принципами
и нормами международного права,
международными договорами Российской
Федерации;

2)
права и законные интересы неопределенного
круга лиц или иные публичные интересы;

3)
единообразие в толковании и применении
судами норм права.

Президиум
ВС РФ принимает дело к рассмотрению на
основании определения судьи ВС РФ о
передаче надзорных жалобы, представления
с делом для рассмотрения в судебном
заседании Президиума ВС РФ.

Лица,
участвующие в деле, извещаются о времени
и месте рассмотрения дела Президиумом
ВС РФ по правилам, предусмотренным гл.
10 ГПК. Неявка лиц, участвующих в деле и
извещенных надлежащим образом о времени
и месте рассмотрения дела не препятствует
рассмотрению дела в порядке надзора.

Надзорные
жалоба, представление с делом
рассматриваются Президиумом ВС РФ в
судебном заседании не более чем два
месяца со дня вынесения судьей определения.

В
судебном заседании могут принимать
участие лица, участвующие в деле, их
представители, иные лица, подавшие
надзорные жалобу, представление, если
их права и законные интересы непосредственно
затрагиваются обжалуемым судебным
постановлением.

В
случае, если прокурор является лицом,
участвующим в рассмотрении дела, в
судебном заседании Президиума ВС РФ
принимает участие Генеральный прокурор
РФ или его заместитель.

Надзорные
жалоба, представление с делом,
рассматриваемые в порядке надзора в
Президиуме ВС РФ, докладываются судьей
ВС РФ.

Судья-докладчик
излагает обстоятельства дела, содержание
судебных постановлений, принятых по
делу, доводы надзорных жалобы,
представления, послужившие основаниями
для передачи надзорных жалобы,
представления с делом для рассмотрения
в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Лица,
явившиеся в заседание Президиума, вправе
дать объяснения по делу. Первым дает
объяснения лицо, подавшее надзорные
жалобу, представление.

По
результатам рассмотрения надзорных
жалобы, представления с делом Президиум
ВС РФ принимает постановление.

При
рассмотрении надзорных жалобы,
представления с делом в надзорном
порядке все вопросы решаются большинством
голосов. При равном количестве голосов,
поданных за пересмотр дела и против его
пересмотра, надзорные жалоба, представление
считаются отклоненными.

Председатель
ВС РФ или его заместитель по жалобе
заинтересованных лиц или по представлению
прокурора вправе внести в Президиум ВС
РФ представление о пересмотре судебных
постановлений в порядке надзора в целях
устранения
фундаментальных нарушений норм
материального права или норм процессуального
права, которые повлияли на законность
обжалуемых судебных постановлений и
лишили участников спорных материальных
или процессуальных правоотношений
возможности осуществления прав,
гарантированных ГПК, в том числе права
на доступ к правосудию, права на
справедливое судебное разбирательство
на основе принципа состязательности и
равноправия сторон, либо существенно
ограничили эти права.

Необходимо
отметить, что Председатель ВС РФ или
его заместитель, внесший представление,
не может участвовать в рассмотрении
Президиумом ВС РФ дела, о пересмотре
которого им внесено представление.

Президиум
ВС РФ, рассмотрев надзорные жалобу,
представление с делом в порядке надзора,
вправе:

1)
оставить постановление суда первой,
апелляционной или кассационной инстанции
без изменения, надзорные жалобу,
представление без удовлетворения;

2)
отменить постановление суда первой,
апелляционной или кассационной инстанции
полностью либо в части и направить дело
на новое рассмотрение в соответствующий
суд. При направлении дела на новое
рассмотрение Президиум ВС РФ может
указать на необходимость рассмотрения
дела в ином составе судей;

3)
отменить постановление суда первой,
апелляционной или кассационной инстанции
полностью либо в части и оставить
заявление без рассмотрения либо
прекратить производство по делу;

4)
оставить в силе одно из принятых по делу
судебных постановлений;

5)
отменить либо изменить постановление
суда первой, апелляционной или кассационной
инстанции и принять новое судебное
постановление, не передавая дело на
новое рассмотрение, если допущена ошибка
в применении и толковании норм
материального права;

6)
оставить надзорные жалобу, представление
без рассмотрения по существу при наличии
оснований, предусмотренных ст. 391.4 ГПК.

При
рассмотрении дела в надзорном порядке
Президиум
ВС РФ проверяет

правильность применения и толкования
норм материального права и норм
процессуального права судами,
рассматривавшими дело, в пределах
доводов надзорных жалобы, представления.
В интересах законности Президиум ВС РФ
вправе выйти за пределы доводов надзорных
жалобы, представления. При этом Президиум
не вправе проверять законность судебных
постановлений в той части, в которой
они не обжалуются, а также законность
судебных постановлений, которые не
обжалуются.

