Как увеличить выплату по ОСАГО? в 2019 году

🕒

Многие водители, попадая в ДТП, впоследствии сталкиваются с тем, что страховая компания не очень охотно делает выплаты по ущербу.

Очень часто страховщик занижает сумму выплаты ущерба, полученного в результате столкновения с другим автомобилем на дороге. В итоге, этих денег не хватает на восстановительный ремонт, либо приходится искать самое дешевое СТО, где качество ремонта соответствует вашему скромному бюджету.

Можно ли бороться с таким положением дел и как получить больше денег от страховой компании? Разбираемся.

Причинно-следственные связи

Многие опытные водители, которые уже неоднократно бывали и пострадавшими в ДТП, и виновниками, утверждают, что страховые компании действуют не всегда честно и справедливо. С одной стороны понять их можно.

Федеральный закон «Об ОСАГО» обязывает страховщиков продавать полисы, в том числе и в убыточных регионах, в результате чего компания несет расходы. Но с другой стороны, у страховщиков всегда есть выбор отказаться от данной лицензии и заниматься добровольными видами страхования.

Каким же образом страховая компания оценивает поврежденный автомобиль и в чем нужно искать подвох? По ОСАГО, размеры выплат напрямую зависят от степени износа автомобиля, а также от повреждений, нанесенных в ДТП. После происшествия, когда владелец транспортного средства подает заявку на выплату, страховщик направляет его на автоэкспертизу.

Сегодня очень много компаний, которые проводят «независимые» экспертизы. Однако, автовладельцу стоит знать, что проводить эту процедуру он может в любой аккредитованной компании, имеющей на данный вид услуг разрешение. То есть, простой автомеханик не может провести независимую экспертизу, а специализированный центр может.

В чем же разница между НЭ (независимым экспертом) от страховой компании и тем, с которым сотрудничаете вы? Все очень просто: в первом случае эксперт является партнером вашего страховщика и действует в интересах фирмы.

А это значит, что он заинтересован в том, чтобы заплатить вам меньше. Во втором случае, действительно независимый эксперт может сделать адекватную оценку, которая справедливо будет отражать все повреждения, которые произошли в результате ДТП. Таким образом, вы сможете получить больше денег на восстановление вашего транспорта.

Иногда страховая компания производит самостоятельный осмотр и составляет акт, но такое заключение оспорить еще проще, а это очень нежелательно для СК. Итак, что же делать? Какой должна быть схема действий, чтобы получить все положенные вам выплаты.

Что делать, чтобы добиться максимальных выплат по ОСАГО?

Мы проанализировали множество форумов и интернет-площадок, где опытные владельцы автомобилей делятся способами, которые помогут получить возмещение в полном размере.

Способ 1. Скупой платит дважды

Об этом стоит подумать еще на этапе подписания договора со страховой компанией. Никогда не старайтесь занизить свои расходы на ОСАГО, путем внесения незначительных изменений в договоре.

Как правило, каждый сэкономленный на страховом взносе рубль имеет свои последствия в виде ограничения вас в результате наступления страхового случая.

Во-первых, чем меньше вы морочите голову агенту, тем лучше отношение с компанией в целом, а во-вторых, у вас не будет возникать никаких недоразумений при оценке повреждений и начислении выплат.

Способ 2. Ведите конструктивный диалог

В случае, если страховая компания не пытается войти в ваше положение, занижает ущерб или же вовсе старается уклониться от своих обязательств вы можете пригрозить расторжение договора. Однако, такой способ не всегда работает, а лишь в тех случаях, если у вас есть несколько лет безаварийной езды.

Если же, у вас не ОСАГО, а полный полис КАСКО, то здесь поводов занижать стоимость точно не будет, и страховая выполнит все свои обязательства.

Правильное поведение во время ДТП и после

Не менее важно после ДТП оформить все правильно, согласно действующих правил ОСАГО.

Если вы оформляете Европротокол, то заполняйте все очень внимательно. От этого зависит, получите ли вы максимальную выплату по ущербу или нет.

Если же оформлением занимается работник ГИБДД, тут надо включать еще и свои личные качества – обаяние и харизму. Участвуйте активно в разборе ДТП, просите учитывать даже самые мелкие повреждения. Не забудьте указать в Извещении, что возможны и скрытые поломки, которые в данный момент не выявлены.

