Новые правила Росреестра вступили в силу в 2019 году

🕒

Изменение в законе о регистрации недвижимости произошли очень серьёзные.  И касаются они формы сделки по отчуждению недвижимости.

18.04.2019 года Государственная Дума приняла новые изменения в ст 42 фз-218 «О государственной регистрации недвижимости» ( внесены в Госдуму 12.03.2019 г), которые отменяют нотариальные сделки при отчуждении и ипотеке долей, если все участники долевой собственности проводят сделку одновременно по одному договору

22.04.2019 года Совет Федераций одобрил поправки

01.05.2019 года Президент РФ Путин В.В.  подписал закон ФЗ- 76.
(поправки вступят в силу через 90 дней после опубликования — с 31.07.2019 г) .

Теперь  закон требует удостоверять только некоторые сделки у нотариуса, а именно:

Оформление квартиры у нотариуса

Разъяснения по тарифам за удостоверение договора нотариусом

Кто должен оплачивать услуги нотариуса -покупатель или продавец

Изменения 2019 года:

01.05.2019 года  приняты поправки в ст.42 этого закона, они отменяют обязательное удостоверение ДКП у нотариуса при одновременном отчуждении и ипотеке долей всеми участниками долевой собственности.
(Поправки вступят в законную силу через 90 дней после официального опубликования.)

Подробнее в новой статье: Отмена нотариальных сделок

Закон о государственной регистрации недвижимости

Закон о государственной регистрации недвижимости регламентирует не только регистрацию недвижимости и прав на нее, но и сделки с недвижимостью.

Ведь  перехода прав собственности  от «старого» к новому правообладателю регистрируется в обязательном порядке.

В ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости) так же вносится запись о документе-основании перехода права и в реестровом деле этот документ сохраняется ( всегда для Росреестра нужно подавать дополнительный экземпляр.
Даже можно заказать выписку из ЕГРН об истории сделок (Выписка о переходе прав)

Закон о государственной регистрации недвижимости 2019

Закон о государственной регистрации недвижимости в 2019 году опять претерпевает изменения.

После вступления в силу вышеназванных изменений количество обязательных нотариальных сделок уменьшится.

В «руках» у нотариусов остаются только сделки по отчуждению — купли-продажи, мены, дарению, выделению долей:

ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ СДЕЛКИ можно оформить в простой письменной форме, обычным договором или соглашением, написанным от руки или напечатанным на принтере.
Переход права обязательно регистрируется в Росреестре.

Госпошлину за регистрацию права собственности 2019 рублей оплачивают приобретатели права. Подробнее > > >

218 Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»:

03.07. 2016 года внесены  поправки в ст. 14.  и вступили в силу. Теперь Свидетельство о регистрации права не выдается. Подробнее > > >

Всегда рада разъяснить. Автор

В конце года мы заранее начинаем готовится к нововведениям, которые затрагивают экономику как страны, так и благосостояние отдельно взятого человека. Наступающий 2019 год не станет исключением из правил, и уже сегодня достоверно известно, что ожидает граждан и организаций в сфере недвижимости. В 2019 году были приняты законы, которые регулируют сферу недвижимости. Некоторые подзаконодательные акты были приняты в 2019 и 2019 году, но в законную силу вступят в течение 2019 года. Что ждет россиян в сфере недвижимости в 2019 году?

Дачный закон или куда исчезнут дачники

Большой неожиданностью для всех дачников стало принятие ФЗ-217, который условно назвали «Об отмене дачного хозяйства». По сути в России вводятся новые термины и названия для дачников – садоводы и огородники. Само понятие дачное хозяйство, как субъект правового поля перестанет существовать. Всем СНТ нужно определиться с названием своих товариществ и объединений, которые должны иметь в своем названии только эти слова «садоводческое» или «огородническое». То есть, появятся две сокращенные аббревиатуры СНТ – садоводство и ОНТ – огородники.

От того, как будет названо товарищество будет определен порядок строительства. Так, огородникам можно строить только временные постройки, предназначенные для хранения инвентаря, а вот садоводствам будет разрешено строительство садовых домиков. Кроме этого только СНТ будет предоставлено право строительство строений, которые относятся к категории жилищное или ИЖС. По сути, в ИЖС можно будет зарегистрироваться. В данном случае местной администрации придется утверждать градостроительный план, который должен соответствовать категории земель, где разрешается такое строительство. Если такого разрешения не имеется, то разрешается строить только садовый домик, то есть временную постройку для сезонного проживания.

Правоотношения между членами СНТ и ОНТ

Кардинально изменится структура управления в правлениях дачных объединений. Теперь все садоводы, а также огородники должны оплачивать взносы только на расчетный счет. Никаких передач денег даже по квитанциям не допускается. Отменяются вступительные взносы, но вводятся членские и целевые. Каждая группа взносов будет иметь свои цели и направления. «Перекидывать» деньги с одной цели на другую нельзя. Все члены СНТ могут получить подробную финансовую отчетность о тратах денежных средств.

Кроме этого, вы можете не быть членом СНТ или ОНТ, но оплачивать ежемесячные взносы обязаны. У вас не будет права только выбора членов Правления дачного объединения. К слову, теперь Председатель Правления, как и комиссия может выбираться сроком на 5 лет, а не на 2 года, как это было ранее. Вводится обязательное принятие решений по очной форме присутствия всех членов товарищества. В ряде случаев, если кворума недостаточно, проводится очно-заочное собрание. В случае неуплаты взносов в течение 2 и более месяцев, вас могут исключить из членов СНТ. Однако, чтобы исключить, нужно провести Собрание и письменно уведомить вас о предстоящем событии.

