Можно ли оспорить судебную экспертизу по ДТП? в 2019 году

🕒

При любом судебном разбирательстве по ДТП назначается проведение судебной экспертизы с участием специалистов в данной области.

Достаточно часто автомобилисты, ставшие участниками дорожно-транспортного происшествия, не соглашаются с результатами судебной экспертизы, желая ее оспорить.

Если у автомобилиста есть сомнения в правильности проведения экспертизы, он имеет право подать ходатайство о проведении повторного исследования. Оно может быть проведено полностью или частично.

Одним из оснований для отмены результата судебного исследования является не соблюдение требования об отсутствии во время всех процедур заинтересованных лиц, которые своими действиями и словами могут повлиять на окончательный результат исследования.

Что такое экспертиза

Прежде чем определить, что такое экспертиза, необходимо дать определение понятию эксперт.

Эксперт – это специалист, который обладает значениями и навыками в определенной области знаний.

Перед тем, как приступить к исследованию транспортного средства, эксперт получает ряд вопросов, на которые он должен дать ответ при заполнении заключения.

Существует несколько видов экспертиз, которые подразделяются в зависимости от типа изучаемого специалистом объекта:

  1. Автотехническая.
  2. Судебно-медицинская.
  3. Пожарно-техническая.

Как правило, у всех участников судебного разбирательства не возникает сомнений в правильности полученного заключения эксперта. Однако в некоторых случаях некомпетентность специалиста выясняется уже по окончанию проведения исследования.

Помимо представителей государственных учреждений, проведение такой процедуры может быть доверено и независимым организациям. Важно остановить свой выбор на квалифицированных специалистах, в противном случае, заключение эксперта может быть оспорено в суде, что несет за собой дополнительные расходы.

Специалисты в данной области рекомендуют остановиться на экспертах государственных учреждений, так как у них точно есть необходимая квалификация и допуск на предоставление такого рода услуг населению.

Случаи, когда назначается судебная экспертиза при ДТП

Основное предназначение судебной экспертизы – определение точного размера вреда, причиненного транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия.

Каждый собственник авто имеет право дополнительно воспользоваться услугами независимого эксперта или специалиста, предоставляемого в страховой компании.

Проведение судебной экспертизы необходимо в нескольких случаях:

  1. Определение стоимости транспортного средства.
  2. Выяснение реальных причин причинения транспортному средству ущерба.
  3. Уточнение технического состояния автомобиля на момент дорожно-транспортного происшествия.
  4. Определение, есть ли в транспортном средстве внутренние, скрытые повреждения, которые невозможно увидеть без использования специальных технических устройств.
  5. Уточнение стоимости ремонта, необходимого для устранения всех нарушений, причиненных авто в результате дорожно-транспортного происшествия.

При проведении исследования обязательно необходимо указывать все номерные знаки транспортного средства, что позволяет определить, не были ли они подделаны.

У автовладельца есть возможность провести неограниченное количество исследований, если он был не согласен с результатами предыдущих экспертиз.

Можно ли оспорить судебную экспертизу: нормы законодательства

В российском законодательстве есть несколько нормативных правовых актов, которые регулируют процедуру проведения судебной экспертизы уполномоченными на это лицами:

  1. Уголовно-процессуальный кодекс.
  2. Административно-процессуальный кодекс.
  3. Гражданско-процессуальный кодекс.

В соответствии с нормами данных законодательных актах, при рассмотрении дела о ДТП, обе стороны имеют право на обжалование результата экспертизы.

Данное же право распространяется на все доказательства, которые были представлены в суде противоположной стороной.

В соответствии с нормами российского законодательства, любая из сторон имеет право:

  1. Оспорить всю экспертизу в целом.
  2. Оспорить ход проведения исследования.
  3. Оспорить деятельность специалиста, проводившего данную процедуру, его квалификацию и заинтересованность в исходе рассмотрения дела.
  4. Оспорить заключение по исследованию.

Как оспорить экспертизу

В соответствии с требованиями федерального законодательства, каждый собственник транспортного средства имеет право подать ходатайство об оспаривании судебной экспертизы. В 73 Федеральном законе Российской Федерации содержится норма о том, что если автовладелец не согласен с результатами исследования, он может обраться к независимому специалисту. Вполне вероятно, что такой эксперт поставит сумму ущерба гораздо выше, что повлияет на размер выплаты.

Сотрудники страховой компании могут проконсультировать, как правильно оспорить результаты экспертизы.

Для обращения к независимому эксперту необходимо подготовить следующий пакет документов:

  1. Документ, удостоверяющий личность обращающегося (паспорт).
  2. Паспорт на транспортное средство.
  3. Свидетельство постановке автомобиля на государственный учет.
  4. Акт о проведении осмотра транспортного средства.
  5. Справка, полученная от сотрудников дорожной инспекции, прибывших на место аварии.

Заключение эксперта

Собственник транспортного средства имеет право оспорить заключение эксперта в двух случаях: если оно было ложным или если оно было ошибочным, по мнению заявителя.