С вероятностью в 90% страховая компания будет занижать выплаты по ОСАГО или же стараться уйти от обязательств любым законным путем, поэтому многие опытные автомобилисты советуют сразу организовывать независимую экспертизу. Однако, тут палка о двух концах.

Услуги независимой экспертизы стоят в районе от 2019 до 2019 рублей. А результаты акта осмотра страховой компанией могут вас удовлетворить. Если вы дождетесь заключения страховой компании, то можете сэкономить эту сумму, а в крайнем случае, если вас все же не устроят эти результаты, то можете организовать свою. Так или иначе, судебному заседанию в этом случае, все равно быть.

Как считают оценщики страховой компании?

Если у вас в договоре прописано, что ОСАГО оформляется без износа авто (т.е. вы не экономили на этапе подписания договора), то страховщик будет считать стоимость б/у детали. Если же в договоре учитывается износ авто, то страховая компания будет считать исходя из цены новой детали за вычетом износа автомобиля.

Однако, обе схемы независимыми экспертами признаются неадекватными, поскольку при замене деталей они будут покупаться не на авторынке, а заказываться новые.

Поэтому, если вы не согласны с суммой выплаты, которую посчитала страховая компания, пишите заявление о том, что вы не согласны и просите принять акт своей независимой автомобильной экспертизы.

Если у вас на руках уже есть доказательство, что страховая компания занижает выплаты, то необходимо можно бороться за возмещение ущерба по справедливости.

Можно предпринять определенные действия, которые дают возможность получить деньги еще и быстро.

  1. Пишем претензию в страховую компанию.
    Согласно регламенту ОСАГО, страховщик имеет свои обязательства по срокам выдачи ответов. Каждое страховое дело должно быть рассмотрено и по нему должен быть дан положительный ответ или аргументированный отказ. Если страховая не отвечает в течение регламентированного срока, то вы можете подавать жалобу изначально руководству компании, а дальше в вышестоящие инстанции. Если после ДТП и подачи документов прошло более 15 дней, а ваша машина до сих пор не прошла экспертизу, то вы имеете право получить направление на ремонт. Если же компания выдала заключение, но не принимает решение по вашему вопросу, то есть смысл написать претензию.
  2. Претензия в страховую компанию подается в письменном виде, она должна грамотно излагать суть, а также иметь дату подачи.
    Согласно закону об обращении граждан и федеральному закону «Об ОСАГО» страховщик обязан дать ответ в течение 30 дней. То есть это достаточно эффективный способ не только заставить их работать, но и получить больше денег в качестве выплаты.
  3. Еще один способ увеличить свои шансы получить возмещение по ущербу после ДТП – это написать заявление в Общество защиты прав потребителя.
    При нарушении ваших прав, вы имеете право жаловаться. Для этого вам необходимо собрать все подтверждающие документы и обратиться к ним с заявлением. В свою очередь, Общество по Защите Прав потребителя должно отреагировать и проверить данную информацию, а контроль выплаты они возьмут на себя. Единственный пункт в данном случае: обязательно проясните для себя сроки проведения проверки.
  4. Жалоба в РСА. Российский Союз Автостраховщиков является контролирующим органом, поэтому еще один способ получить возмещение ущерба по правильному расчету – это написать жалобу в этот орган.
    Представители РСА обязаны отреагировать и проконтролировать страховую компанию.
  5. Исковое заявление в суд.
    Этот способ оказывается очень действенным, если ваш страховщик отказывается принимать документы, давать ответы, или же оплачивать по вашей смете. Дело в том, что сегодня суды поддерживают  участников ДТП и решают вопрос компенсаций в их пользу. Все что для этого необходимо – это грамотно составленное исковое заявление, акты экспертизы страховой компании, заключение независимого эксперта. Но сложность данной процедуры в том, что страховщик часто нарушает права клиентов и отказывается под тем или иным предлогом выдавать оригинал этого важного в суде документа. В итоге получить возмещение оказывается намного сложнее.

Судебное разбирательство – достаточно сложный и длительный процесс, который тянет за собой еще и расходы на юристов, экспертов и других квалифицированных специалистов. Поэтому, принимая решение судиться со страховщиком, оцените свои финансовые возможности и просчитайте, насколько выгоден он вам будет.

Мы желаем вам удачи в получении возмещения по ущербу, а также надежных страховых партнеров!

