Какие граждане имеют исключительное право на приватизацию земельных участков в 2019 году

🕒

С приватизацией недвижимого объекта сталкивается каждый владелец в тот момент, когда необходимо совершить сделку с имуществом. Например, ему нужно оформить договор купли-продажи, передать участок в дар или по наследству. Без вступления в права собственности на объект все эти мероприятия с объектом будут невозможны. Проведение приватизации земельных наделов имеет свои особенности, которые будут зависеть от категории земли.

Провести процедуру можно с помощью двух вариантов. Это может быть

выкуп

или получение участка на бесплатной основе. Существует определенная категория лиц, которым предоставляется исключительное право на оформление приватизации. Этим правом обладают граждане или организации, у которых на земле расположено строение и они являются его собственниками.

Право на приватизацию они получают в том случае, если земельный надел использовался ими на следующих основаниях:

Не устанавливается определенный срок на оформление приватизации в отношении земель, которые находятся в дачном, гаражном или садовом сообществах.

Если не существует возможности установить, на основании чего надел находится в использовании, его можно приватизировать бесплатно до 2019 года при соблюдении следующих условий:

Чаще всего препятствием становится факт образования строительного или дачного сообщества после 2019 года. В этом случае приватизировать земельный участок можно только посредством выкупа.

Приватизация дает возможность собственникам участка полноценно распоряжаться им. Они смогут его продать, обменять, подарить родственникам, разделить на несколько частей, возвести строение. Без оформления права собственности все эти действия провести будет невозможно.

Кроме того, земли, которые не были приватизированы, могут быть изъяты государством на свои нужды. При этом никакой компенсации владельцы не получат. Муниципалитет имеет право на наложение ограничения на использование таких участков, изменение их назначения.

Если участок будет оформлен владельцем в собственность, его трудно изъять. Но даже если это происходит, собственнику земли выплатят компенсацию не ниже

рыночной стоимости

.

Любой собственник должен понимать, что приватизация не только дает право полностью распоряжаться участком, но и возлагает на него дополнительную ответственность. При нахождении участка в аренде гражданин оплачивает только арендную плату. Как только он становится полноправным собственником, он должен уплачивать налог, на него возлагается ответственность по охране и содержанию объекта недвижимости.

Образец заявления о приватизации земельного участка

Основания

Процедура приватизации муниципальной и государственной недвижимости проводится в соответствии с ФЗ «О приватизации муниципального и государственного имущества». По положениям этого закона граждане обязаны приобрести или взять в аренду земли, которыми они пользуются. Юридические лица должны были реализовать это право до 1 января 2019 года.

У граждан и организаций, которые возвели на используемом участке земли строение, имеются исключительные права на проведение приватизации. Приватизация этих участков осуществляется на основании положений Земельного кодекса.

В 2019 году Постановлением Пленума ВАС РФ было дано разъяснение, если лицо приватизировало строения сразу с земельным участком до того момента, как вступил в силу Земельный кодекс РФ, у него остается право выкупить землю в собственность или подписать договор аренды, кроме тех случаев, когда приватизировать объект нельзя.

Если у гражданина заключен договор аренды, это также не лишает его возможности выкупить земельный участок.

Кто имеет исключительное право на приватизацию земельных участков

Статья Земельного кодекса РФ устанавливает категории граждан, которые имеют особые условия при оформлении приватизации.

Исключительное право на приватизацию земельных участков имеют право лица в тех случаях, когда помещение в одном здании принадлежат разным организациям:

При рассмотрении первых двух пунктов проводится процедура заключения договора аренды со множественными лицами. Инициаторами подписания договора могут быть не все владельцы, а только часть. Остальные могут вступить в договор в любое время.

В особом порядке решаются вопросы приобретения прав собственности на участки, находящиеся под многоквартирными домами. Если участок был поставлен на государственный кадастровый учет до 1 марта 2019 года, то он перейдет бесплатно в долевую собственность всех владельцев квартир в многоквартирных домах.