Ложное заключение

Как правило, в рамках рассмотрения дела в суде, заключение специалиста расценивается в качестве доказательства. Именно по этой причине, если одна из сторон считает, что результаты исследования были ложными, необходимо их оспорить.

Ошибочное заключение

Второй вариант неправильного составления результата исследования – ложное заключение. Данный вариант является непреднамеренным, к примеру, ввиду недостаточной компетентности специалиста.

Критерии для оспаривания результата исследования

В соответствии с требованиями российского законодательства, экспертиза может быть проведена только гражданином, обладающим правами и специальными познаниями для правильной оценки результатов дорожно-транспортного происшествия.

Прежде чем приступить к порядку проведения оспаривания результатов экспертизы, необходимо определиться с критериями, которые заставляют стороны считать, что исследование было проведено неправильно.

  1. У каждой из сторон судебного разбирательства есть право на оспаривание доказательств второй стороны. При этом обязательно доказать предшествующие обстоятельства, на которые постоянно ссылается другая сторона судебного дела.
  2. В соответствии с нормами гражданско-процессуального законодательства, в большинстве случаев экспертиза не является обязательным доказательством. Если у одной из сторон судебного разбирательства есть сомнения в правильности проведения исследования, она может обратиться для обжалования результатов. Однако для этого в ходатайстве должны содержаться веские доводы.
  3. Каждая сторона разбирательства должна понимать, на какие именно основания можно ссылаться, чтобы судья назначил повторное исследование. Если у человека нет познаний в данной правовой области, лучше всего обратиться за помощью к специалисту.
  4. Один из вариантов, при котором можно оспорить результаты исследования, если стороне удастся доказать, что эксперт был заинтересован в результатах проведения данной процедуры.
  5. Назначение повторной экспертизы допускается в том случае, если у заинтересованного лица есть доказательства, что специалист не обладал должным уровнем квалификации. В частности, при проведении исследования использовал неверную методику расчета ущерба, причиненного транспортному средству автомобилиста.

Порядок оспаривания экспертизы

Оспаривание результатов судебной экспертизы должно проводиться по определенному порядку:

  1. Прежде всего, собственник транспортного средства, являющийся одной из сторон судебного разбирательства, должен ознакомиться с постановлением о назначении проведения такой процедуры. Данный документ содержит сведения об обстоятельствах аварии, протокол осмотра автомобиля, показания свидетелей произошедшего, схема дорожно-транспортного происшествия.
  2. После получения заключения эксперта о проведении исследования, автомобилист должен внимательно изучить данный документ. Важно уточнить, ответил ли специалист на все поставленные перед ним вопросы, нет ли в документе противоречивых фактов. Именно нарушение данных требований является основанием для признания эксперта некомпетентным.
  3. Для того чтобы оспорить заключение специалиста, необходимо вызвать его на судебное заседание. В ходе рассмотрения дела необходимо будет объяснить ему все причины несогласия с его решением, указать на выявленные несоответствия и неточности. В результате проведения такой беседы судья принимает решение о необходимости или об отказе в проведении повторной экспертизы.
  4. После получения сомнительной или неполной информации, автомобилист должен подать ходатайство о назначении даты для проведения повторного исследования.

Как составить ходатайство об оспаривании экспертизы

В российском законодательстве нет четкой формы ходатайства для обжалования неверных или ложных результатов судебной экспертизы. Достаточно просто соблюдать деловой стиль письма и выполнять все общепринятые нормы составления такой документации.

При составлении данного документа, необходимо придерживаться нескольких правил:

  1. В правой стороне шапки обязательно должна содержаться информация о том, в какое именно экспертное учреждение направляется данный документ, а также сведения о том, кто составил это заявление.
  2. В поле заявления требуется прописать решение эксперта, организацию, которая проводила исследование, а также всю связанную с этим информацию.
  3. В общем поле требуется указать все причины, по которым заявитель настаивает на проведении повторной проверки.
  4. В завершении документа необходимо проставить дату и подпись заявителя.

Помимо ходатайства, собственник транспортного средства должен приложить к заявлению все документы по делу о данном дорожно-транспортном происшествии, копии всех проведенных до этого исследований.

При предоставлении этого пакета документов третьим лицом, обязательно приложить к нему генеральную доверенность, подтверждающую право лица действовать в интересах собственника транспортного средства.

Решение по ходатайству

Окончательное решение по оспариванию судебной экспертизы принимает суд. Помимо этого, такое решение может быть принято любым другим органом исполнительной власти, в зависимости от того уровня, на котором осуществляется обжалование заключения специалиста.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

Решите свою юридическую проблему сегодня, не выходя из дома!

Оспорить заключение судебно-медицинской экспертизы при ДТП можно точно так же, как любое другое доказательство по уголовному, административному или уголовному делу. Но следует учитывать, что процедура может немного отличаться в зависимости от вида процесса и его стадии (расследование, судебный процесс).