Здесь я расскажу, свою историю, как получить максимальную выплату по ОСАГО, и о некоторых ошибках, которые я допустил либо которых избежал. Кто не любит много читать — сразу в конец, там кратко 10 советов.
02.09.15 меня стукнули. Регистратор AdvoCam аварию не записал – как выяснилось, он иногда зависает при выключении и запись не сохраняется. Когда это понял чуть в окно его не выкинул.
Виновник просил не вызывать ДПС
. Поскольку в оформлении аварий лет 15 не участвовал, вызвал ГИБДД. Через пару минут перезвонил какой-то мент и стал убеждать, что «сейчас можно без ГИБДД, рисуйте схему, езжайте ко мне на пост, если приеду, по 1 т.р. штрафа выпишу каждому за то, что машины с дороги не убрали» и т.п. Сопоставив сумму ущерба (на глаз – не менее 40 т.р.) и сумму угрозы штрафа, решил настаивать на его приезде. Уж лучше пусть всё грамотно оформит, чем из-за какой-то недорисовки на схеме потом по судам бегать.
Мент ездил мне по мозгам минут 10, но я был непреклонен
. И оказался на 100% прав – если бы согласился, ДТП считалось бы оформленным по Европротоколу, страховая выплата до 50 т.р., остальное – взыскивай с виновника. Кстати, идиот-виновник тоже хотел без ментов. Доплачивал бы сейчас мне со своего кармана.
Часа 2,5 прождали мента. Пока ждали, заполнили с виновником уведомление о ДТП (дают вместе с полисом) – это делать обязательно. Прибывший ГИБДДшник оформлял аварию минуты 3. Обежал перекрёсток сфоткал аварию, нарисовал на листе бумаги 4 кривых линии, 2 прямоугольника и 2 знака – отдал нам, сказал «сами дорисуете» и свалил на пост. Дорисовали, поехали на пост.
На посту, пока оформлявший справку о ДТП мент осматривал авто, начался развод
. Суть развода следующая. Удар был в область колеса, возможно пострадала подвеска. Указывать в справке о ДТП ГИБДДшник обязан только то, что видит. В общем, он мне залечил, что если не вписать в справку скрытые повреждения подвески, то страховая по ним не выплатит. А я, будучи не в теме, согласился. Испугался, что страховая подвеску не оплатит, и отдал оборотню 2 т.р. Мент предлагал ещё за 3 т.р. капот в справку вписать, «типа ты его потом вот здесь немного поцарапай и скажи, что в результате ДТП», но капот реально не задело и я отказался.
Как я потом узнал, справка о ДТП не является основанием для отказа в выплате по скрытым повреждениям. Главное, чтобы основные видимые повреждения в неё попали. А если вписать в справку лишние «типа повреждённые» детали, суд по просьбе страховой назначит трассологическую экспертизу, и эти повреждения из выплаты будут убраны.
На сайте Росгосстраха зарегистрировал страховой случай. Как потом оказалось, сэкономил кучу времени, т.к. зарегистрировать страховой случай в офисе Росгосстраха НЕВОЗМОЖНО. Приёмщица документов говорит, что «заявление о страховом случае она примет только с рег. номером, а зарегистрировать можно только на сайте или по горячей линии. Если что-то не нравится – отправляй пакет документов почтой.». При мне люди, пытавшиеся подать заявление, по 40-60 минут висели на горячей линии в ожидании ответа.
Приехал в Росгосстрах на Суворова. По выходным, естественно, не работают. Будний день, 9-00, у входа толпа человек 50. Я подоспел, когда они уже внутрь повалили. Внутри выстроились в очередь согласно какой-то бумажке, которую вели с 6-30 утра. И я в конце. И за мной те, кто хотел к 9-00, но опоздал.
1/3 народа сразу отфутболивают – у одних рег. номера нет, других, пользуясь их неграмотностью, послали в страховую виновника (прямого возмещения как-бы не существует), третьи синюю бумажку на месте ДТП не оформили.
Дошла очередь до меня
. Заявление сотрудница не приняла. Говорит нужна копия протокола об административном правонарушении в отношении виновника – езжай ищи его. И сначала осмотр авто – потом приём заявления. А если что-то не нравится – иди отправляй документы почтой. Почтой отправлять не рискнул – по ФЗ об ОСАГО на подачу документов всего 5 рабочих дней даётся.
Эксперт по осмотру сидит в том же зале, на столе – листик, куда вписываются водители. Я был где-то №30. Знал бы сразу – вместо того чтобы ждать в очереди вписался бы к нему. Пару часов бы сэкономил.
В зале ожидания жара, толпа народу и постоянно появляются желающие влезть без очереди: «до меня вчера очередь не дошла», «пропустите беременную», «я свою очередь №15 просрал, поэтому пропустите меня без очереди после №25» и т.п
