Нормы закона о коммунальных платежах в 2019 году

🕒

Обязанность по внесению соответствующих выплат за коммунальные услуги прописана в действующем законодательстве, но при этом далеко не все граждане знают о том, как она реализуется.

Нормы законодательства довольно подробно прописывают порядок, в котором должны оплачиваться коммунальные услуги, а также осуществляться

взыскание задолженности

в случае неуплаты.

В связи с этим гражданам лучше заранее узнать, как выглядит закон о задолженности по коммунальным платежам в 2019 году и что им регулируется.

Обязанности потребителя

Правила, которыми регулируется начисление платежей за различные коммунальные услуги, прописаны в специализированном Постановлении Правительства №354.

В частности, стоит отметить несколько ключевых положений этого нормативного акта:

В законодательстве 2019 года указывается обязанность каждого владельца жилой недвижимости по установке специализированных считывающих приборов, с помощью которых осуществляется учет расхода газа и водоснабжения.

Каждый гражданин, который проживает на территории жилого объекта на основании договора о социальном найме, устанавливает данное оборудование за счет местного муниципального органа.

Установкой счетчиков на электричество занимаются непосредственно владельцы жилой недвижимости, но в то же время ответственность за отсутствие таких приборов на сегодняшний день не устанавливается.

Что включает в себя закон о коммунальных платежах

Закон об оплате коммунальных услуг устанавливает правила, в соответствии с которыми должно осуществляться внесение оплаты и, в частности, все его пункты достаточно подробно перечислены в разделе 7 Жилищного кодекса.

Помимо этого, отдельные Федеральные законы также указывают какие-либо указания, в соответствии с которыми должна осуществляться оплата коммунальных услуг, к примеру, «Закон о ветеринарии» позволяет лицам, имеющим статус соответствующих специалистов Государственной службы, получать бесплатные коммунальные услуги. Точно так же подобные льготы предоставляются членам Совета Федерации, депутатам Думы и другим лицам.

В соответствии с нормами, указанными в статье 153 Жилищного кодекса, все юридические и физические лица должны полноценно и своевременно оплачивать предоставленные им коммунальные услуги, причем данная обязанность накладывается на следующих лиц:

Статья 153. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Подобная структура, на основании которой должна осуществляться оплата коммунальных услуг и содержания недвижимости, прописана в статье 153 соответствующего закона. Ключевые правила начисления оплаты за коммунальные услуги прописаны в статье 155 Жилищного кодекса. В частности, данная статья указывает подробную информацию о том, в какие сроки нужно оплатить выставленный счет, а также когда и куда должен осуществляться перевод.

Статья 157 Закона указывает на то, как должен осуществляться расчет суммы выплаты за коммунальные услуги. Данный расчет осуществляется на основании данных установленных счетчиков, а если их нет, то в таком случае в качестве основания используются общие нормативы потребления.

Статья 155. Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Статья 157. Размер платы за коммунальные услуги

В статьях 159 и 160 Закона прописан порядок, в соответствии с которым гражданам могут быть предоставлены всевозможные компенсации расходов или же субсидии на оплату коммунальных услуг.

Статья 159. Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

Статья 160. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг

Изменения в 2019 году

На сегодняшний день в законе закрепляется норма, на основании которой граждане могут самостоятельно определиться с тем, каким именно способом будет осуществляться расчет за различные коммунальные услуги – на основании показателей счетчиков или же в соответствии с установленными нормативами.

В новом законе также говорится о том, что счетчики являются более приоритетными в процессе расчета точного размера оплаты за различные общедомовые услуги, включая водоснабжение, отведение воды, электроэнергию, а жители домов, которые уже используют коллективные счетчики, могут потребовать проведения перерасчета.

Если счетчики, учитывающие степень затрат, необходимых для обеспечения имущества жильцов требуемым объемом воды и электроэнергии, не используются в доме, то в таком случае объем потребления будет рассчитываться на основе региональных нормативов.

Порядок начисления

Правила, в соответствии с которыми осуществляется расчет коммунальных услуг, прописаны в Постановлении Правительства №354, где указывается, что оплата должна осуществляться на основании показателей счетчиков или же по нормативам.

Все, кто проживает в недвижимости по договору социального найма, должны установить счетчики за свои деньги, в то время как общедомовые приборы учета устанавливаются собственниками всех квартир.

Какой-либо прямой ответственности за отсутствие счетчиков действующее законодательство не устанавливает, но при этом нужно учитывать тот факт, что в 2019 году стоимость коммунальных услуг для таких лиц была увеличена на 60%.

Перерасчет

Если человек покидает свое место регистрации на срок более одной недели, ему предоставляется возможность обратиться в управляющую компанию для того, чтобы заказать перерасчет платежей за холодное водоснабжение и газ. Проведение такой процедуры предусматривается только для тех владельцев недвижимости, которые не имеют в своем жилье специализированных устройств для расчета потребляемого объема ресурсов.

В первую очередь, нужно подать соответствующее заявление на протяжении одного месяца с того момента, как потребитель вернулся по месту своего проживания. Вместе с заявлением в обязательном порядке предоставляется полный пакет документов, подтверждающих тот факт, что указанное лицо отсутствовало по официальному месту своего проживания на протяжении довольно длительного промежутка времени. После подачи бумаг уполномоченные сотрудники управляющей компании должны будут на протяжении пяти рабочих дней провести все соответствующие перерасчеты.