Изменения строительных норм

С 4 августа 2019 года заработал новый закон №340, который принципиально изменил порядок получения разрешительной документации на строительство домов. Этот закон напрямую касается владельцев дачных участков.

Теперь Разрешение на строительство отменено (об этом знают еще не все россияне, но, если у вас есть Разрешение, ничего получать нового не нужно). По новым правилам вводится упрощённая схема получения разрешения на строительство.

Уведомления подаются в местный исполнительный орган власти, который занимается вопросами строительства. Помимо этого, будут предъявлены некоторые особенности по уведомлениям.

  1. Вы подаете Уведомление о начале строительства и прилагаете план СПОЗУ (по сути это обычный технический план или проект дома).
  2. Ожидаете 7 дней по согласованию, если вы не получили ответа, вступает в силу молчаливое согласие, которое действует ровно 10 лет. То есть, вам надо построить дом в течение 10 лет. Если план СПОЗУ и уведомление в порядке, тогда нет необходимости получать дополнительные документы от местных властей, главное – ПОДАТЬ УВЕДОМЛЕНИЕ.
  3. К Уведомлению нужно приложить выписку из ЕГРН на земельный участок.
  4. По окончании строительства снова подаём Уведомление, но уже другой формы – «Об окончании строительства». В течение 30 дней представители органов власти должны принять решение по объекту (здесь визит представителя органа власти обязателен в отличие от формы подачи Уведомления о начале строительства).
  5. Для дома площадью 500 кв. метров, максимальная высота не должна превышать 20 метров.
  6. Максимальное количество этажей – не более 3-х.
  7. Во время строительства нельзя изменять и отклоняться от плана СПОЗУ, который вы указали в Уведомлении о начале строительства. Если все-таки возникла такая необходимость (изменить технический план), вы снова полаете Уведомление о начале строительства, иначе в процессе приемке вам откажут в будущем.
  8. Для некоторых регионов, в том числе для территорий, вблизи аэропортов необходимо получить Согласование архитектурных и надзорных органов (МЧС и пр.). Согласование увеличивает срок рассмотрения заявки на начало строительства на 20 дней. Согласование чаще всего распространяется на регионы и города, имеющие стратегическое и культурное значение.
  9. После того, как комиссия примет ваш дом, в течение 7 дней органы власти самостоятельно осуществляют постановку здания на кадастровый учет. Если этого не произошло, вы можете самостоятельно поставить на учет построенный объект, но только после проверки по Уведомлению об окончании строительства.

Для дачников эти правила имеют ряд особенностей. Так для строительства ИЖС до 1 марта 2019 года направляют общее уведомление о начале строительства (на садовые домики не нужно). После 1 марта 2019 года Уведомление о начале строительства подают на все строения, и на садовые домики в том числе.

Все временные постройки, которые имели статус в выписке из ЕГРН, начиная с 1 января 2019 года перейдут в статус садовых домиков. Это означает, что объект не рассматривается ИЖС, а предназначен для временного (сезонного) проживания.

Изменения строительных норм

Начиная с июля 2019 года изменятся нормативные документы для строительства производственных помещений, общественных зданий. Известно, что вводятся новые требования по противопожарной части, механическая часть подключение инженерных коммуникаций и ряд других особенностей. После нового года Правительство РФ и Минстрой должны утвердить эти нормы, и только ближе к марту 2019 года будет известно точно, что касается требований по техдокументации для строительства общественных и производственных помещении. Отметим только то, что некоторые строительные площадки сейчас в ожидании новых решений, так как для них будут введены строгие правила, и возможно некоторым объектам придется запуститься уже во второй половине 2019 года.

Нотариат на службе Росреестра

Большой сюрприз ожидает собственников недвижимости. Начиная с 1 января 2019 года вся регистрация права будет осуществляться через нотариат, причем совершенно бесплатно. Услуга уже подключена к Росреестру и остается ожидать практические действия. Новые правила ФЗ -338 говорят о следующем:

Все действия по регистрации права через нотариуса абсолютно бесплатные.

Кадастровая стоимость – расчеты по-новому

Начиная с 1 января 2019 года, вступает в силу действие ФЗ-334, который имеет длинное рабочее название – «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Кратко, этот закон вносит изменения в налоговую базу расчета сбора налоговых обязательств по земельным участкам.

Разъясним детально, что это означает.

  1. Граждане смогут экономить на налогах на землю.
  2. Вводится обязательный принцип расчета налоговой базы исключительно из кадастровой стоимости (до недавнего времени использовалась инвентаризационная стоимость).
  3. Для расчета налога будет использоваться только та цифра, которая содержится в базе Росреестра на 1 января расчетного года.
  4. На наследников налоги будут начисляться только со дня смерти правообладателя (ранее в этом вопросе была полная путаница).
  5. Если будет произведен пересмотр оценки стоимости, налог пересчитывается только со дня, когда была введена неверная цифра кадастровой стоимости.
  6. Пересчитать налог можно будет только за последние три года, если выявится ошибка.
  7. Все мужчины, которым исполнилось 60 лет, а женщины – 55 лет, будут иметь типовые налоговые вычеты, как это было предусмотрено для пенсионеров (напомним, что пенсионный возраст поднимается с 2019 года и предпенсионеры в части уплаты налогов будут приравнены к пенсионерам).

Гаражная амнистия придет на смену дачной амнистии

Вот уже почти 15 год идет дачная амнистия, которой кажется никогда края не будет (на самом деле 28 февраля 2019 года – это последний день действия закона). Теперь на смену придёт гаражная амнистия. С гаражными кооперативами и ГСК полная неразбериха идет еще с советских времен. Если с дачами кое-что прояснилось, то гаражи самые спорные объекты имущественного права.