Если формирование надела не было произведено до 1 марта 2019 года уполномоченное лицо на основании собрания собственников должно обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о формировании участка.

Образец выписки из ЕГРП

Разъяснение от Минэкономразвития РФ

24.08.2011 было издано письмо Минэкономразвития РФ с разъяснениями об исключительном праве владельца здания на выкуп или взятие в аренду земельного участка, который находится под зданием.

Начиная с 1 января 2019 года, владельцы таких зданий выкупают участки, которыми пользовались на праве аренды, по ценам, установленным Федеральным законом. Это правило действует в том случае, если с 2019 по 2019 года в отношении этих земель было проведено переоформление бессрочного права на право аренды.

В письме дается разъяснение. В соответствии с новым Земельным кодексом приватизация зданий и сооружений не производится без одновременной приватизации земельных участков, на которых они возведены. Исключение составляют только случаи, когда участки изъяты из оборота или наложено ограничение в их использовании.

Статья Земельного кодекса говорит о том, что исключительным правом на приватизацию земли обладают юридические и физические лица, чьи здания расположены на данных участках.

Такой же пункт содержится в Федеральном законе «О приватизации государственного и муниципального имущества». Если граждане являются владельцами имущества, которое не относится к самовольным постройкам, они обязаны взять участок земли, на котором находятся постройки, в аренду либо выкупить их у муниципалитета.

На бесплатное получение земли

За каждым гражданином Российской Федерации закреплено право один раз в жизни воспользоваться бесплатной приватизацией недвижимого имущества. Процедура представляет из себя сложный процесс. Несоблюдение порядка ее прохождения может стать причиной отказа.

Бесплатная приватизация стала возможна для граждан после принятия в 2019 году Федерального закона №93. Законом устанавливаются нормы, на основании которых осуществляется бесплатная передача земельных участков в частную собственность.

Воспользоваться правом на бесплатную приватизацию можно только в отношении тех участков, которые относятся к категориям разрешенного пользования. К таким видам относятся дачное строительство, ведение огородничества и садоводства.

Для того чтобы оформить право собственности, необходимо обратиться с заявлением в федеральные органы, осуществляющие регистрацию недвижимого имущества.

Для проведения процедуры приватизации собственник должен подать заявление, в котором указывается:

К заявлению необходимо приложить документ, подтверждающий наличие прав на приватизацию данного участка.

Кроме того, потребуется предоставить:

Скачать образец выписки из государственного кадастра недвижимости

После подачи документов в течение 30 дней проводится их проверка. Заявителю потребуется вызвать на объект кадастрового инженера, который сделает необходимые измерения. После вынесения решения можно подавать документы для окончательной регистрации в Росреестр.

Оформить участок в собственность, на котором находится частный дом, можно только в том случае, если у заявителя имеются правоустанавливающие документы на строение. Участвовать в приватизации могут все собственники дома. В связи с этим все, кто имеет право на приватизацию земельного участка, должны предоставить письменное согласие. Оформить землю не удастся, пока не будут составлены заявления от всех владельцев.

Невозможно оформить в собственность участки, принадлежащие паркам, заповедникам, находящиеся под контролем силовых структур.

Что делать при нарушении

В судах часто рассматриваются иски от собственников недвижимости, которые пытаются отстоять свое право на земельный участок, на котором расположено здание. В арбитражных судах часто встречаются дела, когда из государственной организации в результате реорганизации образовывались ОАО или ЗАО. Эти организации приватизировали земельные участки.

Встречаются ситуации, когда из одного государственного предприятия образовали два или более ОАО. Каждое из них получило строения в виде имущества, а земельные права переданы только одной организации.

Компании, имеющие в собственности здания, продают их. ОАО, которому передаются права собственности на земельный участок, приватизирует его полностью, нарушая тем самым статью Земельного кодекса. Судебные процессы по таким делам проходят тяжело. Без обращения в суд решить вопрос не удастся.

Судебная практика

Исходя из судебной практики, исключительным правом на приватизацию земельного участка наделяются граждане и организации, у которых имеются на данном участке строение. Приватизация такой земли осуществляется на основании Земельного кодекса РФ.

