Положения Земельного кодекса по перераспределению земельных участков в 2019 году

🕒

Проведение кадастровых работ, связанных с перераспределением земельных участков, осуществляется в том случае, если владельцы по какой-либо причине недовольны имеющимися границами между участками или их конфигурацией.

Некорректная форма земельного участка, присутствие вкраплений или же вклиниваний смежных земель, всевозможные сложности, связанные с логичным подведением инженерных коммуникаций – существует множество причин, по которым люди могут прийти к выводу о необходимости проведения такой процедуры.

С введением нового закона в Земельный кодекс были внесены новые корректировки и дополнительная глава, в которой, в частности, идет речь о перераспределении земельных участков.

Ключевым условием должно быть наличие подходящей категории требуемого земельного участка, и если речь идет о территории специального назначения или же особо охраняемой зоне, то в таком случае не стоит рассчитывать на возможность вынесения положительного решения. Проверка категории осуществляется с помощью публичной кадастровой карты.

Для этого достаточно пройти упрощенную процедуру регистрации на официальном сайте Росреестра.

После этого на этом ресурсе можно будет найти всю необходимую информацию по земельному участку, включая:

Запрос на кадастровой карте может делаться посредством введения координат определенного участка или же его кадастрового номера. В последнем случае не нужно будет даже получать адрес, так как кадастровый номер является уникальным.

Образец схемы расположения земельного участка

Документы и прочие бумаги

В процессе оформления ходатайства на перераспределение земельного участка для начала нужно будет собрать определенный перечень документов, необходимых для проведения данной процедуры.

В частности, нужно будет получить следующие бумаги:

Если предоставляются копии каких-либо документов, то в таком случае нужно будет предварительно заверить их у нотариуса. Земельный комитет имеет полное право на то, чтобы отклонить документы, предоставленные обратившимся гражданином, если они по каким-либо параметрам не соответствуют определенным требованиям, установленным действующим законодательством.

Содержание Земельного кодекса по перераспределению земельных участков

Процедура перераспределения территорий регулируется статьей 11.7 Земельного кодекса. В процессе проведения данной процедуры по отношению к нескольким участкам формируется несколько новых, смежных наделов. Другими словами, в процессе перераспределения исходная территория перестает существовать, и вместо нее формируется абсолютно новый участок.

Статья 11.7. Перераспределение земельных участков

При перераспределении наделов, являющихся собственностью определенных граждан или компаний, их владельцы имеют право на то, чтобы самостоятельно распоряжаться новыми территориями в соответствии с договорами, оформленными между такими лицами о формировании территорий.

Перераспределение земель, входящих в перечень собственности каких-либо государственных или муниципальных органов, вместе с землями, являющимися собственностью частных лиц, осуществляется только в тех ситуациях, которые прописаны в главе 4 этого кодекса.

Сроки и стоимость

Расширение площади территорий, находящихся в собственности определенных лиц, в результате перераспределения наделов, включенных во владение государственных или муниципальных органов, осуществляется за определенную плату, сумма которой устанавливается:

С момента поступления заявления вместе с полным пакетом документов должно пройти не более одного месяца для того, чтобы уполномоченные сотрудники государственного органа выполнили одно из следующих действий:

Порядок оформления

Для того, оформить договор о перераспределении земельного участка, являющегося собственностью муниципальных или государственных органов, а также территорий, являющихся собственностью физических лиц, гражданину или компании, которые является собственником этой территории, должна обратиться с соответствующим заявлением в государственный орган.

В процессе оформления заявления указывается следующая информация:

Подавая заявление о перераспределении земельного участка, к нему нужно в обязательном порядке приложить следующий перечень документ:

На протяжении 10 дней с того момента, как поступает заявление о перераспределении земельных участков, уполномоченный орган может вернуть документ заявителю, если он не соответствует установленным требованиям, а также если оно подано в несоответствующий орган или же не с полным пакетом необходимых документов.

Скачать бланк заявления о перераспределении земельных участков

Образец свидетельства о праве собственности на землю

Основания для отказа

Человеку могут отказать в перераспределении при наличии следующих обстоятельств:

Если указанные условия отсутствуют, то в таком случае решение об отказе будет необоснованным, и можно будет обратиться в вышестоящие или судебные инстанции с требованием о его отмене.

Новая редакция Ст. 11.7 ЗК РФ

1. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.

При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

2. При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.

3. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

4. Утратил силу с 1 марта 2019 г.

Комментарий к Статье 11.7 ЗК РФ

Перераспределение земельных участков практикуется значительно реже, чем, скажем, раздел или объединение. В обобщенном виде перераспределение можно охарактеризовать как совокупность действий, направленных на преобразование смежных земельных участков, осуществляемых на основании соглашения между правообладателями данных объектов, в результате которых образуются один или несколько других смежных земельных участков, но с иными индивидуализирующими признаками (площадью, границами). Учитывая, что в соответствии с п. 2 ст. 11.7 ЗК при перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки, соглашение между такими субъектами об образовании земельных участков путем их перераспределения можно рассматривать в качестве основания возникновения прав на образуемые смежные участки <129>.
———————————
<129> Гряда Э.А
. Правовая природа соглашения о перераспределении земельных участков // .