Также можно обратиться в управляющую компанию еще до того момента, как человек покинет занимаемую недвижимость. Сотрудники организаций должны будут составить специализированную квитанцию, на основании которой отменяется расчет показателей по холодной воде или газоснабжению. В данном случае перерасчет осуществляется на основании тех сроков, которые были указаны в заявлении гражданина.

Что делать при возникновении задолженности

Если человек несвоевременно или не полностью оплачивает коммунальные услуги, у него скапливается задолженность, на который постепенно начисляется пеня, сумма которой равна 1/300 от установленной Центральным банком ставки рефинансирования. Данная пеня начисляется ежедневно. Соответственно, в дальнейшем нужно как можно быстрее оплатить возникший долг, чтобы избежать более серьезных последствий.

Если гражданин не оплачивает задолженность с начисленными на нее процентами, то в таком случае ему ограничивают снабжение ресурсами или же полностью их отключают. В конечном итоге, даже если эта мера не привела к погашению долга, подается исковое заявление в суд с требованием о принудительном взыскании средств.

Пеня за неуплату

Если юридическое лицо отказывается выплачивать коммунальные платежи, то в таком случае на задолженность накладывается пеня, сумма которой составляет 1/130 от установленной Центральным банком ставки рефинансирования, и начисляется она ежедневно.

В то же время физическим лицам нужно первые три месяца задолженности оплачивать пеню в виде 1/300 от данной ставки, в то время как в случае невыплаты на протяжении более трех месяцев сумма пени увеличивается до того уровня, который установлен для юридических лиц.

Срок давности

Срок давности представляет собой определенный промежуток времени, на протяжении которого человек имеет право подать исковое обращение в суд с целью добиться защиты нарушенных прав. Общий срок давности, распространяющийся на преимущественное большинство требований, составляет не более трех лет.

Применение исковой давности судебными органами предусматривается только в том случае, если одна из сторон заявляет подобное требование в процессе проведения разбирательства. При этом стоит отметить тот факт, что данное заявление нужно подавать до того, как суд вынесет окончательное решение.

Более того, подача одной из сторон заявления об истечении установленного срока исковой давности в конечном итоге может стать полноценным основанием для того, чтобы управляющей компании отказали в удовлетворении исковых требований.

С 1 января 2019 года вступили в силу поправки, которые изменили многие положения жилищного законодательства. В течение 2019 года вступят в силу и другие важные изменения. В настоящей статье будут рассмотрены следующие сферы и вопросы:

ПОРЯДОК ВЫВОЗА ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ

Происходит изменение положений законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами (Далее – ТКО).

По изначальной задумке законодателя с 1 января 2019 года все регионы должны были перестроиться на новый порядок обращения с отходами. Однако стало понятно, что не все регионы способны уложиться в сроки. Поэтому было принят Федеральный закон от 25.12.2018 N 483-ФЗ «О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которым города федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь вправе сохранить старый режим обращения с отходами до 1 января 2019 года.

Региональный оператор по обращению с ТКО в г. Москве не выбран. Тем не менее, режим обращения с ТКО в г.Москве может смениться и до 1 января 2019 года.

Приводим основное содержание проводимой реформы.

Региональный оператор выбирается в соответствии с правилами конкурсного отбора, которые утверждены Постановлением Правительства от 5 сентября 2019 г. N 881.

Отдельные вопросы по новому законодательству были рассмотрены в Письме Минстроя России от 18.05.2018 N 22270-МП/06 «По вопросу разъяснения положений действующего законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами».

Отходы, образующиеся при уборке территории городских и сельских поселений, относятся к твердым коммунальным отходам. Соответственно, их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональными операторами.

Таким образом, организации, отвечающие за уборку территории городских и сельских поселений, в результате которой образуются твердые коммунальные отходы, обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором.

К моменту начала осуществления деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором, муниципальные контракты, предметом которых является обращение с твердыми коммунальными отходами, заключенные ранее, должны быть расторгнуты в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе и заключены договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором как с единственным поставщиком (п. 8 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2019 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Реформа переводит услуги по вывозу ТКО из жилищных в коммунальные услуги. Таким образом, тарифы будут регулироваться на государственном уровне. Вывоз ТКО уже не будет являться строкой расходов по содержанию и ремонту жилого помещения.

Будет установлен единый тариф на вывоз ТКО. Плата за вывоз ТКО в многоквартирном доме будет рассчитываться по следующей формуле: единый тариф*норматив/12 месяцев * количество зарегистрированных в квартире. Сумма оплаты зависит от количества человек, а не от площади помещения. Презюмируется, что мусор всегда образуется в примерно одинаковых объемах. Данная презумпция опровержима: на время длительного отъезда можно предоставить соответствующие документы и не платить (оформить перерасчет).

Норматив не является одинаковым для всех. К примеру, для жителей многоквартирных домов норматив более «выгоден», чем для владельцев частных домов.

Можно заметить, что реформа приводит к образованию своеобразной монополии региональных операторов. Следовательно, следует ожидать повышения цен за вывоз ТКО.

Также следует обратить внимание, что законодатель стремится поощрить раздельный сбор мусора. При раздельном сборе мусора возможна оплата по фактически вывезенным контейнерам, а не по нормативам.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ РАСЧЕТАХ ТСН

Некоторые изменения использования контрольно-кассовой техники (Далее – ККТ) при расчетах следуют из Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа), расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт, при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов, при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг, при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги вправе не применять ККТ и не выдавать (направлять) бланки строгой отчетности до 1 июля 2019 года. Следовательно, ККТ с этого периода будет необходима.