Отдельный закон о дачной амнистии предполагалось ввести в действие в 2019 году, однако Госдума решила доработать ФЗ-218 «О кадастровой недвижимости», ст. 40 добавление ч. 6.1 «О государственном кадастровом учете нежилых помещений, согласно ст. 49.1»; добавление в первый абзац ст. 49.1 понятия «индивидуальное гаражное строительство». Все эти правовые изменения наступаю с 01.01.2019.

По крайней мере в редакции статьи 49.1 стало ясно, что «Закон о гаражной амнистии» будет все-таки разработан и принят. В настоящее время действия собственников таковые:

В отношении гаражей около дома или на приусадебном участке пока нет законов, возможно новая гаражная амнистия разъяснит эту ситуацию, а пока что такие объекты признаются временными постройками (и все равно неясно какой статус у таких строений в будущем, но по первому решению, вы должны снести гараж). К сожалению, гаражи, построенные на придомовой территории в советские времена, оказались сейчас «вне закона» и в реестре нет сведений о таких объектах.

Новое в деревянном домостроении

Сейчас активно ведется строительство деревянных домов, но существует проблема возведения многоквартирных деревянных домов. По сути нет единой нормативной базы для таких объектов, хотя ранее в советские времена активно строились многоквартирные деревянные бараки. В последние 5 лет активно велись разговоры вокруг пилотных проектов на основе каркасных конструкций, которые успешно прошли тестирование в ряде регионов РФ. Теперь точно известно, что правительство разрешит строить деревянные дома высотой до 25 метров (общественные здания), но при этом максимальное количество этажей – не более 7. Нормы строительства будут в ближайшие недели доработаны Минстроем и МЧС.

Отмена долевого строительства

Важное событие произойдет 1 июля 2019 года. В России исчезнет понятие долевое строительство, точнее принцип формирования финансирования таких объектов.

Многочисленные жалобы последних десятилетий сделали свое дело и вводятся новые правила. Некоторые из этих положений уже были введены в 2019 году.

Изменений в сфере недвижимости и кадастра России действительно очень много и необходимо иметь представление о том, что же все-таки следует ожидать собственникам квадратных метров в наступившем 2019 году.

Список Законов

  1. Федеральный закон № 334-ФЗ «О внесении изменений в ст.52 части первой и часть вторую НК РФ» от 03.08.2018 года.
  2. Федеральный закон № 378-ФЗ от 30.10.2018 года.
  3. Федеральный закон № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 29.07.2017 года.
  4. Федеральный закон № 342 — ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный Кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» от 03.08.2018 года, а также Федеральный закон № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный Кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» от 03.08.2018 года.

I. С 4 августа 2019 года вступили в силу изменения в Градостроительный кодекс РФ, Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) и иные законодательные акты, упрощающие строительство индивидуальных жилых домов и государственную регистрацию прав на них (Федеральный закон от 03.08.2018 №340-ФЗ).

1) Уточняется определение объекта индивидуального жилищного строительства (далее – ИЖС) и устанавливаются допустимые предельные параметры его строительства.

В настоящее время п. 39 ст. 1 Градостроительного кодекса относит к объекту ИЖС отдельно стоящее здание:

— с количеством надземных этажей не более чем три,

— высотой не более 20 метров,

— которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и

— не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости (что согласуется с положениями ч. 7 ст. 41 Закона о регистрации о не допустимости кадастрового учета и регистрации права собственности на помещение в жилом доме или в жилом строении).

2) На строительство или реконструкцию объектов ИЖС, садового дома не требуется получения разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Вместо этого вводятся положения о направлении лицом, осуществляющим строительство, в орган, уполномоченный на выдачу разрешения на строительство, уведомления о планируемом строительстве или реконструкции (п.1.1 ч.17 ст. 51, ст. 51.1 Градостроительного кодекса) и уведомления об окончании строительства или реконструкции (ст.55 Градостроительного кодекса).

После получения уведомления о планируемом строительстве, об окончании строительства, уполномоченный орган проводит проверку соответствия параметров объекта градостроительной документации и направляет гражданину (застройщику) соответствующее уведомление о соответствии либо о несоответствии и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке.

3) Постановка построенного объекта ИЖС, садового дома на государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на него осуществляются по заявлению органа, уполномоченного на выдачу разрешений на строительство (п. 1.1. ч. 1 ст. 15 Закона о регистрации).

Установлена обязанность указанного органа в срок не позднее семи рабочих дней с даты поступления от застройщика уведомления об окончании строительства или реконструкции (в случае соответствия построенного объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности) направлять в электронной форме в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом (ч. 1.2 ст. 19, ч. 11.1 ст. 24 Закона о регистрации).

Технический план объекта и сведения об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию права должны быть приложены застройщиком к уведомлению об окончании строительства.

В случае ненаправления в установленный срок уполномоченным органом такого заявления и необходимых документов, застройщик вправе подать заявление о кадастровом учете и регистрации права собственности на объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом самостоятельно.

4) Технический план объекта ИЖС или садового дома подготавливается на основании декларации об объекте и уведомления застройщика о планируемых строительстве или реконструкции, а также уведомления органа, уполномоченного на выдачу разрешений на строительство, в адрес застройщика о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве (реконструкции) параметров объекта ИЖС или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, к иным градостроительным требованиям.

Согласно переходным положениям Федерального закона №340-ФЗ (ст.16):

— если до 04.08.2018 подано заявление о выдаче разрешения на строительство объекта ИЖС, выдача такого разрешения осуществляется в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса (в редакции, действовавшей до 04.08.2018) и направление уведомления о планируемом строительстве или реконструкции в соответствии со ст. 51.1 Градостроительного кодекса не требуется. В этом случае, а также если разрешение на строительство объекта ИЖС получено до 04.08.2018, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется. Об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС застройщик уведомляет орган, выдавший разрешение на строительство, в соответствии с ч. 16 ст. 55 Градостроительного кодекса.