Немаловажное обстоятельство – судебно-медицинские экспертизы могут проводиться только на базе государственных экспертных учреждений (бюро СМЭ), поэтому обжаловать результаты судебно-медицинской экспертизы будет не так легко, как в споре с частнопрактикующими экспертами и организациями других экспертных специализаций.

Основания для оспаривания заключения

При дорожно-транспортных происшествиях судебно-медицинские экспертизы (СМЭ) проводятся, как правило, для установления механизма причинения телесных повреждений, тяжести вреда и нахождения потерпевшего в состоянии опьянения. В случае ДТП со смертельным исходом СМЭ позволяет установить причины смерти: наступила ли смерть в результате аварии или по другим причинам, например, вследствие неоказания своевременной или надлежащей медицинской помощи. 

С заключением эксперта может быть не согласен как потерпевший, так и виновник ДТП. В основном недовольство вызывает меньшая/большая тяжесть вреда по сравнению с тем, что считает несогласное лицо. Часто оспаривается механизм причинения повреждений или отсутствие в заключении каких-то повреждений. На фоне последнего резонансного дела о «пьяном мальчике», особым предметом рассмотрения теперь становится нахождение потерпевшего в состоянии опьянения и уровень содержания алкоголя или наркотических (психотропных) веществ в крови.

В целом, поводы для того, чтобы оспорить судебную экспертизу по ДТП, можно найти всегда. Вопрос лишь в том, будет ли это являться основанием для признания экспертизы недопустимым доказательством или для проведения дополнительного (повторного) судебно-медицинского исследования.

Недопустимое доказательство – доказательство, полученное с нарушением закона. К любой экспертизе в данном случае придраться бывает сложно, тем более, проведенной в госучреждении и, как правило, экспертами высокой квалификации.

Нарушение закона может выражаться в следующем:

  1. несоблюдение процессуальных норм при назначении экспертизы;
  2. отсутствие у эксперта полномочий на производство исследования;
  3. неразъяснение эксперту прав, обязанностей и уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения;
  4. производство исследования экспертом, в отношении которого были основания для его отвода (некомпетентность, любого рода зависимость от сторон дела и их представителей, родственная связь с ними, эксперт – сторона дела и свидетель, любая заинтересованность эксперта в исходе дела);
  5. нарушение обязательных правил и требований, установленных для производства СМЭ;
  6. дача ложного заключения;
  7. другие нарушения при назначении и производстве исследования.

В отличие от оснований для назначения дополнительной или повторной судебно-медицинской экспертизы, основания недопустимости заключения ставят на нем крест. Такая экспертиза не имеет юридической силы, и формально она как бы не проводилась вовсе.

На практике же зачастую поводом для обжалования заключения являются такие обстоятельства, которые служат основаниями для проведения дополнительного или повторного исследования, в том числе комплексного характера.

Основания для оспаривания экспертизы в целях производства дополнительного исследования – неясность и (или) неполнота заключения. Повторная экспертиза назначается, если есть сомнения в правильности либо обоснованности заключения, а также если в деле есть два заключения СМЭ, которые противоречат друг другу.

Чтобы исключить затягивание процесса и еще большее запутывание дела, на практике перед назначением дополнительной (повторной) экспертизы нередко прибегают к допросу эксперта (экспертов). Это помогает прояснить выводы, выявить и устранить спорные моменты, понять, нужна ли или нет еще одна экспертиза, а если нужна – какие материалы представить и какие вопросы поставить.

Как оспорить экспертизу

Для начала вы должны определиться, что именно вас не устраивает в заключении, с чем вы не согласны и какой цели вы хотите добиться, оспорив экспертизу.

Учитывая процессуальные особенности назначения и производства экспертиз, можно порекомендовать следующую схему действий:

  1. Знакомимся с заключением экспертизы. Лучше всего это делать со своим юристом (адвокатом), который более компетентен в анализе исследования и выводов.
  2. Готовим свои заявления, возражения, ходатайства. В судебном процессе заявления и ходатайства приносятся обычно в устной форме по итогам зачитывания судьей заключения и его рассмотрения с участием сторон. В рамках расследования административных и уголовных дел ознакомление с экспертизой оформляется специальным протоколом, куда и заносятся сделанные заявления, возражения и ходатайства. В судебном процессе они также заносятся в протокол – только в протокол заседания.

Если вы решили оспорить заключение эксперта, лучше всего подготовить отдельное письменное ходатайство. В нем необходимо изложить свою позицию, аргументировать ее и попросить суд или лицо, ведущее расследование, признать заключение недопустимым доказательством.

Если вы не согласны с заключением и цель – провести дополнительное или повторное исследование, также необходимо подготовить соответствующее ходатайство. Но в данном случае вопрос о недопустимости экспертизы не ставится. В ходатайстве должны быть:

Скачать заявление о назначении повторной экспертизы (образец)

Какая-то специальная жалоба на экспертизу не подается. Процессуально вопрос оспаривания заключения оформляется устным или письменным заявлением (ходатайством), которое рассматривается судом либо лицом, ведущим расследование ДТП.