Необходимо
помнить, что при рассмотрении дела в
надзорном порядке Президиум ВС РФ не
вправе

устанавливать или считать доказанными
обстоятельства, которые не были
установлены либо были отвергнуты судом
первой или апелляционной инстанции,
либо предрешать вопросы о достоверности
или недостоверности того или иного
доказательства, преимуществе одних
доказательств перед другими и определять,
какое судебное постановление должно
быть принято при новом рассмотрении
дела.

Указания
Президиума Верховного Суда РФ о толковании
закона являются обязательными для суда,
вновь рассматривающего дело.

Постановление
Президиума Верховного Суда РФ вступает
в законную силу со дня его принятия и
обжалованию не подлежит.

Понятие надзорного производства

Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постанов­лений, вступивших в законную силу.

Надзорное производство является самостоятельной стадией гражданского процесса.

Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.

Значение надзорного производства:

  1. проверка вступивших в законную силу судебных решений в по­рядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций;
  2. обеспе­чение единообразного применения закона (формировании общероссийской судебной практики).

Характерные черты пересмотра в порядке надзора:

Порядок возбуждения надзорного производства

См. Глава 41.1. Производство в суде надзорной инстанции

Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам

    1. лиц, участвующих в деле, и
    2. других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

Право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.

Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня вступления судебных постановлений в законную силу.

Содержание надзорных жалобы, представления

Надзорные жалоба, представление должны содержать (ст. 391.3 ГПК РФ):

  1. наименование суда, в который они подаются;
  2. наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;
  3. наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
  4. указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
  5. указание на судебные постановления, которые обжалуются;
  6. указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;
  7. просьбу лица, подающего жалобу или представление.

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Возврат надзорной жалобы, представления без рассмотрения по существу

Надзорные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции, если: 

  1. надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям, предусмотренным пунктами 1 — 5 и 7 части первой, частями третьей — шестой статьи 391.3 Кодекса;
  2. надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;
  3. пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и в надзорных жалобе, представлении не содержится просьба о восстановлении этого срока или в его восстановлении отказано;

  4. поступила просьба о возвращении или об отзыве надзорных жалобы, представления;
  5. надзорные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных ч. второй ст. 391.1 Кодекса.

После поступления в суд надзорной инстанции надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными ст. 391.1 — 391.3 Кодекса, изучаются судьей ВС РФ

В случае истребования дела им может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья ВС РФ выносит определение:

  1. об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;
  2. о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Председатель ВС РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Основания отмены (изменения) судебных постановлений в порядке надзора

Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:

  1. права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
  2. права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
  3. единообразие в толковании и применении судами норм права.

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2019 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2019 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2019 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2019 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2019 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Надзорная инстанция рассматривает получившие законную силу судебные постановления, вынесенные в предыдущих инстанциях. Об особенностях производства в суде надзорной инстанции можно узнать из нашей статьи.

Фото:

Производство в суде надзорной инстанции

Процессуальные сроки

Полномочия суда надзорной инстанции

Надзорная инстанция в гражданском процессе

Производство в суде надзорной инстанции

Судом надзорной инстанции производится изучение на соответствие требованиям законности актов, вынесенных судами предыдущих инстанций. Данная стадия может быть включена в процесс следующих видов судопроизводства:

Процессуальные сроки

Надзорные жалобы в гражданском и арбитражном процессах в рамках административного судопроизводства (по КАС) могут быть направлены в суд надзорной инстанции не позднее чем через 3 месяца с момента вступления оспариваемого постановления в законную силу (п. 2 ст. 391.2 ГПК, п. 5 ст. 308.1 АПК, п. 2 ст. 333 КАС). Период подачи жалобы в надзорную инстанцию в рамках судопроизводства по уголовным делам и административным правонарушениям (по КоАП) не ограничен.

Максимальный срок изучения жалобы надзорной инстанцией:

Полномочия суда надзорной инстанции

Судом надзорной инстанции по гражданским, административным, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции в России является Верховный суд РФ (ст. 126 Конституции РФ). ВС РФ выступает в качестве последующей надзорной инстанции относительно верховных судов субъектов РФ при изучении дел по административным правонарушениям (п. 3 ст. 30.13 ГПК).

Суд надзорной инстанции по итогам изучения жалобы уполномочен:

Надзорная инстанция в гражданском процессе

Изучением дел по существу в роли надзорной инстанции в рамках судопроизводства по гражданским делам занимается президиум ВС РФ (п. 1 ст. 391.1 ГПК).

В суде надзорной инстанции оспариваются получившие законную силу:

Суд надзорной инстанции уполномочен вернуть переданную ему жалобу до изучения по существу, если:

По итогам изучения судом надзорной инстанции жалобы по существу принимается одно из решений, регламентированных п. 1 ст. 391.12 ГПК.

Итак, судом надзорной инстанции в России является Верховный суд РФ. Производство в надзорной инстанции считается исключительной стадией в гражданском, административном, арбитражном и уголовном судопроизводстве. В порядке надзора изучается законность вступивших в силу актов судов предыдущих инстанций.