. Тот ещё цирк с конями. Моя очередь подошла примерно в 14-00. Те, кто приехал в Росгосстрах после 10-00 в этот день с осмотром (а значит и с подачей документов) видимо пролетели.
По результатам осмотра составили акт. Эксперт вписал только видимые повреждения. Я спросил, «почему про перекос кузова не написано», он ответил – «при осмотре фиксируются только внешние повреждения. Если в процессе ремонта обнаружатся скрытые – обращайтесь за дополнительной выплатой». Как потом я позже узнал, эксперт обязан был вписать что «возможны скрытые повреждения». У меня на ход дела отсутствие этой записи не повлияло, но всё-таки рекомендую настаивать, чтобы вписал.
Для тех, кто вообще не в теме, – «скрытые повреждения» это перекосы кузова, повреждения балок и деталей, находящихся под крыльями, бамперами, повреждение движка и подвески, погнутые петли дверей и капота и т.п
. Скрытых повреждений нет, если удар совсем слабый либо удар по касательной. Если деталь основательно замята, то однозначно повреждено то, что находится под ней. Скрытые повреждения можно определить только сняв деталь с кузова. При осмотре в страховой этого не делают. Рассчитывают на то, что водитель, получив первую выплату, начнёт ремонтироваться. А когда тачку на сервисе разберут и потребуется доплата – водитель не пойдёт судиться, бросив разобранное авто на 2-6 месяцев на СТО до окончания суда, а заплатит сам.
Попросил копию акта осмотра
. Эксперт отказал, говорит: заказчик экспертизы страховая, проси у них. Попросил. Естественно, не дали.
После осмотра приняли документы
. И уже 16 сентября перечислили ровно 80 000.00 руб. Понимая, что выплата сделана только по внешним повреждениям, и реально ущерба больше, начал искать оценщика.
По знакомству посоветовали ООО «НЭК «Фавторит». Зря связался с этой конторой. Отчёт ждал 3 недели. При осмотре «эксперт» сфотал повреждение фары, но при составлении отчёта про неё забыл. А новая оригинальная фара — 18 т.р.
К тому же оказалось, 90% оценщиков (в т.ч
. мой) не умеют считать скрытые повреждения. Они не разбирают авто. Оценить скрытые повреждения может только автотехник с соответствующими корочками, частично разобрав повреждённые элементы. А в 90% оценочных компаний сидят просто оценщики. Если есть скрытые повреждения – надо искать оценщика, в штате которого есть подобный эксперт.
Я пошёл по другому пути – параллельно сделал дефектовку у официалов и отправил результат оценщику
. Он, правда, её к отчёту не приобщил. Посчитал ущерб исходя из каких-то своих соображений. На дефектовку приглашал телеграммой страховую и виновника, те не явились.
За оценку отдал 5 000 руб., ремонта (с учётом износа) посчитали на 157 т.р.
За дефектовку отдал 4 000 руб., ремонта официалы насчитали на 445 (!) т.р. Чтобы меня утешить, предложили скидку 10%. И это при рыночной стоимости моего авто 350 т.р.
Направил 20 октября отчёт в страховую с требованием доплаты. Вместо денег 3 ноября получил отказ.
Составил исковое заявление в суд (кому надо – вышлю)
. В какой суд писать – разобрался по интернету. Там не сложно. До какой-то суммы – мировой, свыше – районный. Выбирать суд по месту нахождения истца или ответчика – есть там же. Приложил к исковому оригиналы упомянутых в нём документов + копию искового и всех документов (так надо – отправляется ответчику) и попросил жену отвезти. Приняли.
Первое заседание назначили на 15 ноября
. Судья, козлина, опоздал на 3,5 часа. Но это – другая история. Заседание длилось 2 минуты. Судья спросил, поддерживаю ли я требования, я ответил что да. Представитель РГС попросил назначить судебную экспертизу за их счёт. Судья согласился и отправил нас ждать приглашения на экспертизу.
3 декабря пришла телеграмма с датой и местом экспертизы.
8 декабря отогнал машину эксперту (суд выбрал экспертом ООО БатЭкс)
. Там сняли бампер и фару, эксперт все повреждения отфотал и описал в акте. Смотрел внимательно. Глубокую царапину на двери, которая была до ДТП, в акт не включил, хотя дверь и получила в ДТП мелкие царапины. Перед тем как ехать, я начитался в интернете, что эти эксперты «заряжены» страховыми на исключение повреждений из ДТП. Готовился спорить и доказывать, но не пришлось. Эксперт всё описал честно. БатЭкс к стати и независимой оценкой занимается, кому надо: 225-03-99 .
Второе заседание назначили на 28 декабря