В данном случае не применяется пункт, который содержит запрет юридическим лицам, у которых доля в уставном капитале субъектов и муниципальных образований более 25 процентов, покупать государственное и муниципальное имущество, на котором расположены строения, находящиеся в их собственности.

Приватизация земельных участков, которые находятся в собственности у государства или муниципалитета, производится бесплатно в случае, если участок находится в дачном или садовом сообществе. Остальные категории земель приватизируются на основе выкупа. Приватизация дает право владельцам полноценно распоряжаться земельным наделом.

Под приватизацией понимается приобретение права собственности на недвижимость, принадлежащую государству или муниципалитету. До недавнего времени эта возможность не была предусмотрена законом, и владеть землей можно было лишь по праву бессрочного пользования либо пожизненного наследования, которое не включало в себя возможность совершение каких-либо сделок с участком. Право на продажу земли, сдачу в аренду и другие действия доступны после завершения приватизации. Сколько стоит приватизировать землю, зависит от способа и времени получения ее в пользование.

Виды приватизации

Приватизировать участок можно тремя способами:

Бесплатная приватизация

Новым ЗК РФ установлен запрет на предоставление земли в бессрочное пользование или пожизненное наследование, однако лица, получившие такое право до вступления в силу нового ЗК, могут оформить право собственности безвозмездно. Такая возможность предоставляется также и некоторым другим категориям лиц. Воспользоваться правом на бесплатную приватизацию можно только один раз.

В каких случаях возможна

Приватизация участка

Какие документы нужны для приватизации садового участка — читайте в статье

здесь

Согласно ЗК РФ право на бесплатную приватизацию земли имеют лица:

Стоимость приватизации земельного участка в 2019 году для лиц, не вошедших в список, будет зависеть от кадастровой стоимости земли.

Сроки

Законодательством был установлен срок реализации права на бесплатную приватизацию до декабря 2019 г. Однако, учитывая тот факт, что большинство граждан не успело воспользоваться своим правом, срок продлевался еще дважды: до 1 марта 2019 г. и до 1 марта 2019 г.

Более подробно до какого года продлена приватизация читайте в этой статье https://realtyinfo.online/2951-privatizaciya-nedvizhemisti-do-kakogo-sroka-prodlena

Гораздо более длительный срок оформления отпущен для членов садоводческого (и подобных ему) товарищества и кооператива — до 31 декабря 2019 г. Данная льгота действует независимо от того, когда участники вступили в товарищество (кооператив). Соответствующие исправления были внесены в «дачную амнистию» 1 марта 2019 г.

Оформление

О приватизации земли

Порядок приватизации земельного участка в 2019 году описан в статье

здесь

Чтобы получить право собственности на землю, нужно выполнить следующие действия:

  1. Получить согласие или отказ каждого из членов семьи в письменной форме и заверить его у нотариуса.
  2. Написать заявление в районную администрацию. Срок его рассмотрения составляет месяц.
  3. При отсутствии кадастрового паспорта провести межевание земельного участка (за свой счет) для составления плана (п. 15 ст. 39.15 ЗК РФ). Обычно это занимает не больше месяца.
  4. Получить кадастровый паспорт.
  5. Провести оценку участка, чтобы определить, сколько стоит приватизация земли (в случае с ее выкупом).
  6. Заключить договор передачи земли (при безвозмездной приватизации) или купли-продажи (если приватизация платная).
  7. Подать заявление и собранный пакет документов в Росреестр. Решение должно быть получено в течение десяти дней (п. 3 ст. 13 № 122 –ФЗ).
  8. В случае положительного ответа зарегистрировать право собственности на землю.

Если земельный комитет отказывает в выдаче договора, следует обратиться в арбитражный суд с просьбой признать его действия противоречащими законодательству.