В приведенных случаях сведения об объекте ИЖС, за исключением сведений о его местоположении на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании разрешения на строительство, проектной документации такого объекта (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости (в случае, если проектная документация не изготавливалась);

— до 1 марта 2019 года допускается осуществление кадастрового учета и (или) регистрации прав на жилые строения, жилые дома, созданные на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства, без направления уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции указанных объектов и уведомлений об окончании строительства или реконструкции указанных объектов;

— правообладатель дачного или садового земельного участка либо предназначенного для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, на которых до 04.08.2018 начаты строительство или реконструкция жилого дома, жилого строения или объекта ИЖС, вправе до 1 марта 2019 года направить в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого дома, жилого строения или объекта ИЖС. При этом применяются положения ст.51.1, ч.ч.16 — 21 ст.55 Градостроительного кодекса. В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется. При этом кадастровый учет и регистрация прав на такие объекты осуществляются по правилам государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты ИЖС, садовые дома, предусмотренные Законом о регистрации в редакции Федерального закона №340-ФЗ.

II. С 4 августа 2019 изменениями, внесенными Федеральным законом от 03.08.2018 №342-ФЗ в статью 1 Градостроительного кодекс РФ уточняется понятие объекта капитального строительства. Теперь прямо указано, что к таким объектам не относятся неотделимые улучшения земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Введено понятие некапитальных строений и сооружений. К ним относятся строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).

Органы государственной власти в области градостроительной деятельности наделяются полномочием по утверждению классификатора объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям.

На смену федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в июле 2019 года был принят федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Новый закон, вступивший в силу в части большинства положений с 1 января 2019 года, направлен на регулирование всех государственных процедур регистрации различных объектов недвижимости, включая квартиры. Согласно пп. 1 п. 4 ст. 8 Федерального закона №218-ФЗ к видам объектов недвижимости, сведения о которых должны вноситься в кадастр недвижимости и подлежащие государственной регистрации, относятся:

С 2019 года в регистрации недвижимости изменилось следующее:

  1. Регистрация прав и кадастровый учет недвижимого имущества осуществляются одним органом — Росреестром.
  2. Подача заявлений на обязательную регистрацию и кадастровый учет может выполняться одновременно, за исключением определенных случаев:

    • изменение основных данных об объекте;
    • прекращение существования недвижимого имущества, права на которое ранее не зарегистрированы в ЕГРН;
    • создание объекта на основании разрешения на ввод в эксплуатацию.

      Выделены обстоятельства, при которых разрешается проведение регистрации прав на объект без его постановки на кадастровый учет, например, если недвижимость, сведения о которой уже содержатся в ЕГРН, дарится, продается, покупается.

  3. Направить заявление возможно, как в бумажном, так и в электронном виде.
  4. Сокращены сроки регистрации прав и кадастрового учета.
  5. Прописано единственное условие отказа в приеме документов — при невозможности установления личности заявителя, например, не предъявлен паспорт.
  6. Более подробно прописано при каких обстоятельствах поданные документы, могут быть возвращены без рассмотрения:
    • отсутствие подписи заявителя;
    • наличие исправлений, дописок;
    • несоответствие формата сведений, поданных в электронном виде и др.
  7. Уточнены положения, посвященные приостановлению процедуры регистрации по решению должностного лица, например, сомнения по поводу подлинности документации или достоверности поданных сведений.
  8. Указана возможность по кадастровому учету и регистрации прав без участия правообладателя, например, по инициативе нотариуса, судебного органа.
  9. Распределена ответственность за действия, а также бездействия между Росреестром и регистратором при осуществлении служебных полномочий.
  10. Более подробно определены положения, посвященные выплатам компенсаций за потерю прав на жилое помещение.
  11. Для юридических лиц отменено требование о предоставлении уставной документации, так как Росреестр должен самостоятельно запрашивать необходимые сведения.

Документы по итогу регистрации при желании заявителя могут быть доставлены по указанному адресу с помощью курьерской службы. Данная услуга платная.

Что даст новый закон о регистрации прав на недвижимость

Новый закон о регистрации прав на недвижимость создает единый правовой механизм для проведения процедуры регистрации прав на объекты недвижимости, включая в данную систему:

Вступление в силу нормативно-правового акта должно упростить процесс регистрации. Сведения, запрашиваемые из ЕГРН, будут предоставляться за более короткий промежуток времени в сравнение с тем периодом, который был предусмотрен ранее.

Объединение кадастровой палаты и единого государственного реестра способствует качественному улучшению функционирования регистрационной системы. Реестр прав ведется исключительно в электронном формате, данные, которые были занесены в базу, нельзя изъять или удалить.

Вступившие в силу нововведения направлены на повышение уровня гарантий прав участников рынка недвижимости, изменения позволяют сэкономить время заявителей и обеспечить эффективность работы регистрационных органов в Российской Федерации.

Плюсы и минусы

Процесс внедрения нововведений был сопряжен с рядом негативных аспектов:

  1. Вопросы организационного характера, касающиеся объединения двух государственных служб (государственного кадастра и единого реестра прав).
  2. Четкое разграничение полномочий в новообразованном органе — государственный реестр недвижимости.
  3. Проблемные вопросы, связанные с переводом информационной базы реестра в электронный вид.
  4. Сложность применения на практике экстерриториального принципа работы органов власти и др.

Несмотря на некоторые проблемы, возникшие в связи с принятием закона, его создание направлено на улучшение процесса регистрации, в частности:

Объединение Росреестра и кадастровой палаты в 2019 году

С 1 января 2019 года вступили в силу законодательные нововведения, которые касаются объединения кадастровой палаты и государственного реестра прав на недвижимое имущество (Росреестр).