Часто к перераспределению обращаются, руководствуясь п. 3 ст. 11.7 ЗК, в тех случаях, когда земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности — в границах застроенной территории в связи с реализацией инвестиционных проектов по (многоэтажной) застройке земельных участков, или в соответствии с п. 1 ст. 49 ЗК. Значительно реже как способ образования земельных участков перераспределение используется крупным сельскохозяйственными предприятиями (в основном — бывшим совхозам или колхозам). Юридическое основание перераспределения в данном случае — решение собственника земельных участков. Наконец, перераспределение в отдельных случаях является единственным путем, который помогает легализовать незаконно возведенный объект капитального строительства на части чужого смежного земельного участка. Собственник такого смежного земельного участка может либо договориться с «захватчиком» и заключить с ним соглашение о перераспределении, в результате чего часть его земельного участка, занятая самовольно возведенным строением, войдет в состав нового земельного участка, либо обратиться в суд с негаторным иском и потребовать устранения препятствий в пользовании земельным участком и сноса возведенного строения.

При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается (п. 1 ст. 11.7 ЗК). Перераспределяться могут только земельные участки, поставленные на кадастровый учет. По чисто технической причине невозможно перераспределить «неотмежеванные» ранее учтенные земельные участки, так как у таких преобразуемых земельных участков отсутствует местоположение границ характерных точек и как следствие — общие характерные точки границ.

Для граждан и юридических лиц, если они выбирают рассматриваемый способ образования земельного участка, юридическим основанием перераспределения является соглашение между собственниками всех перераспределяемых земельных участков. Одним из условий соглашения является согласие сторон на изменение площади их участков, которое происходит в результате перераспределения. Необходимо также иметь в виду, что перераспределение — вторичный способ образования земельного участка; ему предшествует первичное образование перераспределяемых участков.

Перераспределение может быть осуществлено как между несколькими смежными многоконтурными земельными участками, так и между несколькими смежными многоконтурными земельными участками и обычными земельными участками. В результате такого перераспределения может быть образовано несколько других многоконтурных земельных участков и (или) обычных земельных участков, а существование исходных земельных участков прекращено с даты государственной регистрации прав на образуемые земельные участки. Обязательным условием осуществления перераспределения является наличие у исходных земельных участков смежных границ <130>.
———————————
<130> Пункт 12 письма Минэкономразвития России от 22 декабря 2019 г
. N 22409-ИМ/Д23.

Подготовка проектов перераспределения земель (разновидности проекта территориального землеустройства) в массовом порядке осуществлялась в Российской Федерации в период проведения аграрной реформы в 2019 — 2019 годах в соответствии с Указом Президента РФ от 27 декабря 2019 г. N 323. Без них невозможно было возникновение общей долевой собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения почти у 12 млн. граждан <131>. Проект перераспределения земель предназначался для следующих целей:
———————————
<131> Данная цифра приводится в Указе Президента РФ от 7 марта 2019 г
. N 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» // СЗ РФ. 1996. N 11. Ст. 1026.

а) определения (уточнения) размера земельной доли, которой наделяется каждый указанный в приложении к проекту перераспределения гражданин;

б) составления схемы раздела сельскохозяйственных угодий, передаваемых в общую долевую собственность совокупности граждан с передачей «лишних» земель в районный фонд перераспределения.

Проект перераспределения включал в себя значительное число текстовой информации, а также плановый материал (карту) по землепользованию. Его утверждение главой администрации района являлось одновременно и моментом возникновения права общей долевой собственности на земельные доли у граждан.

Перераспределение земель в настоящее время как способ образования земельного участка существенно отличается от перераспределения периода аграрной реформы XX вв. (в основном в период самой активной фазы в 2019 — 2019 гг.). В первом случае перераспределяются земельные участки, принадлежащие либо одному, либо нескольким собственникам. Во втором же случае перераспределению подлежали земли, которыми колхозы и совхозы пользовались, говоря современным языком, на праве постоянного (бессрочного) пользования; само перераспределение свелось к прекращению такого права и к передаче земельных участков новым собственникам — физическим лицам. Если в первом случае для случаев перераспределения земель подготавливается обычный межевой план, то во втором случае специальный документ — проект землеустройства.

Другой комментарий к Ст. 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации

Перераспределение смежных земельных участков, которое приводит к образованию иных смежных земельных участков, возможно на основании соглашения, которое заключается между собственниками этих участков. В результате такого перераспределения существование прежних земельных участков прекращается.

Юридический факт перераспределения частных земельных участков является основанием приобретения права собственности на образованные земельные участки.

По общему правилу предусмотрен запрет на перераспределение земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, и частных земельных участков. Из этого правила есть исключения. Во-первых, такое перераспределение земельных участков возможно в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории. И во-вторых, перераспределение земельных участков, находящихся в публичной собственности и частной собственности, допускается в целях образования земельных участков для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных в п. 1 ст. 49 ЗК РФ (см. комментарий). Речь идет о таких объектах, как объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны и безопасности и др.

При перераспределении частных и публичных земельных участков условия приобретения права частной или государственной либо муниципальной собственности на образуемые земельные участки определяются в соглашении между их собственниками.