После 1 июля 2019 года ТСН не будет обязано использовать ККТ при проведении расчетов с членами ТСН, так как оказываемые услуги относятся к деятельности ТСН, закрепленной в Жилищном Кодексе. В этой части законодательное регулирование не изменится.

ТСН имеет право устанавливать порядок уплаты взносов и обязательных платежей. Члены ТСН не имеют права требовать от ТСН выдачи чека.

Толкование законодательства содержится в Письме Минфина России от 25.07.2018 N 03-01-15/52272.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее — Федеральный закон N 54-ФЗ) ККТ применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

Согласно статье 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ под расчетами понимаются прием или выплата денежных средств, как наличными, так и в электронном виде.

В соответствии с частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), ТСЖ (ТСН) создаются в том числе для оказания населению коммунальных услуг.

Обязанность членов Товарищества оплачивать коммунальные и эксплуатационные платежи, а также взносы на капитальный ремонт предусмотрена частью 5 статьи 155 ЖК РФ.

Следовательно, прием ТСЖ взносов от членов ТСЖ для целей деятельности ТСЖ не относится к расчетам для целей Федерального закона N 54-ФЗ и не требует применения ККТ.

Аналогичная позиция выражена письме Министерства финансов РФ от 5 сентября 2019 года № 03-01-15/63303, которое содержит ответ на вопрос о необходимости обязательного применения ККТ садоводческим товариществом. Министерство финансов аргументирует свою позицию схожим образом.

Вместе с тем при приеме денежных средств за выполняемые работы, оказываемые услуги в том числе собственникам помещений, не являющимся членами ТСЖ, ККТ применяется в обязательном порядке. Деятельность по обслуживанию многоквартирного дома приравнена к оказанию услуг (жилищных), что является основанием для распространения на ТСЖ положений Закона N 54-ФЗ.

Таким образом, ККТ обязательно применяется в следующих случаях:

КОМПЕНСАЦИЯ РАСХОДОВ ПО УПЛАТЕ ВЗНОСОВ ЗА КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ДЛЯ НОВЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН

В соответствии с Федеральным законом от 29.07.2018 N 226-ФЗ «О внесении изменения в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 января 2019 года Законом субъекта РФ может быть предусмотрено распространение компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, в том числе и на собственников жилых помещений, достигших возраста 70 или 80 лет и проживающих в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста и/или неработающих инвалидов I и II группы (в размере 50 и 100 процентов соответственно).

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 N 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (Далее – ГИС ЖКХ) с 1 июля 2019 года поставщики информации в г. Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе обязаны размещать информацию в ГИС ЖКХ. В регионах такая обязанность появилась раньше – с 1 июля 2019 года.

Субъекты, размещающие информацию в системе (Далее — поставщики информации), — органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе.

В соответствии с названным законом, лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг обязаны размещать в ГИС ЖКХ соответствующую информацию.

За невыполнение обязанности предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Для регионов ответственность введена с 1 января 2019 года, а для городов федерального значения – с 1 июля 2019 года. Штрафные санкции в первую очередь касаются ТСЖ и управляющих компаний.

Если в ГИС ЖКХ будут отсутствовать данные о размере коммунальных платежей или они не будут совпадать с бумажной квитанцией, платежный документ будет считаться как непредоставленный  потребителю. Кроме того, при невыполнении обязанности размещения информации виновное лицо будет лишено возможности взыскать пени.

ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИЛИЩНОМ КОДЕКСЕ РФ

Федеральный закон от 27.12.2018 N 558-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в части упорядочения норм, регулирующих переустройство и (или) перепланировку помещений в многоквартирном доме» несколько уточнил порядок перепланировки помещения. Основные изменения коснулись статьи 26 Кодекса: Основание проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме. Теперь, если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, необходимо также приложить протокол общего собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме.

Раньше в перечне документов протокол не указывался, в подпункте 3 пункта 2 говорилось только о подготовленном и оформленном в установленном порядке проекте переустройства и (или) перепланировки помещения.

ИЗМЕНЕНИЕ ПРАВИЛ ОПЛАТЫ ЗА ОТОПЛЕНИЕ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ

С 1 января 2019 года вступает в силу Постановление Правительства РФ от 28.12.2018 N 2019 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме».

В формулы расчета тепла внесено важное изменение. До 2019 года если дом изначально не был оборудован счетчиками тепла во всех помещениях, то даже если собственник поставит счетчик тепла на свою квартиру, оплачивать по его показаниям нельзя вообще никак. Теперь это меняется. Можно поставить теплосчетчик и подавать показания в течение года, а потом собственнику должны будут выставлять оплату по среднемесячным показаниям за предыдущий год.

Описание формулы из Постановления:

Vi — объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный в i-м помещении (жилом или нежилом), оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) приборами учета, при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) прибора учета, при оплате равномерно в течение календарного года — исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление, полученного на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) прибора учета за предыдущий год, а в i-м помещении (жилом или нежилом) в многоквартирном доме, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) приборами учета, — исходя из площади такого помещения по формуле 3(7).

Позвоните нам по телефону: +7 (495) 968 44 34, а мы Вас проконсультируем

Автор: Богачкова Алёна Игоревна , помощник юриста.

comments powered by HyperComments

Каждый год приносит нам какие-то изменения и преобразования, главное задачей которых является изменить жизнь в лучшую сторону. И именно новый закон о ЖКХ в 2019 году направлен на осуществление этих целей и задач. В чём заключается главная сущность, важность и значимость этого нового закона, мы сейчас и узнаем.