Если произошло серьезное дорожно-транспортное происшествие, то без применения специальных познаний в самых различных областях науки и техники, невозможно определить, кто является виновником происшествия.

Поэтому возникает необходимость в назначении и проведении различных судебных экспертиз. Однако результат таких исследований не всегда удовлетворяет стороны или одну из сторон ДТП.

В связи с этим, действующим законодательством предусматривается возможность не согласится с выводами экспертизы, и ходатайствовать о назначении повторной или дополнительной экспертизы.

Можно ли обжаловать судебную экспертизу по ДТП

Действующее российское законодательство предусматривает возможность назначения экспертиз по делам о нарушении правил дорожного движения, руководствуясь нормами таких нормативно-правовых актов, как:

Руководствуясь указанными кодексами, стороны дорожно-транспортного происшествия могут воспользоваться своим правом, для того чтобы обжаловать результаты судебной экспертизы, с выводами которой они не согласны.

А так как в суде каждая из сторон имеет право предоставлять свои доказательства, то противоположная сторона наделена правом с ними не соглашаться.

Поэтому нормы действующего законодательства, наделяют каждую из сторон судебного разбирательства такими правами:

Когда назначается судебная экспертиза при ДТП

Одним из направлений проведения судебной экспертизы по делам о дорожно-транспортных происшествиях, является определение размера причиненного столкновением ущерба.

При этом каждая из сторон может воспользоваться своим правом на проведение дополнительной экспертизы, путем привлечения для такого исследования независимого эксперта или же специалиста, который может быть представлен страховой компанией.

В результате проведения судебных экспертиз по делам о ДТП, выясняются вопросы:

Если проводится экспертное исследование конкретного транспортного средства, то в обязательном порядке должны быть указаны все его номерные детали. Это позволит в дальнейшем определить подделку.

В связи с тем, что в большинстве случаев, экспертизы проводятся по инициативе участников дорожно-транспортного происшествия, то расходы на их проведение возмещаются за счет инициатора такого исследования. Поэтому количество экспертиз законодательно не ограничивается.

Как обжаловать судебную экспертизу по ДТП

При несогласии с выводами судебного эксперта, которые изложены в акте судебной экспертизы, заинтересованная сторона имеет право обжаловать полученные данные, заявив соответствующее ходатайство.

Федеральный закон №73 от 31 мая 2019 года, который регулирует государственную экспертную деятельность, предоставляет право стороне, которая не согласна с выводами экспертизы, обратиться за помощью к независимому эксперту и добиться получения нужного результата.

Помощь в этом можно получить и от сотрудников страховой компании, у которой застрахован поврежденный автомобиль.

Однако прежде чем обращаться к независимому специалисту, подготовьте такие документы:

В каких случаях заключение эксперта можно оспорить?

Участник дорожно-транспортного происшествия наделен правом на обжалование заключения судебного эксперта в таких случаях:

Для такого вывода достаточно мнения участника ДТП, который ходатайствует о назначении дополнительной или повторной экспертизы.

Так как заключение судебной экспертизы является доказательством при судебном рассмотрении дела, поэтому сторона, которая не согласна с ним на основании того, что данные исследования являются ложными, имеет право оспаривать такое заключение и ходатайствовать о проведении независимой экспертизы.

То есть в данном случае речь идет о преднамеренном включении специалистом ложных сведений в результаты исследований, на основании которых затем и делается вывод.

При ошибках в заключении речь не идет о преднамеренных действиях специалиста. В данном случае, это может быть результатом недостаточной компетентности в виду малого опыта работы по данной специальности.

Действующее законодательство предусматривает, что экспертной деятельностью может заниматься лицо, которое обладает специальными познаниями в той или иной области исследований и может дать правильную оценку дорожно-транспортному происшествию.

Сторона, которая не согласна с результатами заключения судебного эксперта, прежде чем обжаловать акт экспертизы, должна определиться, по каким критериям следует считать выводы эксперта неправильными:

Для того чтобы можно было оспорить результаты экспертизы по делу о дорожно-транспортном происшествии, следует соблюсти такой порядок:

Действующее законодательство не предусматривает конкретной формы такого ходатайства, однако, судебная практика выработала общепринятые требования к таким документам.

Поэтому составляя ходатайство на имя суда о назначении повторной экспертизы по делу о дорожно-транспортном происшествии, необходимо, соблюдая деловой стиль написания документа, придерживаться следующих правил:

Исковое заявление о повторной судебной экспертизе по ДТП можно скачать здесь.

Данное ходатайство может заявить как лицо, которое было участником ДТП, так и его доверенное лицо, которое может действовать на основании доверенности, а также адвокат, представляющий интересы соответствующего участника происшествия.

Решение по заявленному ходатайству принимает судья в процессе рассмотрения дела: ходатайство может быть удовлетворено полностью, частично или в удовлетворении ходатайства может быть отказано.