Энциклопедия МИП » Земельное право » Земельные споры » Перераспределение земельных участков

Суть правовой категории «перераспределение земельных участков» раскрыта в ст. 11.7 Земельного кодекса РФ. В результате этого юридически значимого события из нескольких ранее существовавших смежных участков образуются новые.

Перераспределение земельных участков: определение, особенности

Элементарной единицей земельного фонда России признается участок земли. Как объект гражданских и земельных правоотношений он обладает такими характеристиками, как границы, площадь, целевое назначение, виды разрешенного использования. Участок не является чем-то неизменным. Он может быть образован, изменен или ликвидирован.

Суть правовой категории «перераспределение земельных участков» раскрыта в ст. 11.7 Земельного кодекса РФ.

В результате этого юридически значимого события из нескольких ранее существовавших смежных участков образуются новые. В такой трансформации может учувствовать неограниченное количество участков. Все они как самостоятельные объекты гражданских прав прекращают существование в связи с образованием новых.

Особенности перераспределения земельных участков таковы:

Перераспределение как способ образования земельных участков

Передел представляет собой один из способов создания участков наряду с объединением, разделением и выделом (ст. 11.2 ЗК РФ).

Суть такой трансформации легче всего уяснить путем сравнения. Перераспределение позволяет добиться того же эффекта, какой имеет последовательное объединение и новый раздел.

Логический объем рассматриваемого понятия таков: перераспределение = объединение + разделение. Однако для заинтересованных лиц перераспределение предпочтительней, поскольку позволяет произвести все необходимые действия (объединение и раздел) в ходе процедур одного цикла.

Если бы законодатель не предусмотрел существование перераспределения, для достижения нужного эффекта правообладателям пришлось бы дважды последовательно проходить все бюрократические процедуры:

Юридические режимы перераспределения участков, пребывающих в частной и публичной собственности, существенно различаются. Правовым основанием в первом случае признается гражданское соглашение, во втором – административный акт компетентного органа.

Сохранение прав и обременений при перераспределении участков

Возникновение и сохранение права собственности на образуемые при распределении участки осуществляется согласно правоустанавливающему документу (решение компетентного органа либо соглашение частных собственников) и статей 11.4 — 11.7 ЗК РФ. У гражданина, которому исходный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование в результате преобразования, возникает аналогичное право на участок другой площади и конфигурации.

Точно так же обстоит дело с правами наследуемого владения и безвозмездного пользования. Иными словами, при перераспределении объект владения изменяется, а суть права остается прежней.

Сервитуты (право беспрепятственного прохода, проезда, прогона скота, доступа к водоемам) и другие обременения переходят с исходных участков на вновь созданные в прежних границах.

Ст. 11.8 ЗК РФ специально защищает права арендаторов. Согласно предписаниям п. 4 указанной статьи в случае преобразования арендуемых участков, граждане вправе перезаключать договора на прежних условиях без проведения новых торгов, аукционов или конкурсов.

Реализация преимущественного права осуществляется на основании ст. 621 Гражданского кодекса РФ. Необходимость перезаключения арендного договора (невозможность внесения изменений в существующий) обусловлена изменением его предмета.

Цель перераспределения земельного участка

Существует множество разноплановых жизненных ситуаций, в которых необходимо перераспределение земельных участков. Первый вариант: конфигурация и расположение участка усложняют его использование по целевому назначению.

Возможные причины:

Зачастую собственника устраивает конфигурация участка, однако его площадь является недостаточной. В этом случае можно оформить «прирезку» к участку за счет земель соседа.

Чтобы сделать собственника смежного участка более уступчивым, необходимо предложить ему денежную или иную компенсацию. Договоренность о новом разделе земель и размере доплаты оформляется соглашением.

До недавнего времени по общему правилу перераспределение возможно было только между землями одной формы собственности. В связи с изменениями, внесенными в Земельный кодекс Федеральным законом №171 от 23.06.2014 г., частный собственник участка вправе претендовать на оформление «прирезки» за счет земель, принадлежащих государству или территориальной общине.

В частности, можно оформить самовольно захваченные смежные земли. За их присоединение к существующему участку в местный бюджет вносится плата, порядок расчета которой установлен соответствующим муниципалитетом. В большинстве случаев стоимость «прирезки» оказывается ниже рыночной.

Правила перераспределения земельных участков

Передел осуществляется согласно общим правилам, оговоренным ст. 11.2 ЗК РФ. Специальные нормы применяются в случае, если в процедуре перераспределения задействованы искусственно созданные земли либо в результате перераспределения создаются многоконтурные участки.

Передел осуществляется в процессе землеустройства. С точки зрения заказчика эти работы направлены на установление границ участков на местности, описание их местоположения. В глобальном масштабе землеустроительные мероприятия призваны обеспечить организацию рационального землепользования и охраны земель.

Регламентация землеустройства, помимо ст. 68, 69 ЗК РФ обеспечивается профильным законом №78 «О землеустройстве», множеством правительственных и ведомственных подзаконных актов. Установление границ участка, образованного в результате перераспределения в натуре, выполняется по координатам характерных точек. Сведения о них содержаться в госкадастре недвижимости.