. Вышел секретарь судьи, сунул мне папку с материалами дела, в которой был подшит отчёт БатЭкс на 143 т.р., и сказал писать уточнение требований с учётом новой оценки. Спросил у ожидавших в приёмной, что такое «уточнение требований» — пояснили, что это типа заявления с повторным расчётом сумм, которые хочу взыскать, но уже с учётом новой оценки. Написал прямо в приёмной «на коленке», отдал секретарю. Позвали в зал заседания. Судья задал пару вопросов по расчёту: что и как считал. Перепроверил на калькуляторе. Представитель РГС попросил на основании каких-то статей снизить размер неустойки и морального вреда, т.к. он не соразмерен нарушению (недоплатили 63 т.р., а неустойки я им насчитал 120 т.р. + 25 т.р. морального). Судья снизил. В итоге к 80 т.р., выплаченным добровольно, мне присудили: 64 т.р. ущерба, 80 т.р. неустойки, 1 т.р. морального вреда, возмещение затрат на оценку и дефектовку, оплату госпошлины. Расходы на юриста – 0 рублей )))
Через месяц решение вступило в силу, я кое-как ещё через получил его копию. Долго делают. Теперь пытаюсь заказать получить испол. лист. Но у них опять препятствия – дело не передано от одного работника другому. 11 марта уже. В ПН опять попробую.
Совет №1 – не покупайте видеорегистраторы AdvoCam – они ненадёжные.
Совет №2 – при ДТП если сумма ремонта может превысить 50 т.р. – требуйте приезда ГИБДДшника.
Совет №3 – При оформлении аварии на посту ДПС проследите, чтобы все видимые повреждения от аварии были вписаны в справку о ДТП
. Если просят взятку за вписание в справку скрытых повреждений — не платите, это никак потом не пригодится.
Совет №4 – после оформления ДТП обязательно возьмите у виновника копию протокола об административном нарушении
. Потребует страховая.
Совет №5 – после осмотра машины представителем страховой сфотографируйте акт – может пригодиться
. Больше вы его не увидите. Желательно сфотать перед тем как подписывать и после. Иначе, как только подпишете, эксперт может и в фотографировании отказать.
Совет №6 – если есть скрытые повреждения, выбирайте оценочную компанию, в которой смогут разобрать авто (т.е. оценивать будет не просто «оценщик», а именно «автотехник»). Иначе реальная сумма ремонта будет определена «на глаз». И где бы ни осуществлялся разбор с целью установления скрытых повреждений – обязательно пригласите страховую и виновника ДТП телеграммой за неделю.
Совет №7 – если ущерб до 200 т.р., не нанимайте юриста
. На практике суды в Краснодаре по ОСАГО возмещают услуги адвоката не более 3-5 т.р. А берёт юрист 10-20 т.р. Если ущерб до 50 т.р. – с юристом вообще просудитесь «в минус».
Совет №8 – если нанимаете юриста – проверьте, не разводит ли он Вас
. Мне один пытался залечить, что «если наймёшь меня + добавишь 15 т.р. для судьи, то высудим еще 50 т.р. штрафа». Но эти деньги мне и так положены по закону. Достаточно пару абзацев в иск вписать, и они мои.
Совет №9 – не отправляйте исковое заявление с документами по почте. Если почта потеряет – замучаетесь восстанавливать, а ответственность почта не несёт.
Совет №10 – не пытайтесь впихнуть в оценку, которую делаете у «своего» оценщика, повреждения, не относящиеся к страховому ДТП
. Сейчас страховые всех отправляют на судебную экспертизу (при мне – 6 из 6 дел), и можно встрять. Например. Если вам страховая заплатила 50 т.р., «ваш» оценщик написал 150 т.р., а назначенный судом эксперт насчитает ущерба на 55 т.р., то все судебные расходы («ваша» оценка 5 т.р., судебная экспертиза 20 т.р., госпошлина 10 т.р.) – лягут на Вас. «Ваш» оценщик в данном случае ни за что не отвечает — как вы ему сказали, что все эти повреждения в результате последнего ДТП, так он их и посчитал.
Законы, с которыми пришлось ознакомиться:
ФЗ об ОСАГО: Федеральный закон №40-ФЗ от 25.04.02 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
Почти то же самое, что и в ФЗ (не помню, пригодилось или нет): Положение ЦБ №431-П от 19.09.14 «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
Методика определения ущерба: Положение ЦБ №432-П от 19.09.14 «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении повреждённого транспортного средства»
По неустойкам (в части, не указанной в ФЗ об ОСАГО) и моральному вреду: Федеральный закон №2300-1 от 07.02.92 «О защите прав потребителей» и Постановление пленума Верховного суда РФ №17 от 28.06.12 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».