Сегодня мы поговорим о том, как можно оспорить автотехническую экспертизу в досудебном или судебном порядке. Также узнаем, как правильно организовать обжалование экспертизы двигателя, оценки автомобиля, транспортно-трасологической экспертизы при ДТП, судебной автотехнической экспертизы

В этом случае необходимо оспорить результаты автоэкспертизы, причем делать это можно только в судебном порядке. Здесь Вам необходима будет рецензия на проведенную автоэкспертизу, которую должен сделать квалифицированный специалист. Как правило, для целей рецензирования проведенной экспертизы вашего автотранспортного средства необходимо обратиться к помощи такого института, как независимая автоэкспертиза

Установление виновности входит в исключительную компетенцию суда, эксперт не имеет права решать такие правовые вопросы. Зато он может ответить на другие вопросы об обстоятельствах интересуемого ДТП, которые помогут суду установить виновность того или иного водителя и вынести соответствующее решение по делу. Для установления данных обстоятельств и назначается автотехническая экспертиза ДТП. Для того чтобы результаты экспертизы оказались полезными суду и не пришлось в дальнейшем назначать дополнительную экспертизу, необходимо поставить корректные вопросы. С типовыми вопросами, которые решаются автотехническими экспертами, Вы можете ознакомиться в подразделе «Автотехническая экспертиза» раздела «Экспертизы».

Как можно оспорить автотехническую экспертизу в суде? Оспорить экспертизу в суде можно путем проведения ее рецензирования, которое осуществляется специалистом-автотехником. В рамках рецензии специалист изучает спорную экспертизу, проверяет последовательность и логичность изложения, научность, полноту и всесторонность проведенного судебным экспертом исследования, а также обоснованность данных им выводов. Результаты анализа спорного заключения специалист отражает в рецензии, на основании которой суд может назначить повторную экспертизу или провести другие действия, например, допрос эксперта.

Почему при несогласии с исследованием, проведенным автотехническим экспертом, рекомендуется обращаться к специалисту? Возможно ли оспорить результаты экспертизы своими силами? Разумеется, Вы можете изложить все свои доводы в судебном заседании или предоставить в письменном виде судье. Если Ваши замечания судом будут считаться существенными и достаточными, то может быть назначена повторная экспертиза. Но на практике далеко не всегда удается убедить суд в состоятельности своих аргументов и назначении повторной экспертизы. 

Во-первых, автотехнический специалист сможет заметить и отразить в рецензии больше недостатков, которые могут быть упущены даже в силу некоторой осведомленности в данной области лиц, не обладающими специальными автотехническими знаниями. Во-вторых, суд больше доверяет специалисту, чем стороне по делу, и доводы специалиста о несостоятельности заключения более вероятно будут учтены судом.

Вопрос того, возможно ли оспаривание результатов экспертизы, часто возникает в тех случаях, когда результат автоэкспертизы, сделанный по заказу страховой компании, не устраивает автовладельца, так как размер ущерба вычислен некорректно с целью минимизации расходов страховщика. КАК ПРОИСХОДИТ АВТОТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА? Обратившись в экспертное бюро, Вы получите качественно выполненную рецензию на проведенную автоэкспертизу, в которой будет указано, насколько полно и объективно проведено исследование Вашего автотранспортного средства, а также и то, насколько обоснованы те выводы и расчеты, которые сделан эксперт (особенно Вас должен интересовать тот раздел рецензии, в котором указывается обоснованность расчета суммы ущерба и методика, по которой этот расчет производился).

Получив рецензию на сделанную автоэкспертизу, Вы должны в установленном порядке обжаловать решение страховой компании о выплате Вам не соответствующей действительности суммы ущерба в суде. Во время судебного заседания Вы должны будете предъявить в качестве доказательства рецензию, сделанную независимым экспертом на проведенную автоэкспертизу, и на ее основании суд может назначить повторную экспертизу, которая уже и определит объективно сумму нанесенного ущерба Вашему автотранспортному средству. Данную сумму по решению суда Вам впоследствии и возместит страховая компания.

 .

Основанием для производства судебной экспертизы служит определение вынесенное судьей. Любая экспертиза, согласно 73-ФЗ РФ может проводиться, как в государственном, так и негосударственном экспертном учреждении. Кроме этого производство судебной экспертизы может быть поручено другому лицу, обладающему специальными научными знаниями.
Основной обязанностью суда является полное исследование доказательств, которые приводят стороны. 
1. Наше законодательство, в частности ст.55 ГПК РФ, дает возможность сторонам оспаривать любые доказательства, которые приводит противоположная сторона. Так как автотехническая экспертиза относится к доказательствам, следовательно можно оспаривать и ее. При этом противоположная сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, когда оспаривает экспертизу.