Участки, образованные в результате перераспределения, должны соответствовать общим требованиям, оговоренным ст. 11.9 ЗК РФ. Они касаются:

Распределение земельных участков, находящихся в частной собственности на основании соглашения

На текущий момент перераспределение земельных участков чаще всего регистрируется в отношении частных владений. В результате процедуры у заинтересованных лиц возникают права собственности на преобразованные участки.

Юридическим основанием передела служит соглашение, заключенное между собственниками соседних участков по правилам Земельного кодекса России (п. 2 ст. 11.7 ЗК). Оно может представлять собой:

На соглашения об образовании новых участков путем преобразовании распространяется принцип свободы договора (ст. 421 ГК РФ). При этом договор не может противоречить земельному законодательству и публичному порядку. Его нотариальное удостоверение не является обязательным, может проводиться по желанию и на средства сторон. Сделка вступает в силу при условии ее государственной регистрации в ЕГРП (ст. 164 ГК РФ).

Перераспределение земельных участков муниципальной и частной собственности

Основания передела земель, пребывающих в публичной собственности, оговорены ст. 39.27 ЗК РФ. Допускается перераспределение муниципальных земель и участков:

Если перераспределение производится на основании проекта межевания, соответствующее соглашение или решение об образовании новых участков должно содержать ссылку на административный акт, которым этот проект утвержден. Если передел проводится согласно схеме расположения участка на кадастровом плане, такая схема прилагается к соглашению либо решению муниципалитета и утверждается им же.

Правовое регулирование передела земель муниципальной и частной собственности между собой претерпело значимые изменения в связи с принятием Федерального закона № 171 от 23.06.14 г. Согласно ст. 39.28 ЗК РФ в действующей редакции, процедура возможна, когда:

Перераспределение земельных участков, находящихся в частной и публичной собственности, подразумевает подписание соглашения. Перераспределение может осуществляться на основании (одно из двух):

К соглашению в обязательном порядке прилагается кадастровый паспорт участка. Если передел предполагает увеличение площади земельного участка, находящегося в частной собственности, заинтересованное лицо вносит плату, порядок расчета которой устанавливается муниципалитетом.

Порядок перераспределения земельных участков разных форм собственности: общие положения

Правила и процедура передела земель напрямую зависят от формы собственности. Если исходные участки находятся в частных руках, инициатива может исходить от владельца любого из них. Остальные правообладатели вправе, но не обязаны соглашаться. Споры разрешаются в суде. Процедура переговоров не подвержена бюрократическим формальностям: допустимы официальные письма, устные предложения.

Кадастровые работы по переделу участков частные собственники поручают специализированной организации. На основании полного пакета технической, правоустанавливающей и правоудостоверяющей документацией они обращаются в органы госкадастра и регистрации прав на недвижимость.

Если все преобразуемые участки подведомственны одному органу госвласти или муниципалитету, преобразование происходит по его решению. Он же ответственен за разработку земельно-кадастровой документации, инициацию внесения соответствующих сведений в ГКН, ЕГРП.

Перераспределение земельных участков, распоряжение которыми находится в компетенции нескольких муниципалитетов, происходит по соглашению между ними. Административное соглашение также необходимо, когда перераспределяются земли или участки муниципальной и госсобственности между собой. Документ должен определять:

Частные лица, заинтересованные в перераспределении участков с участием муниципальных земель, обращаются в муниципалитеты с заявлением. Если оно не соответствует требованиям, не сопровождено необходимой документацией, документ возвращается заявителю. Если оснований для возврата нет, на протяжении следующих 20 дней компетентный орган рассматривает заявление по сути. Результатом может стать:

Регистрация перераспределения земельных участков

Правила кадастрового учета передела участков оговорены 221-ФЗ «О госкадастре недвижимости». Данные, внесенные в госкадастр недвижимости при постановке на учет вновь образуемых объектов, носят временный характер.

Они обретают постоянство с момента госрегистрации прав в ЕГРП. Временные данные аннулируются и исключаются из госкадастра в случае, если преобразуемые участки не были поставлены на учет в ЕГРП на протяжении 2-х лет.

Процедура госрегистрации прав на участки, образуемые при перераспределении, оговорены 122-ФЗ «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Внесение сведений осуществляется в заявительном порядке, на основании надлежащего пакета бумаг.

Основным правоустанавливающим документом может быть решение административного органа либо соглашение правообладателей. Исключение из реестра сведений о преобразуемых «старых» участках и внесение данных о «новых» вновь созданных проводится при наличии необходимой технической и кадастровой документации.

Отказ в перераспределении земельного участка

Перечень обстоятельств, препятствующих заключению административного соглашения о перераспределении земель муниципальной и госсобственности, оговорен ст. 39.27 ЗК РФ. Это:

Отказ в перераспределении участков, находящихся в частной и публичной собственности, последует при отсутствии:

Отказ ждет частное лицо, обратившееся в муниципалитет за переделом участков в случае, если по его окончании в частных руках окажутся земли и участки:

Отказ в перераспределении может быть дан:

Отказ в заключении соглашения о переделе должен быть мотивированным. Примечательно, что отсутствие в госкадастре недвижимости сведений о местоположении земельного участка, находящегося публичной собственности, самого по себе не считается основанием для отказа в перераспределении.