Увеличить выплату по ОСАГО при ДТП можно путем досудебного разбирательства или через суд. Но здесь от автовладельца требуется внимание и знания некоторых нюансов законодательства. Важно понимать риски вождения автомобиля и опасности, скрывающиеся за данным процессом. Речь идет от возможной аварии, при которой водитель вправе рассчитывать на компенсацию от страховой компании. Вопрос в том, можно ли рассчитывать на выплату, и как увеличить ее размер (если это требуется).

Общие положения

В случае ДТП автовладелец обращается к страховщику, пишет заявление и получает страховую выплату. Но бывают ситуации, когда перечисляемой суммы не хватает для приведения машины в нормальный вид (тот, который имел место до аварии). В таком случае нужно предпринимать меры для увеличения размера выплат по страховке. Но как это сделать?

Отметим, что на территории России выплаты по обязательному страхованию гражданской ответственности проходят с учетом общей методики. В ней прописаны принципы определения объема средств, необходимых для восстановления транспортного средства. Документ проверен и утвержден ЦБ РФ еще 01.09.2014 года.

В ФЗ об ОСАГО (статье 12, пункте 10) указано, что в случае попадания в ДТП и повреждения транспортного средства требуется выяснение обстоятельств нанесенного вреда и определение размера выплат со стороны страховой компании. По законодательству за владельцем транспортного средства сохраняется право на покрытие убытков (в том числе прямое возмещение) в течение пяти суток со дня передачи заявления о страховой выплате. Вместе с ним передается необходимый пакет документов и сам автомобиль для осмотра техническим экспертом. Последний изучает характер повреждений и определяет ориентировочные расходы на восстановительные работы.

Другими словами страховая компания изучает транспортное средство, получает заключение эксперта и действует из учета полученной цифры. Эксперт указывает сумму для компенсации, а страховщик перечисляет ее для ремонта авто.

Досудебное урегулирование вопроса

Решение эксперта о размере компенсации не всегда устраивает владельца. В такой ситуации человек пользуется своим правом на оформление претензии в отношении страховщика (прописано в ФЗ об ОСАГО, статье 12). Стоит взять во внимание, что закон не ограничивает человека в плане обращения по досудебному регулированию вопроса. Следовательно, потерпевшая сторона вправе прикрепить к претензии свой экспертный отчет и обосновать личную позицию в отношении расходов на ремонт.

Но здесь имеется нюанс. Заключение эксперта должно иметь законную базу, то есть соответствовать действующей в этой сфере методике. Что касается самого специалиста, он должен находиться в реестре экспертов-техников. Это требование оговорено в приказе под номером 277, выданном Минтранспорта РФ относительно утвержденных требований к экспертам-техникам, осуществляющим независимую экспертную оценку автомобилей.

Закон предъявляет жесткие требования к аттестации таких специалистов и аннулирование последней не дает прав на ведение подобной деятельности. Полный список экспертов-техников, имеющих возможность официально работать, приведен на офсайте Минюстиции России.