Пошлина

Независимо от способа приватизации (бесплатного или стандартного) оформление составит некоторые обязательные, а при необходимости, и дополнительные расходы. Чтобы рассчитать, сколько стоит приватизация дома и участка, нужно также принять во внимание возможное отсутствие нужных документов.

За регистрацию права собственности на участок в Росреестре взимается пошлина.

Земли Сумма (р.)
Предназначенные для постройки частного жилого дома, ЛПХ, разведения садово-огородных культур, ИГИС 350
Используемые в других целях 2000

Дополнительные расходы.

Виды Сумма (р.)
Согласие каждого из членов семьи, проживающего на участке, выражается в письменном виде и заверяется нотариально 1000
Если кто-либо из членов семьи против приватизации, отказ составляется в письменной форме и заверяется у нотариуса 1000
При отсутствии технического паспорта проводится межевание и составляется план участка 11 000
Получение паспорта в БТИ Согласно тарифу, установленному администрацией
Выписка из ЕГРЮЛ 200

Все интересующие вопросы можно задать в комментариях к статье

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 августа 2019 г. N КГ-А40/5842-08

Дело N А40-50828/07-49-445

Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 августа 2019 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Майковой Л.Н.
судей Волкова С.В., Петровой В.В.
при участии в заседании:
от истца — Общества с ограниченной ответственностью «ТВИНГ ПИГС» — К. (удостоверение адвоката N 77/3567, доверенность от 01.08.07
от ответчика — Департамента земельных ресурсов г
. Москвы — О. (удостоверение N 116, доверенность N 33-И-3320/7 от 29.12.07)
от третьего лица — Правительства Москвы — О
. (доверенность N 4-47-14250/7 от 25.09.07),
рассмотрев 31 июля 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы
на решение от 22 января 2019 года
Арбитражного суда г. Москвы,
принятое судьей Самохваловой Н.В.
на постановление от 22 апреля 2019 года N 09АП-2439/2008-ГК
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Красновой С.В., Савенковым О.В., Ядренцевой М.Д.,
по делу N А40-50828/07-49-445
по иску Общества с ограниченной ответственностью «ТВИН ПИГС»
об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка
к Департаменту земельных ресурсов г
. Москвы
третье лицо: Правительство Москвы