Выполнение кадастровых работ в этом случае обеспечивает заявитель. По решению органа власти он же обращается с заявлением о кадастровом учете.

Перераспределение земельных участков — это определение, относящееся к изменениям границ наделов. Его проводят при объединении участков, изменении их размеров, разделении на несколько собственников. Мы расскажем, что это такое, как провести процедуру и какие особенности в ней есть.

Что такое перераспределение земельных участков

Перераспределение земельных участков — изменение границ смежных наделов с согласия двух собственников, с установлением новых границ. Процедура регламентируется статьей 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации. Закон о перераспределении земельных участков определяет упрощенную процедуру — достаточно заключить соглашение между собственниками смежных наделов и зарегистрировать сделку в местном муниципальном органе, а также поставить новые участки на кадастровый учет.

Согласно классификации, предложенной законодательством, есть три типа возможных изменений границ — с участием собственников:

📍 Юридических и физических лиц. В этом случае нужно заключить соглашение между собственниками наделов и получить разрешение государственных органов.

📍 Муниципальных структур. Этот тип сделок используют только для передачи надела от одного государственного учреждения к другому.

📍 Муниципальных структур и физических лиц. Здесь действует особо жесткий регламент размежевания, а к наделам предъявляется ряд дополнительных требований. Это — исключение из правил, мы расскажем о нем ниже.

ФЗ №344 от 03.07.2016 года внес ряд изменений в регламент процедуры. Основные нововведения:

📎 Все решения по территориям сельских поселений принимаются на уровне местных органов самоуправления.

📎 Если при корректировке границ используются земли сельских поселений, нужно обратиться в администрацию района, к которому территориально относится надел.

📎 С момента перераспределения границ все полномочия по использованию наделов переходят к их владельцам.

В каких случаях возможна процедура перераспределения земель и/или земельных участков

Законодательство предусматривает четкие основания, при которых возможно перераспределение границ земельного участка с изменением площади.

Исключение ломаных границ

Ломаные границы доставляют неудобство собственникам надела и государственным органам. В этом случае происходит перераспределение с сохранением первоначальной ширины участка и выравниваем ломаных границ.

Перераспределение проводят по программе развития территории, в том числе с землями с недвижимостью или под застройку. Собственники перераспределяют наделы для удобного расположения границ и выполнения требований к строительству дома.

Перераспределение наделов в кооперативе

Чаще всего перераспределение проходит по причине определения четких смежных границ или урегулирования требований и пожеланий владельцев участков ЛПХ, ИЖС.

Вмешательство строительных мероприятий, федеральных программ.

Перераспределение происходит в случае, если в наделах будут проходить строительные работы по федеральным программам — например, прокладка железной дороги, строительство моста, образование водоема.

Частные случаи перераспределения наделов включает в себя другие основания. Собственники могут провести процедуру:

🔹 при объединении нескольких участков, расположенных по соседству, в один надел;

🔹 по решению суда, в случае споров по границам земельных участков;

🔹 при необходимости прокладки коммуникаций по нескольким смежным наделам;

🔹 для соблюдения требований к строительству жилой и нежилой недвижимости;

🔹 при разграничении участков между несколькими собственниками;

🔹 при продаже доли земельного участка, разделяя его на несколько отдельных наделов.

Кому доступна регистрация перераспределения земельных участков

Перераспределение земельных участков между двумя собственниками, одним или несколькими владельцами по статье 11.7 Земельного кодекса доступно только физическим или юридическим лицам. Причем юридические лица могут согласовывать процедуру с физическими и наоборот, юридические лица могут перераспределять наделы с юрлицами, физические — с физическими.

Но в документе есть исключения, согласно которым в сделке может участвовать муниципалитет. Это:

🔻 Образование новых наделов для капитального строительства по статье 49 Земельного кодекса. В этом случае муниципалитет выделяет участки собственникам — чаще всего физическим лицам.

🔻 Перераспределение в рамках Градостроительного кодекса с обязательным развитием территории. В этом случае изменяют границы участков, собственниками которых являются юридические/физические лица и муниципалитет. Участки, которые остались в собственности государства, облагораживают — например, прокладывают асфальтированную дорогу.

Требования к процедуре

Перераспределение земельных участков, находящихся в частной собственности, обязано соответствовать ряду требований. Процедуру можно провести, если она соответствует следующим условиям:

✅ Наделы должны располагаться по соседству, то есть соприкасаться хотя бы в одной точке, в идеале — иметь одну или несколько общих границ.

✅ На земельных участках не должно быть ограничений, арестов, обременений — например, при невыплаченной ипотеке.

✅ Владельцы смежных земель, перераспределение которых будет происходить, согласны со всеми условиями сделки.

✅ Все собственники земельного участка, в том числе супруг владельца, согласны с перераспределением.

✅ Участки, которые участвуют в перераспределении, имеют одинаковое назначение — например, ИЖС.

✅ Наделы расположены в одной территориальной зоне.

✅ На наделах, перераспределение которых будет происходить, выполнено межевание, и собственники имеют все необходимые документы.

✅ Собственники земельных участков предоставили в Росреестр весь пакет документов, составили заявление и оплатили услуги кадастрового инженера.