2. Законодатель указывает нам, в частности ч.3 ст.86 ГПК РФ, что автотехническая экспертиза не является обязательным доказательством в суде, но в ряде случаев без нее не обойтись. Если Вы сомневаетесь в правильности и объективности выводов сделанных судебным экспертом, то попытайтесь ее оспорить с целью назначить повторную судебную автотехническую экспертизу. Для этого необходимо написать ходатайство и привести веские доводы, указывающие, например, на противоречие в исследовательской части и выводах, к которым пришел эксперт.

3. Несомненно следует четко определить по каким основаниям Вы будете оспаривать результаты завершенной судебной автотехнической экспертизы. Если Вы не являетесь специалистом в данной области и не обладаете необходимыми специальными знаниями, то можно обратиться за помощью к специалисту, который разбирается в данном вопросе. Последний может, например сделать рецензию на проведенную судебную экспертизу, и найти несоответствие в процессе проведенных исследований и выводах. 4. Оспорить автотехническую экспертизу в суде можно и по таким основаниям, как процесс назначения и порядок проведения экспертизы; действия эксперта в процессе проведения исследования; возможная заинтересованность экспертов в итоговом результате, а также их квалификация; применение методов и методик, которым отдал предпочтение эксперт в плане их научности и общепризнанности. 5. Вышесказанное позволит Вам заявить отвод судебному эксперту, признать его заключение недопустимым доказательством по делу и заявить ходатайство о назначении повторной судебной автотехнической экспертизы.

ДТП, в результате которого пострадал водитель или третьи лица (пассажиры или пешеходы), а также повреждено транспортное средство, требует проведения экспертизы дорожно-транспортного происшествия. Согласно приказу Министерства Юстиции № 114 от 14 мая 2019 года, данный вид экспертизы получил индивидуальный реестровый номер и четкое наименование. Назначая «автотехническую экспертизу» в интересах какого-либо дела, практикующие юристы должны уточнять ее вид, потому что автоэксперты специализируются в различных областях: оценка автомобилей, транспортная трасология, оценка ущерба.

Под экспертизой дорожно-транспортных происшествий подразумевается исследование специальных дорожных условий ДТП (разметка, знаки, полотно дороги). В цели и задачи указанного вида экспертизы входит: — исследование обстановки и состояния дорожного покрытия; — исследование возможности предотвратить произошедшее ДТП, учитывая состояние дороги и иные внешние факторы (погодные условия); — экспертиза дорожного полотна для вычисления коэффициента сцепления с дорогой; — исследование особенностей дорожной обстановки, повлиявших на возникновение ДТП: отсутствие знаков, разметки, неудовлетворительное дорожное покрытие. Таким образом, после проведения ряда экспертных исследований, специалист должен ответить на такие вопросы:

— не противоречит ли участок дороги, где произошла аварийная ситуация, нормативным требованиям к обустройству дорог;

— указать, какие именно факторы дорожной обстановки способствовали произошедшему ДТП (неправильные знаки, отсутствие разметки, особенности рельефа дороги); — выявить наличие (отсутствие) нарушения нормативных требований со стороны организации, обслуживающей участок, где произошло ДТП; — определить возможность водителя транспортного средства избежать ДТП, учитывая состояние дороги и прочие обстоятельства дорожной обстановки. Указанный список вопросов, которые необходимо исследовать эксперту, не является исчерпывающим. В каждом конкретном ДТП эксперт должен проявлять гибкость и творческий подход. Ввиду низкого качества выпускаемых машин, все чаще встречаются заводские дефекты в новых моторах, а также дефекты, которые явились следствием некачественного обслуживания на сервисных станциях официальных дилеров. Естественно в результате вышеперечисленного обязательно появляется пострадавший. И этим пострадавшим является Потребитель, который купил автомобиль и доверил его «профессионалам». Без измерительных инструментов экспертизу двигателя провести невозможно. Зачастую случается, что сотрудники сервиса не сознаются в произошедшем, настаивая на своей «невиновности». Бывает и обратное, когда сам Клиент нарушил условия эксплуатации транспортного средство, которое пришло в негодность. При этом неисправность не является заводским (производственным) недостатком, а возникла в процессе эксплуатации машины. Но в любом из вышеперечисленных случаев экспертиза двигателя даст ответы на все вопросы.

Steegle.com — Google Sites Tweet Button

Естественно каждый такой случай требует детальной «разборки полетов», чтобы достоверно установить причину неисправности и понять из-за чего она возникла, поэтому необходима экспертиза двигателя.

После ДТП автовладелец может пострадать не только от последствий аварии, но, к сожалению, и от мошеннических действий страховой компании. Нередко они назначают проведение экспертной оценки автотранспортного средства в своей оценочной фирме. 

Подобные оценщики живут исключительно за счет страховых компаний, а их деятельность полностью направлена на «независимую» оценку ущерба, причиненного автомобилю вследствие ДТП. Не удивительно, что сумма компенсации ущерба получается минимальной.