Свежие новости.

На сегодняшний день уже официально известно о том, что принят закон, позволяющий потребителям заключать прямые договоры на оказание коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями, минуя управляющие компании. Теперь собственники жилья смогут заключать прямые договоры об услугах ЖКХ без участия управляющей компании.

Принятый в окончательном, третьем, чтении закон предусматривает, что собственники многоквартирных домов на общем собрании могут принять решение о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями (РСО) на поставку холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления, вывоз мусора.
«Речь идет именно о прямом договоре. Из этой цепочки выводится управляющая организация, и напрямую идет контакт с конечным потребителем. У нас газоснабжение, электроснабжение уже давно по всей стране работают по этой схеме, и, при прочих равных условиях, у них более высокая собираемость», — заявила в ходе выступления в Госдуме автор законопроекта, глава комитета по ЖКХ Галина Хованская.
Предполагается также, что РСО теперь могут в одностороннем порядке расторгать договоры с УК в случае задолженности по оплате в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате услуг.

В результате работы согласительной комиссии депутаты и сенаторы согласились запретить рекламу на платежках ЖКХ, за исключением социальной рекламы и справочно-информационных материалов. Таким образом запрет будет распространяться только на коммерческую рекламу.

Прямые расчёты коммунальных услуг.


Познакомившись со всеми особенности вводимого закона у многих возникает вполне логический и закономерный вопрос, связанный с тем, как и по какому принципу будет осуществляться система расчёта и не возникнет ли в дальнейшем путаницы. Что относительно этого момента говорят эксперты и аналитики?

Плата за коммунальные услуги, потребляемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (ОДН), вносится в управляющую организацию или ТСЖ в связи с тем, что плата за данные виды услуг внесена в состав платы за содержание жилого помещения, т.е. плату за коммунальные услуги на общедомовые нужды не может вносится непосредственно в ресурсоснабжающую организацию.

Основным плюсом осуществления прямых расчетов за коммунальные услуги с ресурсоснабжающими организациями является то, что уплачиваемые денежные средства граждан напрямую идут к поставщику энергоресурсов, минуя управляющую компанию.

Вторым немаловажным плюсом является снижение вероятности банкротства управляющих компаний из-за долгов перед поставщиками ресурсов.

Какие эксперты приводят цифры и данные? Согласно проведённым 48 проверка, на предмет соблюдения порядка осуществления расчетов управляющими компаниями и ТСЖ с поставщиками ресурсов, нарушения выявлены в 10 случаях, что составляет 20% от общего количества проверок. Указанный немаленький процент выявленных нарушений говорит об имеющихся случаях, когда деньги, уплаченные населением в управляющие организации и ТСЖ в счет оплаты коммунальных услуг, не перечисляются на счет поставщика энергоресурсов.

Как перейти на прямые расчеты? Решение о переходе на подобный метод расчета должно быть принято большинством голосов собственников в многоквартирном доме (более 50%) путем проведения общего собрания. Общее собрание проводится в порядке уст. 45-48 Жилищного кодекса РФ и может быть проведено в форме очного, очно-заочного или заочного голосования. Инициатором общего собрания может выступить любой из собственников помещений в многоквартирном доме, а также управляющая организация, осуществляющая управление таким домом. Инициатор должен уведомить всех о проведении собрания не позднее чем за 10 дней до даты начала его проведения. Решения, принятые на общем собрании, оформляются протоколом общего собрания, которые в последствии передается в адрес управляющей организации или ТСЖ, а также в адрес ресурсоснабжающей организации для реализации принятых решений.

Это, пожалуй, основные моменты, на которые обязательно стоит и следует обратить внимание, чтобы максимально точно разобраться в нововведениях, вступающих в законную и официальную силу с первых дней нового года.

Льготы и компенсация инвалидам за коммунальные услуги в 2019 году

Сегодня люди с ограниченными возможностями могут быть по медицинским показаниям причислены к одной из групп инвалидности, коих по закону три. В рамках каждой группы, помимо общих видов услуг ЖКХ, по которым предоставляются компенсация инвалидам 1 группы за коммунальные услуги, а также двум другим группам, предусматриваются и специальные виды льгот.

В соответствии с этим правилом, власти отвечают на вопрос о том, должны ли инвалиды 1,2 и 3 группы платить за капремонт, следующим образом: взносы на данный вид ремонта обязательны, но при предоставлении документов об их внесении, люди с ограниченными возможностями получат компенсацию, равную половине внесенных сумм, исходя из того, как начисляют льготы инвалидам по оплате коммунальных услуг.

Льготы на коммунальные услуги многодетным семьям в 2019 году

При оформлении документов изменения суммы в счетах за услуги коммунальщиков не происходит. Денежные средства ежемесячно поступают на счет одного из членов семьи, а затем уже переводятся компаниям-операторам услуг. Если же многодетной семье предоставляется скидка, то денег они не поучают, а просто вносят за квартплату меньшую сумму, указанную в ежемесячных квитанциях.

В тех домах, где нет централизованного отопления, семьям с детьми полагается компенсация затрат на приобретение топлива, твердого или жидкого. Семьи, проживающие в квартирах и домах муниципального фонда, на основании договоров соцнайма, получают также скидку и на внесение квартплаты. Для семей, где несовершеннолетних детей от 10 и более, нижний предел льгот автоматически увеличивается до 50%.