✅ Процедура не будет затрагивать интересы третьих лиц — собственников других участков, граничащих с вашим.

Если хоть одно из условий не выполнено, государственный орган откажет в проведении перераспределения.

Например: Петя хочет провести перераспределение наделов с соседом, но он — собственник ½ участка. Жена Пети против. Государство откажет в процедуре, потому что не получило согласие всех собственников недвижимости.

Как узнать, кто собственник смежного участка

Если вы хотите провести перераспределение, обязательно предварительно договоритесь с владельцем соседнего участка, который тоже будет участвовать в процедуре. Если не знаете, кому принадлежит надел, запросите выписку из органов государственной регистрации одним из следующих способов:

🔖 Получите данные из Публичной кадастровой карты Росреестра

🔖 Закажите выписку из ЕГРН онлайн, на сайте Росреестра

🔖 Закажите выписку в местном отделении Росреестра или через МФЦ

Получение выписки из государственного реестра облагается пошлиной. Ее размер отличается в зависимости от сведений, которые вы хотите получить. Оплачивать пошлину рекомендуем заранее, если подаете заявление лично, или после подачи заявки, если обращаетесь в Росреестр онлайн.

Как провести процедуру перераспределения границ земельных участков

Заключите соглашение

Встретьтесь с собственником соседнего участка, который тоже будет участвовать в перераспределении. Договоритесь об условиях изменения границ и зафиксируйте их в соглашении. Укажите в документе:

🚩 Информацию о собственниках перераспределяемой недвижимости — фамилию, имя, отчество, серию, номер, дату и место выдачи паспорта гражданина РФ. Если второй собственник — юридическое лицо, укажите учредителей, название организации, данные правоустанавливающих документов.

🚩 Информацию обо всех наделах, которые будут участвовать в перераспределении. Укажите номер кадастрового паспорта, площадь надела, вид участка, сведения о правоустанавливающих документах и свидетельств права собственности.

🚩 Данные об основаниях процедуры. Укажите, на каких основаниях хотите провести перераспределение границ.

В конце документа обязательно поставьте дату и подписи всех сторон сделки с расшифровкой. Также укажите согласие всех собственников участков со сделкой, если один из наделов находится в долевой собственности.

Соберите пакет документов

После заключения соглашения проверьте, все ли документы на месте. Для регистрации сделки в государственных органах вам понадобятся:

📋 Схема участка — ее нужно взять в местных органах самоуправления, в отделе по земельным делам.

📋 Кадастровый паспорт.

📋 Документы, подтверждающие право собственности — выписка из ЕГРН, договор купли-продажи, договор дарения или другие.

📋 Документация на постройки, расположенные на участки — например, план жилого дома.

Приложите заключенное ранее соглашение с собственником другого участка. Каждый собственник, участвующий в сделке, должен предоставить полный пакет документов. Если какой-то собственник действует через посредника, он должен иметь нотариально заверенную доверенность на осуществление подобной сделки с недвижимостью.

Внимание! В государственные органы нужно предоставлять оригиналы документов. Если не хотите или не можете предоставить оригиналы, предъявите копии. Если при подаче документов не возьмете с собой оригиналы, копии должны быть нотариально заверены.

Подготовьте заявление

Соберите необходимый пакет документов и составьте заявление на образование земельного участка путем перераспределения либо изменение границ участков. Укажите в нем:

📒 Данные заявителя — фамилию, имя, отчество, место проживания и данные паспорта.

📒 Кадастровые номера участков, границы которых будут перераспределены.

📒 Данные проекта межевого дела на все наделы, которые участвуют в процедуре.

📒 Список документов, который прилагается к заявлению.

Подайте заявление вместе с собранным ранее пакетом документов в местный орган управления. Срок рассмотрения заявления — не больше месяца.

Пригласите кадастрового инженера

Обратитесь в государственные органы, к геодезическим компаниям или частным кадастровым инженером. Обязательно проверьте, есть ли у компании лицензия на осуществление подобной деятельности и есть ли сведения о частном специалисте в федеральном списке на официальном сайте Росреестра.

Кадастровый инженер должен провести целый ряд работ и выдать план с утвержденными изменениями границ. Стоимость его услуг отличается в зависимости от региона, репутации специалиста, объема работ. В среднем она составляет 15 000–50 000 рублей.

Получите постановление

Обратитесь с планом, полученным от кадастрового инженера, в местный орган самоуправления и получите разрешение — постановление — на перераспределение. В постановлении будут указаны данные участков, в границы которых внесены изменения, данные о их собственниках и другая информация. Документ понадобится для регистрации наделов с обновленными данными в государственных органах.

Обратитесь в Росреестр

Возьмите с собой пакет документов:

📁 план с утвержденными изменениями границ земельных участков, полученный от кадастрового инженера;

📁 постановление о перераспределении земельных участков, полученное в местном органе управления;

📁 свидетельства о праве собственности на наделы и документы на земельные участки.

Оплатите государственную пошлину за перерегистрацию наделов и внесение изменений в сведения. Для физических лиц она составляет 2 000 рублей, для юридических — 22 000 рублей. Пошлину должны оплачивать оба участника сделки — собственники наделов.