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ТВИН ПИГС» (далее — ООО «ТВИН ПИГС») обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Департаменту земельных ресурсов г. Москвы (далее — Департамент) об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 363 кв. м, находящийся под зданием, расположенным по адресу: г. Москва, ул. Академика Королева, д. 19а, с кадастровым номером 770222004006, на условиях проекта договора купли-продажи по цене 2 248 513 рублей, с учетом уточнения исковых требований.
В качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Правительство Москвы.
Исковые требования заявлены со ссылкой на статью 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статью 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» N 178-ФЗ от 21.12.01 и мотивированы тем, что ответчик в установленный законом срок не дал ответ на заявление истца о заключении договора купли-продажи земельного участка, не направил проект договора и не принял решение о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, чем нарушил права истца.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22 января 2019 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2019 года N 09АП-2439/2008-ГК по делу N А40-50828/07-49-445, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Суд первой инстанции исходил из того, что истец, являясь собственником здания, имеет исключительное право на приватизацию земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации
. Сославшись на пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации и Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.05 N 11, суд первой инстанции пришел к выводу, что испрашиваемый земельный участок не зарезервирован для государственных и муниципальных нужд, поэтому может быть предметом договора купли-продажи. Суд также отклонил довод ответчика о том, что спорный земельный участок находится на территории природного комплекса с режимом регулирования 2, 4, 5 в границах охраняемого природного ландшафта, в связи с чем оформление права собственности на него возможно только в соответствии с постановлением Правительства Москвы.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, оставив решение без изменения, при этом отклонил довод ответчика о том, что договор купли-продажи должен быть подготовлен Департаментом и содержать особые условия по использованию спорного земельного участка
. Суд апелляционной инстанции на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации пришел к выводу о том, что Департамент не направил протокол разногласий по договору, представленному истцом и не подтвердил, что спорный земельный участок изъят из обращения или ограничен в обороте. Проект договора, по мнению суда апелляционной инстанции, содержит существенные условия для данного вида договора, в том числе и порядок использования спорного земельного участка.
На указанные судебные акты Правительством Москвы подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об их отмене и отказе в удовлетворении иска.
Заявитель кассационной жалобы считает, что судами не принят во внимание пункт 3 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающий особый режим использования земельных участков, находящихся в охранных зонах радиосвязи и радиофикации
. Кроме того, спорный земельный участок, по утверждению заявителя, в силу своего расположения попадает и под особый режим градостроительной деятельности на территории зон охраны объектов культурного наследия. Поэтому в договоре купли-продажи данного земельного участка должны быть определены особые условия его использования.
Заявитель также полагает, что в договоре неправильно определена цена спорного земельного участка, которая согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 24.07.07 N 212-ФЗ в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 25.10.01 N 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» должна устанавливаться в размере 20% от кадастровой стоимости земельного участка, а не в размере 30-кратной ставки земельного налога, как это определено в проекте договора купли-продажи, направленном истцом.
Правительство Москвы также считает, что иск заявлен к ненадлежащему ответчику, поскольку решение о предоставлении земельного участка в собственность гражданам и юридическим лицам в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 27.06.06 N 431-ПП «О передаче земельных участков на территории г
. Москвы в частную собственность» принимается Правительством Москвы, а не Департаментом земельных ресурсов г. Москвы.
По мнению заявителя, суды первой и апелляционной инстанций, применяя статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, не учли статьи 27, 28 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающие случаи запрета передачи земельных участков в частную собственность.
На кассационную жалобу ООО «ТВИН ПИГС» представлен отзыв, из которого видно, что истец считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, а доводы кассационной жалобы противоречащими обстоятельствам дела и применяемому законодательству, в связи с чем просит оставить решение и постановление без изменения, а кассационную жалобу Правительства Москвы без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя кассационной жалобы и Департамента земельных ресурсов г
. Москвы поддержал доводы кассационной жалобы, представитель ООО «ТВИН ПИГС» возражал против удовлетворения кассационной жалобы, полагая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, выслушав представителей заявителя, Департамента земельных ресурсов г. Москвы и ООО ТВИН ПИГС», обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела и принятии обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Московского округа полагает, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат в связи со следующим.
Судом первой и апелляционной инстанций установлено, что ООО «ТВИН ПИГС», является собственником нежилого здания площадью 769,6 кв
. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Академика Королева, д. 19а, что подтверждается записью о государственной регистрации права собственности за N 77-01/04-444/2003-228.
ООО «ТВИН ПИГС» имеет право на использование земельного участка, на котором расположено, находящееся у него в собственности нежилое помещение, на условиях договора аренды от 21.07.99 N М-02-012808.
Истец на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обратился в Департамент земельных ресурсов г