Важно учесть еще один момент. В ФЗ об ОСАГО (статья 12, пункт 14) прописан вопрос расходов на проведение независимой технической экспертизы. Затраты на выполнение этой работы входят в состав расходов, которые подлежат покрытию со стороны страховой компании по соглашению обязательного страхования.

Судебное разбирательство

Бывает, что страховая компания отказывается доплачивать человеку по претензии. Единственный выход в таких обстоятельствах — идти в судебный орган и подавать исковое заявление на страховщика. В документе должно быть подробное обоснование требований и заключение независимого эксперта. Автовладелец выступает с требованием взыскать разницу страховой выплаты и суммы, рассчитанной с помощью привлечения своего эксперта. Здесь же необходимо требовать компенсацию штрафа, неустойки, затрат на работу юриста и морального вреда. Суд изучает позицию автовладельца и принимает решение о выплате компенсации или отказе в удовлетворении искового заявления.

Итоги

Если размера страховой выплаты недостаточно для ремонта транспортного средства и его восстановления до предаварийного состояния, необходимо провести независимую экспертизу. Полученное заключение необходимо взять и передать страховой компании в надежде не доводить дело до суда. В случае игнорирования законного требования страхователя последний вправе оформить исковое заявление с указанием результатов экспертной оценки и требованием взыскать со страховщика необходимую сумму. В состав последней входят все платежи, в том числе неустойка, оплата работы юриста, компенсация морального вреда и другие выплаты.

Каждый владелец полиса автогражданской ответственности знает, что если он попадет в ДТП, то страховая компания должна выплатить денежную компенсацию на ремонт транспорта. Возможно ли увеличить выплату по ОСАГО, если автовладелец не согласен с величиной возмещения? Законом предлагается решить вопрос в досудебном порядке или урегулировать через суд. Оба варианта имеют свои особенности и нюансы, необходимо их знать.

Общие сведения

После аварии владелец транспортного средства (ТС) должен обратиться в страховую компанию и написать заявление о выплате компенсации за нанесенный ущерб. Но с 2019 года страховые компании (СК) идут на такой шаг исключительно редко. В основном они предлагают равносильный ремонт, при условии, что сумма на реставрирование транспорта не превышает максимальный размер выплат. Если ремонтные работы проводить нецелесообразно, то СК компенсируют расходы денежными средствами.

Максимальная сумма возмещения по ОСАГО за имущественный ущерб – 400 000 рублей.

Если автомобиль дорогостоящий или ТС серьезно пострадало в аварии, то выплаченных денег может быть недостаточно для компенсации. В случае несогласия с перечисленной суммой автовладелец может требовать ее увеличения. Что необходимо учитывать?

На территории РФ действует определенная методика расчета суммы возможной компенсации, в том числе и на проведение ремонта. Кроме выявленных повреждений будет учитываться износ автомобиля.

Осмотр и экспертиза транспорта

п. 10 ст. 12 закона об ОСАГО дает полное право СК осматривать ТС после ДТП для выяснения причин полученных повреждений, и расчета суммы, подлежащей к выплате.

Виновник происшествия может напрямую возместить убытки, связанные с порчей имущества автовладельца. Это предлагается сделать в течение 5 дней с момента подачи заявления потерпевшей стороной.

Расскажем, как происходит процедура:

Если специалисту не удалось определить причину и величину расходов на восстановительные работы, то представитель СК может за свой счет организовать осмотр транспорта виновника аварии. После этого выносится соответствующее заключение. После установления всех обстоятельств и размера суммы возмещения ущерба, необходимые денежные средства направляется на ремонт ТС.

Досудебное решение вопроса

Владельца автомобиля не всегда устраивает размер выплат, указанной в заключении технического эксперта. В этом случае требуется предпринять попытку урегулировать вопрос в досудебном порядке.

Закон об ОСАГО регламентирует, что в этом случае заявитель может привлечь иных независимых экспертов для оценки имущественного ущерба.

Законным будет считаться только заключение эксперта, с использованием действующей нормативной базы, и соблюдением всех правил методики расчета суммы на проведение ремонта.

К специалистам такого профиля предъявляются строгие правила для осуществления деятельности. Они должны иметь специальное разрешение, и внесены в список аккредитованных экспертов по профилю проведения независимой оценки поврежденных автомобилей. Если указанные условия не были соблюдены, то экспертиза будет признана недействительной. Самый актуальный реестр независимых экспертов можно найти на официальном сайте Минюста РФ.