Напишите заявление о внесении изменений в сведения, передайте специалисту Росреестра оригиналы или нотариально заверенные копии документов. Следите, чтобы в документах не было помарок, ошибок, исправлений, иначе такие документы не примут к рассмотрению.

Получите документы

Сроки внесения изменений и выдачи новых документов могут отличаться в каждом регионе, в среднем они составляют 1–2 недели. За это время государственный орган:

📌 сформирует протокол об образовании новых земельных наделов;

📌 присвоит индивидуальные номера каждому вновь образованному участку;

📌 оформит кадастровый паспорт на каждый надел;

📌 поставит земельные участки на учет в ЕГРН, внесет изменения;

📌 оформит выписку из ЕГРН.

Выписка из ЕГРН с печатью и подписью сотрудника Росреестра послужит документом, который подтверждает право собственности. Остальные бумаги — кадастровый паспорт — понадобятся при любых сделках с недвижимостью в дальнейшем.

Срок проведения сделки может отличаться в каждом регионе. В среднем он превышает 2 месяца. Если органы Росреестра или местного самоуправления намеренно «затягивают» проведение процедуры или отказывают в перераспределении без видимых причин, обратитесь в суд.

Плата за перераспределение земельных участков

Закон о перераспределении земельных участков гласит, что в случае с расширением границ надела процедура проходит на возмездной основе. Выгодоприобретатель — тот, надел которого в результате увеличивается, чаще всего это заявитель — должен заплатить за полученную землю. Сумма оплаты рассчитывается по следующей формуле:

📱 15% от кадастровой стоимости прирезаемого земельного участка, если размеры вашего надела не выходят за установленные государством нормативы;

📱 100% кадастровой стоимости, если размер вашего надела выше норматива, установленного государством, более, чем на 10%.

Чаще всего оплату требуют при перераспределении двух участков — муниципалитетного и частного. В этом случае физическое лицо, если он инициировал процедуру, платит государству. Если сделка проходит между физическими лицами, инициатор платит государству пошлину, второму участнику сделки — сумму, оговоренную заранее.

Порядок перераспределения земельных участков без изменения площади не предусматривает оплаты. Если участок не увеличивается, нужно будет заплатить только государственную пошлину.

Причины отказа в перераспределении земельных участков

Государственные органы могут законно отказать в проведении процедуры. Основные основания для отказа:

🔹 Один из собственников участка, участвующего в сделке, не согласен с перераспределением, или с процедурой не согласен собственник одного из наделов.

🔹 На наделе, который хотят перераспределить, есть здания, которые принадлежат органу местной власти или государству.

🔹 В отношении участков установлены ограничения — например, наложен арест или обременение.

🔹 Надел имеет муниципальную, государственную бронь или выставлен на аукцион.

🔹 Земельный участок, в котором заинтересован заявитель, подлежит передаче третьим лицам по приоритетному праву.

🔹 В результате процедуры будет превышен максимально допустимый размер участка.

🔹 Надел относится к категории земель с ограниченным оборотом либо назначения участков не совпадают.

🔹 Заявитель не предоставил полного пакета документов либо сведения в них неверны.

🔹 В результате процедуры будут изменены границы участков третьих лиц, которые не давали согласия на перераспределение.

🔹 Границы участков не соприкасаются друг с другом, либо наделы находятся в разных территориальных зонах.

Если заявитель устранит суть претензий — например, проведет межевание или снимет обременение с надела — он сможет снова обратиться в местный орган управления с заявлением.

Перераспределение позволяет изменить параметры наделов по упрощенной схеме — например, сделать так, чтобы из двух получилось три, или один участок увеличился, а другой — уменьшился. У процедуры есть множество тонкостей и нюансов: лучше обратиться к профессионалам, чтобы ускорить процесс и избежать фатальных ошибок.

Перераспределение территориальных наделов между двумя или более собственниками проводится на основании нормативов, прописанных в актуальном земельном законодательстве. В ходе мероприятий допускается как увеличение, так и уменьшение участков путем изменения предельных границ.

В начале 2019 года нормативные акты, регламентирующие порядок соответствующих изменений, а также некоторые дополнительные факторы, которые в теории могут препятствовать исполнению мероприятий, претерпели некоторых изменений.

Порядок перераспределения земельных участков с 1 января 2019 года имеет некоторые особенности. Для ознакомления с ними следует подробно рассмотреть правовую базу, регуляторов процесса, условия исполнения заявленных операций, порядок заключения соглашения, стоимость, а также варианты отказа.

Правовая база

Перераспределение участков земли в полной мере регламентируется статьей 11.7 Земельного Кодекса Российской Федерации. Нормы, указанные в нормативном акте, указывают на то, что в случае перераспределения земли между соседствующими пользователями влечет за собой образование новых участков.

Если мероприятия проводятся на землях, переданных частным владельцам, то и непосредственные собственники могут на законных основаниях получить весь перечень правомочий на новообразованные владения. Для этого составляется договор между заинтересованными сторонами.

Статья 11.7 ЗК РФ. Перераспределение земельных участков

В рамках тех ситуаций, когда перераспределяются участки, находящиеся в собственности у государственных или муниципальных органов власти, важно применять главу №4 Земельного Кодекса РФ.