Данное слияние организаций повлекло следующие изменения:

  1. Создание общей системы по учету и регистрации недвижимости — Единого реестра.
  2. Замена ранее существовавшей аббревиатуру ЕГРП, которая расшифровывалась, как Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на ЕГРН, то есть Единый государственный реестр недвижимости.
  3. В состав Единого госреестра входят блоки, которые до вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ относились к ведению кадастровой палаты и содержались в реестре прав, а именно:
    • реестр прав на недвижимость (сведения о правах, о наличии обременений и ограничений на них, о основаниях их возникновения, изменения, перехода и прекращения);
    • кадастр недвижимости (включает в себя основные и дополнительные сведения);
    • кадастровые карты;
    • реестровые дела;
    • книги учета документов;
    • реестр границ.
  4. С июля 2019 года свидетельство о праве собственности было отменено, вместо него выдавалась выписка из ЕГРП, которая, в свою очередь, теперь заменена выпиской из ЕГРН или же сделка удостоверяется регистрационной надписью на правоустанавливающем документе.

    Сведения, содержащиеся в выписке из ЕГРН, расширены и в настоящее время она содержит в себе данные о кадастровом учете, регистрации возникновения, перехода и прекращения права, собственнике имущества др.

  5. Записи объединенного Росреестра подлежат хранению в специальной электронной базе данных, с высоким уровнем безопасности и при соблюдении процесса многократного резервного копирования.

Создание Единого реестра недвижимости позволяет осуществлять одновременную подачу заявлений на регистрацию права и кадастровый учет, что должно способствовать экономии времени для граждан и повышению удобства проведения операций с недвижимостью.

Основные цели объединения кадастровой палаты и реестра прав заключаются:

Единый государственный реестр подразумевает под собой систематизированный свод достоверных сведений и данных об объектах недвижимости в текстовой и графической формах.

Где с 1 января 2019 оформлять кадастровый паспорт?

Изменения в законодательстве о регистрации недвижимости, вступившие в силу с начала 2019 года, не содержат в себе понятия кадастрового паспорта, при этом на практике данный документ все еще имеет место быть, и объекты недвижимости подлежат обязательному кадастровому учету.

Однако выдача

кадастрового паспорта

не предусмотрена, в настоящее время

его заменяет

выписка из ЕГРН, которая содержит в себе все необходимые сведения.

Размер платы за предоставление соответствующей выписки составляет (см. таблицу):

Получатель Вид документа
Бумажный Электронный
Физическое лицо 750 руб. 300 руб.
Юридическое лицо 2200 руб. 600 руб.

Важно то, что кадастровый учет объектов недвижимости ввиду законодательных нововведений проводит Росреестр. В кадастр вносятся основные и дополнительные данные о недвижимости:

Документы, необходимые для постановки на кадастровый учет могут быть поданы гражданином в любые отделения многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), вне зависимости от места нахождения объекта недвижимости.

Нужен ли кадастровый паспорт для регистрации права собственности

Для регистрации права собственности необходимо собрать определенный перечень документов, среди которых можно выделить:

Среди вышеуказанного списка нет кадастрового паспорта, так как действующее законодательство не содержит обязательного требования относительно его наличия при регистрации права собственности. Все необходимые сведения, содержатся в выписке ЕГРН.

При этом постановка объектов недвижимости на кадастровый учет является необходимым условием для оформления правомочий владения.

Сведения об объектах недвижимости, в текстовых и графических формах, содержащиеся в ЕГРН, воспроизводятся путем составления кадастровых карт. Данные карты бывают двух видов:

  1. Дежурные — предназначены только для использования специализированным регистрирующим органом.
  2. Публичные — доступны неограниченному кругу лиц.

Кадастровые карты формируются в электронном виде и подлежат размещению на официальном сайте для бесплатного просмотра без направления запроса.

Что такое выписка из ЕГРН и зачем она нужна?

Выписка из ЕГРН является главным документом, который подтверждает право собственности гражданина на недвижимое имущество (аббревиатура ЕГРН расшифровывается как Единый государственный реестр недвижимости).

Соответствующий документ заменяет выдававшиеся ранее выписку из ЕГРП и кадастровый паспорт, а также включает в себя:

Сведения, содержащиеся в ЕГРН должны быть записаны на русском языке, отвечать требованиям доступности и достоверности.

Орган регистрации прав осуществляет внесение данных об объектах недвижимости в Единый государственный реестр.

Можно выделить определенные виды выписок ЕГРН:

  1. Об объекте недвижимости.
  2. Об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
  3. О переходе прав на объект недвижимости.
  4. О правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости.
  5. О дате получения органом регистрации прав заявления и документов для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и иные.

Данная выписка формируется из определенной совокупности документов в отношении одного объекта недвижимости, которые объединены в реестровое дело. Оно ведется в электронном виде, а в целях хранения его дублируют на бумажный носитель.

Сведения, содержащиеся в реестре, подлежат постоянному хранению. Их изъятие и уничтожение недопустимо.

Сроки оформления

В соответствии со ст. 16 ФЗ от 13.07.2015 №218-ФЗ определены конкретные сроки регистрации прав и кадастрового учета. Данные временные периоды являются более сокращенными в сравнении с теми, которое существовали ранее и составляют:

Для

приостановки регистрации

на основании распоряжения должностного лица установлен срок в 3 месяца (

п. 2 ст. 26

ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ), а по решению заявителя — до 6 месяцев (

п. 1 ст. 30

ранее указанного закона).

Можно ли подать документы на регистрацию недвижимости в другом городе?