Закон О Коммунальных Платежах 2019

Следовательно, тарифы на вывоз будут устанавливать собственники или управляющие компании. Причем зависит эта сумма на каждого члена семьи (или работника для организации) от расстояния, на которое подрядчики обязаны будут вывозить мусор. Соль ситуации в том, что с нового года возить отходы будут только на те полигоны, которые вошли в реестр. Из-за этого для ряда населенных пунктов увеличится километраж до ближайшей разрешенной мусорной свалки. С прогнозируемым ростом цен на бензин и обязательной маржой тариф уже выходит повышенный. И оплачивать все эти грандиозные планы правительства по улучшению нашей жизни будут не чиновники, а люди.

В нескольких регионах плата за вывоз мусора может увеличиться примерно в 50 раз, если Минприроды и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не предпримут соответствующие меры. Тонкость в том, что по вступающим в силу с начала следующего года изменениям вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) из коммунальной услуги становиться жилищной.

Новый закон о ЖКХ в 2019 году

Познакомившись со всеми особенности вводимого закона у многих возникает вполне логический и закономерный вопрос, связанный с тем, как и по какому принципу будет осуществляться система расчёта и не возникнет ли в дальнейшем путаницы. Что относительно этого момента говорят эксперты и аналитики?

«Речь идет именно о прямом договоре. Из этой цепочки выводится управляющая организация, и напрямую идет контакт с конечным потребителем. У нас газоснабжение, электроснабжение уже давно по всей стране работают по этой схеме, и, при прочих равных условиях, у них более высокая собираемость», — заявила в ходе выступления в Госдуме автор законопроекта, глава комитета по ЖКХ Галина Хованская.

Закон о ЖКХ»

Другими словами, при помощи установленных в этом ПП РФ нормативов федеральный бюджет компенсировал расходы региональных бюджетов по выплате субсидий на оплату услуг ЖКХ для льготных категорий граждан. 97 Постановление было отменено 17 мая 2019 года Постановлением N 584. Вместо него новый документ со стандартами оплаты услуг ЖКХ принят не был. Для бюджетного планирования данные стандарты потеряли смысл, и теперь межбюджетные расчеты производятся по иной схеме.

С целью оптимизации законодательства в части распределения субвенций постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2017 N 584 «О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2019 г. N 97» было принято решение о прекращении действия Постановления Правительства Российской Федерации от 11.02.2016 N 97 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2019 — 2019 годы».

Кому положена субсидия на оплату коммунальных услуг в 2019 — 2019 году

Жители иностранных государств обязаны предъявить национальный паспорт и вид на жительство. Важно, чтобы срок его действия был минимум 6 месяцев. Льготника не информируют о том, что срок действия льготы истек, но деньги на его счет перестанут поступать или скидку перестанут учитывать при формировании счетов.

Последнее предполагает, что закон позволяет получать субсидию не более 6 месяцев в году. Другие 6 месяцев платить требуется самостоятельно. Например, если первоначально оформление произошло осенью одного года, то весной следующего года деньги перестали поступать на счет. Повторно подать заявление можно снова осенью. При этом нужно иметь обновленный пакет документов. Справка о доходах должна быть «свежая», то есть отображать доходы вплоть до последнего месяца. Если единственный источник доходов – это пенсия, то предоставлять данную справку нет необходимости.

Неуплата коммунальных услуг

В некоторых случаях организации будут обязаны пойти на соглашение и составить индивидуальный график платежей. Это становится реальным, если при сравнении тарифов за текущий и прошлый месяца разница составит от 25 %. То есть, если в текущем произошло повышение на треть относительно прошлого месяца, то организация обязана предоставить своеобразный годовой кредит. Должник при этом должен понимать: придется выплачивать и некоторый процент за такой график рассрочки.

После полной уплаты долга возобновление подачи отключенного ресурса происходит в течение двух рабочих дней, однако его отключение требует иногда умышленного повреждения труб. В связи с этим необходим ремонт, и он проводится только за счет недобросовестного плательщика, поскольку его действие (долг) привело к вынужденной порче. Исключением может быть факт инвалидности или критичности материального состояния. Чаще это остается на индивидуальное усмотрение организации, как смогут договориться в конкретном случае.

Новые правила жизни дачников: всех переводят на коммунальные платежи

Поэтому на Форуме дачников мы всегда обсуждаем самые лучшие практики. Так, в Талдомском районе крупные СНТ заключили договор на медицинское обслуживание с местной районной больницей. В течение прошлого сезона к дачникам в определенные дни посылали бригаду врачей, они проводили обследования — мерили давление, делали УЗИ… Нескольких дачников пришлось даже госпитализировать.

— Новый закон окончательно решил вопрос с порядком оплаты взносов. Теперь законодательно определено понятие «территория товарищества». Мы это сначала отработали в рекомендательном документе — Хартии дачников Подмосковья. Опыт оказался удачным, и это положение вошло в федеральный закон. Теперь обязанность платить все взносы возникает у всех владельцев земельных участков исключительно по территориальному признаку в силу закона: имеешь участок в СНТ — плати как все, независимо от членства. (Раньше взносы платили только члены товарищества, а те, кто отказывался вступать в СНТ, так называемые индивидуалы, не платили ничего.) Взносы теперь — это такие же коммунальные платежи, как в многоквартирном доме. С 1 января 2019 года не нужно и заключать договоры на использование инфраструктуры с индивидуалами. Это позволит правлению эффективней взыскивать долги в упрощенном порядке. А чтобы размер взносов был справедливым, все владельцы участков получили право голосовать на общем собрании.