Статья 22 ЗК РФ. Аренда земельных участков

Статья 23 ЗК РФ. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

Статья 24 ЗК РФ. Безвозмездное пользование земельными участками

Кто регулирует процесс

Основным регулятором процесса выступают отделения федеральной службы кадастра и картографии. Сделка не сможет состояться, если перераспределение будет невыгодно одной из сторон.

Статья 11.8 ЗК РФ. Возникновение и сохранение прав, обременений (ограничений) на образуемые и измененные земельные участки

К тому же, если определенный территориальный надел находится во владении муниципалитета, то полученные в результате рассматриваемого мероприятия участки могут быть соединены с землями, принадлежащими физическим лицам.

Статья 11.9 ЗК РФ. Требования к образуемым и измененным земельным участкам

Права на участие в операции имеют:

Образец заявления на перераспределение земельного участка:

Условия перераспределения

Для выполнения процедуры каждой заинтересованной стороне стоит учитывать следующие актуальные условия:

Классификация

В 2019 году земельное законодательство выделяет несколько возможностей изменения предельных размеров земельных участков при согласии собственников:

Важно помнить, что последний из вышеуказанных вариантов регулируется наиболее жестко. Определяющую роль играет целевое назначение участка, принадлежащего гражданину.

Образец свидетельства о государственной регистрации права

Как это происходит

Если территории не относятся к видам земли, по отношению к которым рассматриваемое мероприятие изначально запрещается, то заинтересованной стороне стоит следовать установленному алгоритму действий:

  1. Заключить устный договор с собственниками соседних участков.
  2. Посетить уполномоченный орган и составить заявление о получении разрешения на выполнение кадастровых работ.
  3. Пригласить уполномоченного инженера для изменения предельных параметров надела.
  4. Составить специализированный договор и передать его на рассмотрение в компетентный муниципальный орган.
  5. Утвердить план работ с учетом фиксации планируемых изменений.
  6. Поставить новый земельный участок на учет.
  7. Запросить новую кадастровую документацию, в которой будут отражены измененные границы. 

Скачать образец кадастрового паспорта земельного участка

Статья 42.1. Объекты комплексных кадастровых работ

Статья 245 КАС РФ. Обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости

Между двумя собственниками

Перераспределение земель между двумя собственниками проводится согласно определенному порядку действий. В первую очередь каждой из заинтересованных сторон необходимо изучить доступные документы на собственность, которая в дальнейшем будет использована для зонирования. Дальше важно отправить запрос в территориальные кадастровые органы.

В оформлении соответствующего соглашения принимают участие сразу несколько лиц. Именно поэтому исполнение мероприятия начинается с формирования договора установленного образца.

Если такого документа нет в наличии, то подобные проблемы решаются исключительно в порядке судебного разбирательства.

Практика показывает, что принимать участие в процессе могут сразу несколько граждан. Законодательство никак не регламентирует точное количество сторон сделки.

С муниципальной землей

Для перераспределения земли в данном случае нужно составить соглашение с представителем муниципалитета и с непосредственным владельцем земли.

К заявлению, передаваемому в местную администрацию, нужно в обязательном порядке приложить следующие сопроводительные бумаги:

Статья 39.27 ЗК РФ. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков

Заявка рассматривается муниципалитетом в течение 30 календарных дней.

Пример схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории

Какие нужны документы

Для перераспределения земель нужно предоставить в компетентные инстанции следующие документы:

Заявление

В соответствии со статьей 39.29 Земельного Кодекса РФ, заявление о перераспределении земельных наделов должен обязательно включать в себя следующие сведения:

Статья 39.29 ЗК РФ. Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков

Скачать образец заявления о перераспределении земель

Соглашение

Сделка не сможет быть легализована, если ее стороны не смогли позаботиться о предварительном заключении соглашения.

Каждый конкретный договор составляется в письменном формате и включает в себя следующий перечень положений:

Скачать образец соглашения о перераспределении земель

Стоимость услуги

Размер выплат за перераспределение земельных участков устанавливается самим собственником надела или государством, в зависимости от принадлежности. Данное условие полностью регламентируется статьей №39.28 ЗК РФ.

Для расчета финальной стоимости прирезаемых земель достаточно иметь представление о следующих параметрах:

Дополнительно должна быть оплачена государственная пошлина в размере до 400 рублей.

Статья 39.28 ЗК РФ. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков

Почему могут отказать

При определенных обстоятельствах заинтересованным сторонам может быть вынесен отказ в проведении рассматриваемой процедуры.

Например, это особенно актуально, если:

При возникновении подобных проблем рекомендуется позвонить юристу и получить консультацию о дальнейших действиях.

Как продать перераспределенную землю

Для продажи перераспределенного территориального надела нужно для начала дождаться полного завершения мероприятия и получить подтверждающие документы на участок.

Также важно определиться с актуальным

назначением земли

. После перераспределения старые территории будут признаны недействительными в автоматическом порядке.

Собственники таких земель смогут передать их по договорам купли-продажи только после регистрации в частную собственность.

В случае аренды заинтересованный в продаже гражданин не будет являться полноценным хозяином участка. Следовательно, продажа станет невозможной.