На самом деле, бесплатной независимой оценки авто при ДТП не бывает, а оценщик, офис которого располагается в одном здании со страховщиком, должен, как минимум, вызвать подозрения. Автовладельцам, в свою очередь, нужно быть очень осторожными. Не стоит обращаться по поводу оценки рыночной стоимости своей машины после ДТП в фирму по оценке, которую настоятельно рекомендует страховщик, а тем более, если ее офис находится в одном здании со страховой компанией. Лучше выбрать оценщика, который не сотрудничает ни с какими страховыми фирмами, а ведь такие есть. Для начала, можно подыскать подходящие варианты на просторах интернета. После того, как оценочная фирма была выбрана, желательно посетить ее контору. Утверждение, что в компании работает отлаженная команда специалистов по оценке, лучше проверить лично. Также неплохо будет изучить ее учредительские документы, то есть свидетельство о госрегистрации и устав. Среди учредителей не должна значиться какая-либо страховая компания.

Нужно сразу отказываться от предложенного фирмой оценщика не с высшим автотехническим образованием. Нелишним будет и ознакомление с пакетом страховых полюсов, которые свидетельствуют, что гражданская ответственность каждого из оценщиков застрахована.

Как правило, именно широкий набор экспертов по оценке является важным показателем уровня конкретного экспертного учреждения.

Эта статья адресована участникам дорожных автотранспортных происшествий и заинтересованным лицам, которые желают, но не знают, как оспорить независимую экспертизу по ДТП. Мы дадим необходимые разъяснения, относительно порядка оспаривания, коснемся некоторых правовых аспектов, связанных с тем, как оспорить экспертизу.

В ходе производства по делам, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, часто возникают вопросы, разъяснение которых требует специальных познаний в различных отраслях науки и техники.

Для этого назначаются и проводятся независимые экспертизы по ДТП, с выводами которых не всегда согласны стороны и заинтересованные лица.

Участники производства по делам о дорожных происшествиях наделены Законом правом оспаривания результатов независимых экспертиз.

Что нужно знать для оспаривания экспертизы по ДТП

Прежде чем ответить на вопрос о том, как оспорить независимую экспертизу по дорожно-транспортному происшествию необходимо разъяснить суть понятия «независимая экспертиза», рассмотреть основные виды экспертиз, усвоить порядок назначения и проведения экспертиз.

Для корректного использования и понимания значения словосочетания «независимая экспертиза» следует знать, что любое исследование, проводимое в рамках производства по делу о ДТП, по своей сути, должно отвечать критерию независимости.

Под независимостью понимается отсутствие заинтересованности эксперта, выполняющего экспертизу в результатах рассмотрения дела.

Таким образом, независимым является такое заключение, которое выполнено в соответствии с требованиями материального и процессуального законодательства РФ.

Именно так мы и будем понимать смысловое значение понятия «независимая экспертиза».

Термин «независимая экспертиза», не имеет законодательного закрепления.

Вместе с тем, широкое употребление этого словосочетания обусловлено его использованием в законе РФ от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Закон «Об ОСАГО»).

Так в статье 12 Закона РФ «Об ОСАГО», устанавливающей порядок определения страховой выплаты, используются понятия «независимая экспертиза (оценка)» и «независимая техническая экспертиза транспортного средства». В данной правовой норме речь идет о двух различных, по сути, видах экспертиз.

В общеправовом смысле «зависимых экспертных заключений» не бывает.

Наличие заинтересованности эксперта при осуществлении экспертной деятельности по любой категории дел, превращает экспертное заключение в недопустимое доказательство (часть 2 статьи 50 Конституции РФ).

Если экспертное заключение носит заведомо ложный характер, то эксперт привлекается к установленной Законом ответственности (статья 17.9 Кодекса РФ об административных правонарушений, статья 307 Уголовного кодекса РФ).

Оспорить независимую экспертизу по дорожно-транспортному происшествию, значит доказать несоответствие ее выводов обстоятельствам дела, либо выявить нарушения закона, при которых будет признано недопустимым доказательством.

Помощь в оспаривании такого рода экспертных заключений, следует искать у профессиональных автоюристов и адвокатов, специализирующихся по делам о ДТП.

Для анализа обстоятельств ДТП, установления степени тяжести вреда, причиненного здоровью потерпевшего, определении величины причиненного ущерба, от повреждения транспортных средств, и в других случаях, на первоначальных стадиях производства по делу о ДТП инициируются различные исследования.

Статьи в помощь:

Как оспорить вину в ДТП

Взыскание ущерба с виновника ДТП

Иск к страховой компании о возмещении ущерба при ДТП

Отвечая на вопрос о том, как опротестовать (оспорить) независимую экспертизу по ДТП, мы должны усвоить, что исследование и заключение эксперта – это не тождественные понятия.

Существует два вида исследований.

Первые выполняются специалистами, вторые – экспертами.

Документ, содержащий заключение специалиста, называется «исследованием». Его доказательственное значение существенно ниже исследования, проведенного экспертом (заключения эксперта).