Нормы закона о коммунальных платежах в 2019 году

Например, в случаях, когда было заключено соглашение о реструктуризации задолженности или об отсрочке платежей. В таких случаях задолженность будь взыскана в полном размере на основании вынесенного решения высших судебных инстанций, если поставщик услуг докажет факт прерывания срока исковой давности. В любом случае, рекомендуется решать все проблемы по коммунальным выплатам между заинтересованными сторонами в досудебном порядке.

Поменялся также срок, в который УК должна начать исполнять свои обязательства перед владельцами квартир в многоэтажке. Теперь этот момент определяется датой, когда были внесены корректировки в реестр лицензий, связанные с заключением договора управления. Данная процедура описывается в части 7 статьи 162 ЖК РФ.

Новый законопроект о прямых расчётах в ЖКХ в 2019 году

Помимо отмеченной возможности, существует ещё одна – собственники жилья могут самостоятельно принять решение относительно заключения прямого договора на общем собрании. У РСО будет не больше 3 месяцев для осуществления расчётов и предоставления документации об оплате другой стороне (гражданам) напрямую. Чтобы в процессе отмеченного перехода люди, согласившиеся на прямые договора с РСО, не получили в конце месяца «двойные» платёжки, все изменения будут контролироваться специальным государственным органом – жилищным надзором.

В последнее время законодательная сфера России меняется с завидной регулярностью. Население государства ещё надеется, что некоторые нововведения чиновников помогут улучшить их жизнь, но на деле всё не всегда получается так радужно, как хотелось бы. Очередная модернизация чиновников – новый законопроект о прямых расчётах в ЖКХ в 2019 году. Суть его предельно проста – решение о заключении договора с поставщиком услуг жильцы теперь будут принимать самостоятельно на общем собрании.

Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2019 г

федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг по субъектам Российской Федерации на 2019 — 2019 годы, которые применяются в целях определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.

** ФСКР — федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц (применяется в целях определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг).

Льготы пенсионерам после 70 лет

Такое освобождение носит название «налоговый вычет». Сумма, на которую заявляется вычет, не должна превышать больше 2 млн. рублей, когда недвижимость приобретена на собственные средства. Если жилье куплено на деньги ипотечного кредита, этот показатель не может быть больше 3 млн. рублей.

Льгота актуальна для работающих пенсионеров. Длительность такого отпуска не должна превышать 14 дней ежегодно. Когда работающий пенсионер — участник ВОВ, ему работодатель обязан предоставлять 35 дней в году без сохранения трудового вознаграждения. Работающие инвалиды имеют право «отдыхать» таким образом не более 60 дней в году.

07 Фев 2019     
juristsib    
   
52      

С начала года в ЖКХ произошло много изменений. О наиболее важных из них на «горячей линии» в «Российской газете» рассказала исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ («ЖКХ Контроль») Светлана Разворотнева. А также о новых льготах и жилье для сирот. И о том, почему сегодня даже хорошо работающая управляющая компания (УК) может лишиться лицензии.

Светлана Викторовна, давайте уточним, что все-таки изменилось в законодательстве о ЖКХ с этого года?

Светлана Разворотнева: Из хорошего — продолжается программа «Комфортная городская среда». В конце прошлого года была активная дискуссия об исключении из нее дворов и предложения оставить только общественные пространства. Но в 2019 году дворы в этой программе все-таки остаются.

Еще есть хорошие новости?

Светлана Разворотнева: Да. Продлена программа переселения из аварийного жилья. В 2019 году у нас продолжат переселять дома, признанные аварийными до 1 января 2019 года. Это те дома, которые забыли включить в программу, не успели. Такие случаи выявлены прокуратурой.

Также в этом году будут разработаны новые механизмы переселения. Первая рабочая группа в минстрое уже прошла. Планируется увеличивать бюджет программы за счет привлечения инвесторов. Важная составляющая — выделение в отдельное направление работы с ветхими домами. Эту тему мы будем сегодня обсуждать в минстрое. Планируется разработать и более четкие критерии признания домов аварийными.

А когда начнется переселение из аварийных домов, которые признаны таковыми уже после 2019 года?

Светлана Разворотнева: В этом году регионы должны составить перечни таких домов. Дальше их расселение будет распределено в программе «дома до 2019 года».

С 1 марта 2019 года вступает в силу постановление правительства, в котором говорится, что сантехник должен проходить в квартиру в бахилах и с бейджиком

Новые льготы появились?

Светлана Разворотнева: Есть. С 1 января вступил в силу закон, по которому компенсацию взносов на капремонт могут получать не только одиноко проживающие пенсионеры, но еще и семьи пенсионеров с инвалидами.

Также меняются правила предоставления жилья детям-сиротам. У регионов появятся единые реестры для этих детей.

Брошенным домам найдут хозяев

В прошлом году было много изменений в управлении многоквартирными домами. Они продолжатся?

Светлана Разворотнева: Уже продолжаются. С 12 января работает норма, которая касается брошенных домов. Орган местного самоуправления сможет назначать для них управляющую организацию сроком до года.

Зачем такая организация нужна, если дом брошен и в нем никто не живет?