Экстерриториальный принцип подачи заявления означает:

При направлении сведений, используя экстерриториальный принцип, регистрацию сделок, обременений и ограничений прав, производит орган по месту расположения недвижимого имущества.

Пример

Гражданин Д. решил зарегистрировать право собственности на земельный участок, расположенный в Калининградской области и полученный им по наследству. Сам наследник проживает в городе Самара. Для оформления документов гражданин Д. обратился в ближайшее отделение МФЦ, где ему разъяснили порядок и сроки проведения регистрации прав.

Уполномоченное должностное лицо осуществило прием документов, в подтверждении чего гражданину Д. была выдана расписка с описью принятых сведений и с указанием точной даты того, когда регистрация будет завершена.

Регистратор в пункте приема создал копию полученных документов в электронном формате и направил сведения в регистрирующий орган по месту нахождения земельного участка. В день указанный в расписке гражданин Д. получил выписку из ЕГРН, подтверждающую право собственности, с надписью: «Регистрация осуществлена по месту нахождения объекта».

Регистратор, который принимает документы, обязан произвести проверку представленных сведений на соответствие действующим нормам права, а также убедиться в отсутствии причин для возврата документации без рассмотрения.

Вопрос

Ответственность за неверно указанные сведения в выписке ЕГРН

15 января 2019 года мною для оформления обязательной государственной регистрации права собственности на квартиру были направлены документы в Росреестр. В указанные сроки я забрала выписку из ЕГРН. А при подробном рассмотрении документа я заметила, что моя фамилия написана неверно. Обратившись к регистратору, я получила отказ на исправление ошибки. Подскажите, кто в данном случае несет ответственность за неправильность оформления документа?

Ответ

За упущения в проделанной работе, а именно:

предусмотрена ответственность регистрирующего органа. Ущерб, который причинен уполномоченным органом власти, подлежит возмещению за счет средств казны. Росреестр вправе взыскать оплаченную сумму ущерба с конкретного должностного лица.

Вам стоит направить жалобу на руководителя соответствующего регистрационного отделения, в случае неудовлетворения Ваших требований в добровольном порядке, Вы имеет полное право обратиться в судебные органы.

02/09/2015

С 1 января 2019 г. вступает в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон), за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки. Кадастровый учет недвижимости и госрегистрация прав на нее будут объединены в единую систему учета и регистрации. В материале приведены основные изменения рассматриваемого Закона в сравнении с действующими Законом о кадастре недвижимости и Законом о регистрации прав на недвижимость. Новый Закон не содержит положений о признании утратившими силу указанных законов или внесении в них изменений. Полагаем, что этот вопрос будет решен дополнительно до вступления в силу Закона.

1. Появится новый реестр недвижимости

Будет сформирован Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН), который объединит сведения, содержащиеся в настоящее время в кадастре недвижимости и ЕГРП.

В ЕГРН войдут, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), реестр прав, их ограничений и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), а также реестр границ. Сведения о границах на сегодняшний день содержатся в кадастре недвижимости.

Вести ЕГРН будут в электронном виде. Исключение составят реестровые дела. В них на бумажном носителе будут храниться оформленные в простой письменной форме и представленные в бумажном виде заявления, а также документы, оригиналы которых отсутствуют в других органах госвласти, органах местного самоуправления и архивах.

В настоящее время кадастр недвижимости и ЕГРП ведутся на электронных и бумажных носителях, причем последние имеют приоритет.

2. Уточнены объекты недвижимости, которые подлежат кадастровому учету и права на которые регистрируются

Согласно новому Закону в кадастр недвижимости будут вносить сведения о едином недвижимом комплексе и предприятии как имущественном комплексе.

В соответствии с Законом о кадастре недвижимости сведения о таких комплексах в кадастр не вносятся. В то же время права на них должны быть зарегистрированы (что невозможно без учета в кадастре), поэтому они учитываются, как сооружения. Кроме того, при учете единого недвижимого комплекса могут учитываться все объекты недвижимости, которые входят в его состав.

Учет единого недвижимого комплекса и госрегистрация права на него будут проводиться в следующих случаях:

— завершение строительства объектов недвижимости, проектная документация которых предусматривает их эксплуатацию в качестве такого комплекса;

— объединение по заявлению собственника учтенных и зарегистрированных объектов недвижимости, которые имеют единое назначение и неразрывно связаны физически или технологически либо расположены на одном земельном участке.

Зарегистрировать право собственности на предприятие как имущественный комплекс можно будет только после учета и госрегистрации прав на каждый объект, который входит в его состав.

Что касается участков недр, то согласно Закону о кадастре недвижимости они в кадастре не учитываются. Новый Закон исключил их и из перечня объектов недвижимости, права на которые на сегодняшний день подлежат госрегистрации.

3. Учитывать недвижимость и проводить госрегистрацию прав на нее будет Росреестр

Согласно новому Закону проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее должен исключительно Росреестр и его территориальные органы (далее вместе — Росреестр). Эти полномочия нельзя будет передать подведомственным учреждениям. В настоящее время госрегистрацию прав на недвижимость и сделок с ним осуществляет Росреестр, а кадастровый учет — подведомственная ему Кадастровая палата по субъектам РФ.

4. Кадастровый учет объектов и госрегистрация прав будет проводиться как одновременно, так и отдельно

4.1. Когда учет и госрегистрация осуществляются одновременно

Как и сейчас, зарегистрировать права на объекты недвижимости по общему правилу будет невозможно, если они не учтены в кадастре недвижимости.

Согласно новому Закону, если сведения об объекте недвижимости отсутствуют в ЕГРН, его учет в кадастре и госрегистрация прав будут осуществляться одновременно. Исключения составят ситуации, когда кадастровый учет может проводиться без одновременной госрегистрации и наоборот. В настоящее время одновременное осуществление учета и госрегистрации не предусмотрено.