Исследование выполняется специалистом, но не экспертом. Доказательственное значение исследования, проведенного специалистом, существенно ниже заключения эксперта.

Исследование может проводиться по инициативе любой из сторон – участников ДТП, без его процессуального закрепления. Исследование проводит специалист.

Специалист не несет никакой ответственности за дачу заведомо ложного заключения, исходные данные для исследования и вопросы, подлежащие разрешению в процессе исследования, предоставляет и формулирует заказчик.

Проведение экспертизы назначается постановлением должностного лица (определением суда), осуществляющего производство по делу о ДТП. Эксперт всегда предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложного заключения (статья 307 УК РФ, статья 17.9 КРФ об АП).

Участники производства по делу о ДТП (стороны, заинтересованные лица) имеют право на выбор экспертного учреждения (эксперта), которому будет поручено проведение экспертизы.

Они вправе заявлять отвод эксперту, формулировать и представлять вопросы для экспертизы, присутствовать при проведении экспертизы, заявлять ходатайства о назначении повторной, дополнительной, комплексной, комиссионной экспертиз (статьи 79, 84 ГПК РФ, статья 26.4 КРФ об АП).

В процессе производства по делам о дорожно-транспортных происшествиях проводятся различные виды экспертиз: автотехническая, транспортно — трасологическая (криминалистическая), технического состояния транспортных средств, дорожная, автотовароведческая.

Каждая из перечисленных экспертиз, используя научно обоснованные методы исследования объектов, решает определенный круг задач.

Статьи в помощь:

Автотехническая экспертиза при ДТП

Дорожно-транспортная экспертиза

Трасологическая экспертиза при ДТП

При разъяснении вопроса о том, как оспорить независимую экспертизу по ДТП, прежде всего, следует определиться о каком из ее видов идет речь.

Выбор методов и способов оспаривания, в каждой ситуации, требует индивидуального подхода.

В такого рода вопросах следует остерегаться универсальных советов доморощенных «знатоков».

Многолетняя практика по ведению дел о дорожно-транспортных происшествиях, в которых мне приходилось оспаривать экспертные заключения, позволяет лишь дать общие рекомендации по исследуемой теме.

Что следует делать при оспаривании независимой экспертизы по ДТП

Алгоритм действий лица, по оспариванию независимой экспертизы в делах о дорожно-транспортных происшествиях можно представить в следующем виде:

  1. Процедуре оспаривания любой экспертизы по делу о ДТП предшествует ознакомление с постановлением (определением) о назначении экспертизы.

    Именно в этом процессуальном документе содержатся исходные данные, на основании которых эксперт выполняет экспертизу.

    В постановлении о ее назначении, указываются обстоятельства ДТП, излагаются показания участников и свидетелей происшествия, отражаются параметры, зафиксированные в протоколах осмотра транспортных средств, протоколе осмотра места происшествия и схеме места ДТП.

    Статьи в помощь:

    Схема ДТП

    Осмотр места происшествия при ДТП

    Протокол осмотра места ДТП образец

    Если при ознакомлении с постановлением о назначении экспертизы будут выявлены несоответствия сведений, содержащихся в постановлении и сведений зафиксированных в материалах о ДТП, то у защитника имеются все основания ходатайствовать о назначении дополнительной экспертизы.

    Выводы дополнительного экспертного заключения могут существенно отличаться от выводов первоначального.

  2. Ознакомившись с заключением эксперта необходимо дать ему оценку.

    При анализе экспертного исследования следует выяснить:

    а) полностью ли разрешены вопросы, поставленные перед экспертом;

    б) не превысил ли эксперт пределов своей компетенции;

    в) нет ли противоречий между резолютивной частью (выводами) и исследовательской частью заключения;

    г) соответствуют ли выводы экспертизы другим доказательствам, имеющимся в материалах дела о ДТП.

  3. При изучении экспертного заключения всегда следует применять критический подход.

    Лица, оспаривающие независимую экспертизу по ДТП, должны понимать, что заключение автотехнической и транспортно-трасологической экспертиз носит только вероятностный характер.

    Выводы экспертного заключения напрямую зависят от исходных данных.

    Даже незначительное изменение какого-либо условия или параметра, может привести к изменению заключения в целом.

  4. Для того чтобы оспорить заключение независимой экспертизы по ДТП нужно вызвать эксперта в судебное заседание.

    Эксперт подлежит допросу с целью разъяснения экспертного заключения.

    Если эксперт не сможет объяснить противоречий, имеющихся в заключении, то необходимо назначать повторное исследование.

  5. В случаях смысловой неполноты, противоречивости, сомнительности, неясности или необоснованности выводов экспертного заключения, для его опротестования необходимо ходатайствовать о назначении повторной (дополнительной), комплексной экспертизы.

    Ходатайство о назначении повторной (дополнительной), комплексной экспертизы должно быть обоснованным и мотивированным.

    Ходатайство составляется в письменной форме и приобщается к материалам дела, лицом, участвующим в деле или его адвокатом.