Светлана Разворотнева: Она нужна, чтобы поддерживать дом в нормальном состоянии, готовить его к зиме. Потому что могут дать отопление, а в таком доме случится прорыв трубы. Но опять же пока не понятно, как органы местного самоуправления найдут и замотивируют управляющие организации взять такие дома.

Еще с 1 марта вступает в силу постановление правительства, в соответствии с которым сантехник должен проходить в квартиру в бахилах и с бейджиком. Это то, что все запомнили. В основном, конечно, документ касается работы аварийно-диспетчерских служб, в которые люди должны дозваниваться за пять минут.

На вопросы читателей «РГ» Светлана Разворотнева

отвечает

в рубрике «Юрконсультация»

Если я правильно помню, в документе достаточно много требований к диспетчерским службам?

Светлана Разворотнева: Да, обратившемуся должны перезвонить, если он не дозвонился. На обследование аварии дается два часа, есть еще целый ряд требований. Такие очень жесткие требования к аварийно-диспетчерским службам выдержат муниципальные службы, которые обслуживают несколько управляющих компаний, либо крупная управляющая компания. Но ТСЖ будет сложно выполнить эти требования.

Летом упростился отзыв лицензий у недобросовестных УК. Улучшило ли это управление многоквартирными домами?

Светлана Разворотнева: Сейчас мы наблюдаем две тенденции. С одной стороны, растет количество жалоб на качество управления многоквартирными домами.

Но, с другой стороны, после вступления в действие постановления с грубыми нарушениями лицензионных требований начали поступать обращения из регионов о рейдерских захватах домов. Государственные жилищные инспекции без суда начинают изымать лицензии у управляющих компаний, причем у хороших домов, и заводить туда другие компании. Управляющие компании и СРО бьют тревогу. Есть случаи в Пермском крае и Московской области.

Проверь свои платежки

Один из наших читателей получил перерасчет платы за общедомовые нужды (ОДН), горячую и холодную воду за 2019 год. Он знает о том, что перерасчет может быть сделан за три предыдущих года. Но вот сомневается в его обоснованности. Как ему проверить, что платежи насчитали правильно и законно?

Светлана Разворотнева: Надо выяснить, откуда перерасчет вообще возник: обратиться в управляющую организацию и попросить предоставить подтверждающие документы. Потому то для перерасчета нужны основания: нормативы пересчитали, тарифы изменились — что именно произошло?

То есть незаконные перерасчеты имеют место?

Светлана Раворотнева: Бывают случаи, когда пытаются начислить и доначислить плату за то, что собственники уже оплатили.

Некоторые УК ставят, к примеру, долг за отопление. Приносишь квитанцию, долг снимают. А нет, так приходится платить.

Часто такие истории происходят при смене управляющей компании. Старая компания деньги уже куда-то потратила, ресурсоснабжающей организации их не заплатила, новая пытается повторно собрать их с жильцов.

Хозяин квартиры имеет право не платить за персональное потребление ­электроэнергии и воды, если проживает по другому адресу

Не живешь? Все равно плати!

Вот случай. Поселок практически заброшенный, сообщила наша читательница Надежда. Там мало кто остался. Но продолжают начислять плату за коммунальные услуги. Недавно посчитали даже по нормативу оплату за воду, хотя стоят счетчики. Можно отказаться от оплаты услуг? Или хотя бы их снизить?

Светлана Разворотнева: Пока у вас есть собственность, за ее содержание вы должны платить.

Вот за что вы платите 100 процентов и не можете отказаться: за коммунальные ресурсы, потребляемые на общедомовые нужды, и за отопление. Потому что даже дом, в котором большинство собственников не живет, должен отапливаться.

Сейчас по нормативу вам начислили, видимо, потому что вы давно не сдавали показания приборов учета. Если вы не делали это больше полугода, то вам начинают начислять платежи по нормативу с повышающим коэффициентом.

Чтобы этого не происходило, можете направить заявление на имя той организации, которая выставляет плату за воду, о том, что проживаете по другому адресу. И тогда, за воду с вас платежи не будут брать.

Это не единственный вопрос про платежи за квартиры, в которых люди не проживают. Вот Галина Буранова ссылается на постановление правительства № 354, в котором говорится, что расчет размера платы производится за предоставленные коммунальные услуги. Она спрашивает, почему должна платить за не предоставленные коммунальные услуги?

Светлана Разворотнева: Мы только что сказали, что многие коммунальные услуги предоставляются вне зависимости от того, проживает собственник или нет.

Можно не платить за персональное потребление электроэнергии, воды и отведение. Чтобы не платить, надо действительно ставить приборы учета, либо подтвердить, что их установка невозможна в этом доме — сейчас требуется документальное подтверждение.

У нас по этому поводу был еще один вопрос. В квартире из двух прописанных проживает только один человек, счетчиков нет. Нормативы потребления рассчитаны на двоих, и один человек, конечно, не использует такое количество воды. Что делать?

Светлана Разворотнева: Платежи высокие, потому что используется повышенный коэффициент для квартир без счетчиков.

Чтобы его снизить, нужно установить приборы учета. «Повышающий коэффициент» сегодня не применяется только в тех домах, где есть официальное подтверждение от управляющей компании, что техническая возможность установить прибор учета отсутствует.

Вопрос от Валерия Вагина. Он рассказывает, что ему приходят платежки от ТСЖ, где услуги содержания, в том числе ОДН, прописаны одной строкой. Законно ли выставление таких квитанций?

Светлана Разворотнева: К сожалению, законно. У нас есть методические рекомендации минстроя, как должна выглядеть платежка. В них рекомендуется разбить ОДН по строчкам.