. Москвы и Правительство Москвы с просьбой заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 77022200406, необходимого для эксплуатации указанного здания, по цене 2 248 513 рублей на условиях проекта договора истца (письма от 02.08.07 и 13.08.07). Проект договора содержал все существенные условия для заключения договора купли-продажи спорного земельного участка и кадастровый план земельного участка.
Департамент земельных ресурсов г
. Москвы в ответах от 05.09.07 N 33-1-8650/7- (0)-1 и от 07.09.07 N 33-1-8650/7- (1)-1, основываясь на постановлении Правительства г. Москвы от 27.06.06 N 431-ПП, не рассматривая вопрос по существу, указал обществу на предоставление неполного пакета документов, при этом, не разъяснил какие именно документы нужно представить.
Поскольку Департамент земельных ресурсов г
. Москвы не принял решения о предоставлении обществу в собственность спорного земельного участка и не направил в течение двухнедельного срока проект договора купли-продажи земельного участка, ООО «ТВИНГ ПИГС» на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации обратился с иском об обязании заключить договор купли-продажи спорного земельного участка.
Суды первой и апелляционной инстанций исследовали вопросы принадлежности спорного земельного участка к особо охраняемым территориям и ограничения либо запрета его в обороте и пришли к выводу, что земельный участок расположен в окрестностях природного комплекса, который определен Постановлением Правительства Москвы после возведения объекта недвижимости, принадлежащий истцу на праве собственности
. Основываясь на пункте 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации и Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.05 N 11, суды первой и апелляционной инстанций посчитали, что спорный земельный участок может являться предметом договора купли-продажи, поскольку его оборот не запрещен, не ограничен и он не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, а порядок его использования указан в пункте 4.2.2 проекта договора купли-продажи, направленным истцом Департаменту земельных ресурсов г. Москвы. Исходя из этого, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили иск и признали за истцом исключительное право на приватизацию спорного земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с указанным Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены указанным Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в статье 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением кадастровой карты (плана).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обязан в двухнедельный срок со дня поступления вышеуказанного заявления принять решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Кодекса, на праве постоянного бессрочного пользования, либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Установив, что ООО «ТВИНГ ПИГС» является собственником недвижимого имущества, расположенного на земельном участке по адресу: г
. Москва, ул. Академика Королева, д. 19а, общей площадью 363 кв. м, кадастровый номер 77022200406, а также то обстоятельство, что истцом при обращении к Департаменту земельных ресурсов г. Москвы и Правительству Москвы были представлены все документы, необходимые для принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность и направления проекта договора купли-продажи, суды обеих инстанции пришли к правомерному выводу об удовлетворении требований, предъявленных к Департаменту земельных ресурсов г. Москвы.
Довод кассационной жалобы о том, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику не соответствует постановлению Правительства Москвы N 413-ПП, в силу которого Департамент земельных ресурсов г
. Москвы является полномочным органом заключать от имени Правительства Москвы договоры купли-продажи земельных участков.
Приведенный в кассационной жалобе довод о том, что спорный земельный участок находится в охранных зонах сооружений связи и радиофикации, в связи с чем судам следовало применять пункт 3 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации и в то же время данный земельный участок находится в границах охранной зоны регулирования застройки и охраняемого природного ландшафта объекта природного наследия «Усадьба Останкино» не может быть признан обоснованным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект земельных отношений, является частью поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Статья 7 Кодекса подразделяет земли в Российской Федерации по целевому назначению на несколько категорий, исходя из которых, эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно пункту 2 статьи 8 указанного Кодекса категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных выше норм следует, что особый режим использования земельного участка зависит от его категории и подтверждается определенными документами
. Ограничение по использованию земельного участка либо его обременение (резервация для государственных нужд) указывается в кадастровом плане земельного участка, где отражены его характеристики.
В данном случае Департамент земельных ресурсов г
. Москвы не представил доказательств того, что испрашиваемый земельный участок ограничен в обороте либо находится в зонах охраняемого природного ландшафта.
Нельзя признать обоснованным и довод заявителя о неправильном определении цены, поскольку на момент обращения истца за выкупом земельного участка его цена определялась в соответствии с Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до принятия соответствующих изменений, на которые ссылается Правительство Москвы, что судом апелляционной инстанции также обоснованно было отражено в постановлении.
Судами первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 176, 284 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение от 22 января 2019 года Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 22 апреля 2019 года N 09АП-2439/2008-ГК Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-50828/07-49-445 оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Москвы — без удовлетворения.

Председательствующий
Л.Н.МАЙКОВА

Судьи
С.В.ВОЛКОВ
В.В.ПЕТРОВА

Другие темы: 

Особенности землепользования в Москве

Права на земельный участок при наличии права собственности на строение

Необходимость переоформления земельного участка, предоставленного в пожизненное наследуемое владение или постоянное (бессрочное) пользование

Земля за бесценок

Порядок предоставления земельных участков под строительство

Максимальный срок аренды земельного участка

Порядок перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли поселений

Порядок государственной регистрации прав на земельные участки

Максимальный размер земельного участка

Выкупная цена за изымаемую землю