Учет и госрегистрация будут проводиться одновременно в следующих случаях:

— создание объекта недвижимости (за исключением ситуаций, когда кадастровый учет можно осуществить без одновременной госрегистрации прав);

— образование объекта недвижимости (кроме случая изъятия земельного участка или расположенной на нем недвижимости для государственных и муниципальных нужд);

— прекращение существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН;

— образование или прекращение существования части объекта, на которую распространены ограничения прав и обременения объекта, подлежащие госрегистрации.

4.2. Когда учет и госрегистрация проводятся отдельно

Законом установлены случаи, когда права на объекты недвижимости, сведения о которых имеются в ЕГРН, будут регистрироваться без проведения одновременного кадастрового учета. К их числу относятся, например, госрегистрация перехода права собственности, подтверждение ранее возникших прав.

В Законе также определены исключительные ситуации, при которых кадастровый учет осуществляется без одновременного проведения госрегистрации прав на объекты недвижимости. Такое проведение учета возможно, в частности, в следующих случаях:

— создание объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию, которое представлено органом госвласти, местного самоуправления или корпорацией «Росатом» в порядке межведомственного взаимодействия;

— прекращение существования объекта, права на который не зарегистрированы в ЕГРН;

— изменение основных характеристик объекта.

5. Изменены правила обращения с заявлением о кадастровом учете недвижимости и госрегистрации прав

В новом Законе установлен перечень лиц, по заявлениям которых будут учитываться объекты недвижимости и регистрироваться права на них. Кто именно может подать документы, зависит от того, как проводится учет и госрегистрация — одновременно или раздельно.

Так, согласно положениям Закона заявление в отношении созданного (т.е. построенного) объекта недвижимости может представить:

— собственник или иной правообладатель земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, — при одновременном осуществлении учета и госрегистрации;

— орган госвласти, местного самоуправления или корпорация «Росатом«, выдавшие разрешение на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию, — при учете в кадастре без одновременной госрегистрации.

В настоящее время заявление о постановке на учет такого объекта недвижимости может подать любое лицо.

Заявление о кадастровом учете или госрегистрации и необходимые документы, как и сейчас, можно будет представить:

— в бумажном виде — лично (в Росреестр, через МФЦ, при выездном приеме) или по почте (в Росреестр);

— в форме электронных документов — через единый портал госуслуг или официальный сайт Росреестра.

Новшеством Закона является то, что при личном обращении (кроме случаев выездного приема) место подачи заявления и документов не будет зависеть от места нахождения объекта недвижимости. Иными словами, можно обратиться (направить документы почтой) в любое подразделение Росреестра или подать документы лично через любой МФЦ. Перечень указанных подразделений и МФЦ будет приведен на сайте Росреестра.

На сегодняшний день заявление о кадастровом учете подается по месту расположения объекта недвижимости в пределах кадастрового округа, а заявление о госрегистрации прав по общему правилу — по месту нахождения недвижимости в пределах регистрационного округа. Такое положение содержалось в Законе о госрегистрации прав на недвижимость ранее, но было признано утратившим силу. Несмотря на это, на практике заявление и документы представляются также по месту нахождения недвижимости.

5.1. Отменено требование об обязательном представлении учредительных документов юрлица

Согласно новому Закону Росреестр самостоятельно запрашивает учредительные документы юрлица, обратившегося за учетом объекта и госрегистрацией прав на него. Организация вправе подать такие документы по собственной инициативе.

На сегодняшний день юрлицо обязано представлять учредительные документы организации (их копии) при проведении госрегистрации прав. Их предоставление не требуется лишь в случае, если они подавались ранее и изменения в них не вносились.

5.2. Установлен единственный случай отказа в приеме документов

В приеме документов будет отказано, если не установлена личность заявителя, который непосредственно обратился с документами (например, не предъявлен паспорт).

Отказ в приеме документов в действующем Законе о кадастре недвижимости не предусмотрен, а в соответствии с Законом о госрегистрации прав на недвижимость запрещен.

5.3. Уточнены случаи, при которых документы возвращаются без рассмотрения

В Законе уточнен перечень оснований для возврата заявления и документов без рассмотрения. К ним, в частности, относятся:

— несоответствие формата заявления и документов, представленных в электронном виде, установленному формату;

— наличие в заявлении и документах, которые представлены в бумажном виде, подчисток, приписок, зачеркиваний и других неоговоренных исправлений, в том числе выполненных карандашом, а также наличие повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание;

— отсутствие подписи заявителя в заявлении о кадастровом учете объекта или госрегистрации прав.

В настоящее время заявление о госрегистрации прав может быть возвращено в том числе:

— если в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах отсутствует информация об уплате госпошлины и не представлен документ, подтверждающий ее уплату;

— в ЕГРП имеется запись о невозможности регистрации перехода, ограничения права и обременения недвижимости без личного участия собственника или его законного представителя.

Указанные основания включены и в новый Закон, при этом уточнен срок отсутствия информации об уплате госпошлины — пять дней с момента подачи заявления.

6. Сокращен общий срок кадастрового учета и госрегистрации прав

Согласно новому Закону общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и госрегистрации прав сокращен.

При подаче документов в Росреестр он составит:

— 5 рабочих дней — для кадастрового учета;

— 10 рабочих дней — в случае одновременного проведения учета и госрегистрации;

— 7 рабочих дней — для госрегистрации прав.

Если документы будут представляться через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и госрегистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.