Но это рекомендательная форма, не требование. Поэтому нарушения здесь нет. Но если это ТСЖ — то есть объединение граждан, они могут сами принять решение, как будут выглядеть их платежки.

1,8 процента так выросли коммунальные платежи в январе 2019 года в сравнении с концом 2018-го, сообщил Росстат. Больше всего подорожали горячее водоснабжение и электроснабжение — на 1,2 процента

Кипятком по кошельку

У нас есть еще один вопрос читателя по содержанию общего имущества дома. Валентина Мартынова рассказывает: получили отчет от УК по выполненным услугам, а многие из них даже не оказывались. Читательница является председателем совета дома. Жаловалась на действия управляющей компании, но получила одни отписки. Что делать в такой ситуации?

Светлана Разворотнева: У председателя совета многоквартирного дома есть право, и даже теперь обязанность, подписывать акты сдачи-приемки работ управляющей компании каждый месяц. И председатель совета должен подписывать их постоянно или не подписывать, если качество работ не устраивает.

В противном случае управляющая компания сможет совершенно легально все неиспользованные средства на содержание дома оставить себе как прибыль. И как раз единственное препятствие для присвоения этой прибыли это акты сдачи-приемки.

Если акты не соответствуют фактически выполненным работам, надо заручиться подписями членов совета многоквартирного дома и направить их в ГЖИ. Пусть инспекция проводит проверку.

А здесь — соседка заливает кипятком. Дверь не открывает, приходится звонить в диспетчерскую, вызывать водопроводчиков, просить слить стояк, потому что кипяток течет с потолка. Нашей читательнице хотят в платежку вписать стоимость этого слива. Могут ее заставить платить за это?

Светлана Разворотнева: Если речь идет о сливе из стояка, это вообще-то общедомовое имущество. Величина норматива на коммунальные ресурсы, которые для обслуживания общего имущества устанавливаются на региональном уровне.

И сверх того, что вам установили, предъявить не могут. Если только на собрании вы не приняли иную норму. Но это не значит, что вы должны одна платить. Стоимость, в том числе слива, будет распределяться на всех.

Счетчик сливает деньги

Марина рассказала о своей маме, которая живет во Владивостоке. Она экономит воду, но в платежке за ноябрь у нее счетчики накрутили 19 кубов горячей воды и 10 кубов холодной. Она не могла столько потратить. И у соседей та же история. Под ее квартирой есть этаж с детской поликлиникой, в которой идет капремонт. Могут ли эти показатели счетчика как-то быть связаны с ремонтными работами?

Светлана Разворотнева: Действительно, загадочная история, потому что никакие работы, проводимые вне вашей квартиры, на прибор учета воды не могут повлиять. Меня настораживает, что и у соседей такая же история. А как снимаются показания приборов учета?

Каждый месяц мама снимает показания счетчика, передает это, куда положено. И потом приходит квитанция.

Светлана Разворотнева: Она снимает 19 кубометров?

Она сама не считает. Она привыкла доверять тому, что пишут в квитанции. Она открыла квитанцию, увидела, что у нее 19 кубометров и 2019 рублей только за горячую воду. И плюс тысяча рублей за холодную.

Светлана Разворотнева: Возможны два варианта. Первый, счетчики пора менять, они показывают неправильные показания.

Второй вариант, может быть не разделено общедомовое потребление и поквартирное. И из-за того, что у вас на первом этаже находится поликлиника, она каким-то образом не платит за потребленную воду, а ваша управляющая компания по какой-то неведомой причине выставляет плату за индивидуальное потребление и общедомовое одной строкой.

Марина, зайдите на сайт «ЖКХ Контроль» и подайте обращение, прикрепите квитанции, оставьте телефон, мы постараемся разобраться в ситуации.

Вопросы от наших партнеров

Мусор с наценкой

Газета «Советская Чувашии» (Чебоксары): Вопрос о переходе на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Региональному оператору, занимающемуся ТКО, установлен предельный единый тариф — 442 рублей за кубометр. Многоэтажный жилой дом имеет два контейнера по кубометру. Получается, ежемесячная стоимость этой услуги в среднем 29 тысяч рублей. Но жильцы платят больше — по 45 тысяч в месяц. Это как?

Светлана Разворотнева: Конечно, плата за твердые коммунальные отходы сильно зависит от нормативов накоплений. И не всегда они соответствуют действительности.

Я знаю уже случаи в регионах, когда норму накопления, в том числе для конкретного многоквартирного дома, оспаривали через суд. И это удавалось сделать.

«Волжская коммуна» (Самара): Каково ваше отношение к системе ГИС ЖКХ, насколько она стала рабочим механизмом?

Светлана Разворотнева: Система ГИС ЖКХ вопреки первоначальным предложениям разработчиков не является платежной системой.

Соответственно больше информации по дому можно получить в той компании, которая платежку выставляет, либо в информационно-расчетном центре. Многие регионы такие создают.

В ГИС ЖКХ все-таки скорее техническая и юридическая информация о состоянии домов: кадастровый паспорт, количество этажей, технические характеристики, кто является поставщиком ресурсов и обслуживает дом.

До сих пор не вся информация в этом ГИС ЖКХ есть. Даже та, которую органы власти должны туда поставлять: координаты участков, адреса.

Сейчас систему передают минстрою. Может быть, это улучшит ситуацию. Уже сейчас известно, что объем информации, который будут размещать в системе, уменьшится.