В настоящее время общий срок осуществления как учета объекта недвижимости в кадастре, так и госрегистрации прав на него составляет 10 рабочих дней для каждой процедуры. При одновременной подаче документов для проведения кадастрового учета и госрегистрации срок госрегистрации прав исчисляется со дня внесения сведений в кадастр недвижимости, т.е. максимальный срок составляет 20 рабочих дней.

6.1. В какой срок будет проводиться госрегистрация ипотеки

Новым Законом сохранен только срок (5 рабочих дней), установленный для госрегистрации ипотеки жилых помещений.

Следовательно, госрегистрация ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений будет осуществляться в общий срок (7 рабочих дней) при условии представления документов в Росреестр. Однако он сократится до пяти рабочих дней, если госрегистрация будет проводиться на основании нотариально удостоверенного договора ипотеки или нотариально заверенного договора, который влечет возникновение ипотеки в силу закона (например, договора купли-продажи недвижимости за счет кредитных средств банка).

На сегодняшний день срок госрегистрации ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений составляет 15 рабочих дней, а ипотеки жилых помещений — 5 рабочих дней.

7. Уточнены основания приостановления кадастрового учета и госрегистрации по решению госрегистратора

В новом Законе содержится подробный перечень оснований, по которым кадастровый учет и госрегистрация может быть приостановлены. По сравнению с действующими основаниями, этот список значительно увеличен (в нем перечислено 51 основание).

Согласно действующему Закону о госрегистрации прав на недвижимость причинами приостановления, в частности, являются сомнения госрегистратора в наличии оснований для проведения госрегистрации прав, в подлинности документов или достоверности приведенных в них сведений.

Перечисленные в новом Законе основания приостановления определили пределы проведения правовой экспертизы, которая осуществляется только на предмет наличия или отсутствия оснований приостановления или отказа в кадастровом учете или госрегистрации прав. Следовательно, если указанные основания отсутствуют, кадастровый учет и (или) госрегистрация прав приостановлены быть не могут.

Если в течение срока приостановления не устранены причины, послужившие основанием для приостановления, в проведении кадастрового учета и госрегистрации будет отказано.

7.1. Увеличены сроки, на которые приостанавливаются учет и госрегистрация

Новый Закон установил более продолжительные сроки приостановления госрегистрации. Срок приостановления кадастрового учета не изменился. При этом предусмотрен срок его приостановления в заявительном порядке.

Так, сроки приостановления учета объектов и госрегистрации составят:

— три месяца — по решению госрегистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления);

— шесть месяцев — по инициативе заявителя. При этом в Законе уточнено, что по заявлению приостановление возможно только один раз.

В настоящее время госрегистрация прав по решению госрегистратора может быть приостановлена на один месяц, а по инициативе заявителя — на три месяца.

8. Свидетельство о госрегистрации права выдаваться не будет

Согласно новому Закону кадастровый учет, госрегистрация возникновения и перехода права будут подтверждаться выпиской из ЕГРН, а госрегистрация договора или иной сделки — специальным регистрационной надписью на документе, выражающем содержание сделки. Удостоверение проведенного учета и госрегистрации прав свидетельством новым Законом не предусмотрено.

На данный момент госрегистрация прав удостоверяется в том числе и свидетельством о госрегистрации права, которое выдается в виде бумажного документа.

9. Кадастровый учет и госрегистрация могут проводиться без участия правообладателя

Закон предусматривает, что сведения в ЕГРН будут вноситься в том числе в порядке межведомственного взаимодействия. Обязанность направлять необходимые для учета и госрегистрации документы в таком порядке установлена для органов госвласти, органов местного самоуправления, судов и нотариусов при принятии ими решений (актов). Например:

— органы госвласти и органы местного самоуправления должны направить документы, если ими принято решение об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, установлении или изменении разрешенного использования земельного участка, отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую;

— ФМС России — информацию об изменении сведений о физлице;

— ФНС России — информацию об изменении сведений об организациях и ИП;

— суды или уполномоченные органы, наложившие арест, — заверенную копию такого акта;

— нотариусы — сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство.

При поступлении документов (содержащихся в них сведений) в порядке межведомственного взаимодействия Росреестр вносит на их основании сведения в ЕГРН (за исключением случаев, когда их внести невозможно) и уведомляет правообладателя о внесении.

10. Кто и за что несет ответственность при осуществлении кадастрового учета и госрегистрации

Согласно Закону ответственность за действия (бездействие) при проведении кадастрового учета и госрегистрации распределена между Росреестром, госрегистратором и другими лицами.

Так, госрегистратор несет ответственность за несоответствие внесенных им в ЕГРН сведений тем сведениям, которые содержатся в представленных документах (за исключением данных, внесенных из других информационных ресурсов), за необоснованное приостановление и отказ в кадастровом учете или госрегистрации прав или уклонение от их проведения.

Росреестр несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих полномочий, в том числе за утрату и искажение сведений, которые содержатся в ЕГРН, полноту и достоверность предоставляемых сведений, незаконный отказ в кадастровом учете или госрегистрации прав, установленный вступившим в законную силу решением суда. При этом предусмотрены случаи, когда Росреестр имеет право регрессного требования к органам и лицам, по вине которых допущены нарушения.

11. Уточнены условия выплаты компенсации за утрату права на жилое помещение

Компенсация за жилое помещение — единственное пригодное для постоянного проживания — выплачивается однократно собственнику, который по независящим от него причинам не вправе истребовать его от добросовестного приобретателя, а также добросовестному приобретателю, от которого оно было истребовано. Согласно Закону условием ее выплаты является невозможность получить от третьих лиц возмещение, установленное вступившим в законную силу решением суда, по причине прекращения взыскания по исполнительному документу, например, в связи с внесением записи об исключении должника-организации из ЕГРЮЛ.

Положение Закона о компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН, вступает в силу с 1 января 2019 г.