Необходимо быть уверенным, что размер компенсации занижен и только после этого оспаривать решение СК. Иначе, расходы владельца авто на независимую экспертизу, за услуги юриста и потраченное время будут израсходованы впустую.

Для решения вопроса мирным путем потерпевший должен:

Есть шанс, что СК согласится с обоснованными требованиями заявителя и выплатит недостающую сумму.

Необходимо иметь подтверждение, что заявление действительно было направлено страховщику. Для этого, при личной передаче на втором экземпляре бланка ставится дата и входящий номер. При отправке почтой подтверждением будет являться – уведомление о доставке заказного письма.

Нет смысла направлять жалобу на действия СК в вышестоящие организации, контролирующие их деятельность. Так как ЦБ РФ и Российский Союз Автостраховщиков не наделены полномочиями по урегулированию вопросов, связанных с увеличением сумм денежной компенсации.

Разбирательство через суд

Не дождавшись дополнительных выплат, потерпевший может обращаться в судебные органы. Для этого необходимо составить исковое заявление, оно должно содержать основные пункты:

К заявлению следует приложить подтверждающие документы:

Помимо увеличения суммы возмещения имущественного вреда истец может потребовать: выплату неустойки и штрафа, расходов на юриста, компенсации морального вреда. Кроме того, все расходы, связанные с проведением независимой экспертизы должны быть покрыты СК.

Судом будут изучены, все представленные доказательства и вынесено соответствующее решение. При положительном решении необходимо документ передать в ССП или направить в банк, обслуживающий Страховщика. Остается только дождаться перечисления денег.

Скачать образец искового заявления о взыскании суммы страхового возмещения по ОСАГО

Резюме

При несогласии с величиной компенсации за поврежденное имущество, потерпевший может потребовать дополнительного возмещения. Для этого потребуется оформить повторную независимую экспертизу и попытаться урегулировать вопрос мирным путем. В противном случае за справедливым решением придется обращаться в суд

Водители, попадающие в дорожно-транспортное происшествие, ведут себя по-разному: кто-то пытается сохранять спокойствие и сразу приступает к осмотру места инцидента и составлению схемы; кто-то — идёт выяснять отношения с другими участниками аварии; кто-то, наконец, забывает в панике обо всём. Одна общая черта у автолюбителей всё же есть: рано или поздно они задумываются о компенсации ущерба — желательно в большем размере и без похода в суд. Как увеличить выплату по ОСАГО и что делать, если у виновника нет полиса — далее в статье.

Немного теории

Договор обязательного страхования ответственности владельца автомобиля, как напрямую следует из первого абзаца пункта 1 статьи 12 Федерального закона №40-ФЗ «Об обязательном страховании…» (далее в тексте — Закона) от 25 апреля 2019 года в последней редакции от 18 декабря 2019 года, обязывает страховщика, то есть компанию, выдавшую полис, компенсировать ущерб, нанесённый:

Кроме того, после ДТП за выплатами можно обращаться независимо от степени урона; пострадавший имеет основания требовать от страховой компании денежную выплату или оплату ремонтных работ, даже если дело ограничилось несколькими царапинами и вмятинами.

Сумма компенсации в таком случае будет меньше, чем после серьёзного происшествия — но и для её получения, как показывает практика, пострадавшему придётся приложить не меньше усилий.

В самом общем случае ситуации, в которых требуется получить выплату по ОСАГО, можно разбить на три группы:

  1. Полис у виновника аварии просрочен/отсутствует.
  2. Оба водителя своевременно заключили и, при необходимости, продлили договоры со страховщиками, а после аварии составили европротокол.
  3. У обоих автолюбителей есть полиса, и на место происшествия был вызван сотрудник Госавтоинспекции.

В каждом из этих случаев автомобилист, понесший убытки, может получить компенсацию за ДТП — а если она покажется ему недостаточной, требовать увеличения суммы выплат.

Как увеличить возмещение по ОСАГО

Пострадавшему, желающему получить компенсацию и имеющему полис, необходимо в письменной форме обратиться к своему страховщику, приложив, как предписано в третьем абзаце пункта 1 статьи 12 Закона:

Добавить к списку другие, кажущиеся ему важными, бумаги страхователь имеет полное право; требовать же от него документов, не предусмотренных в заключённом договоре, компания, согласно седьмому абзацу пункта 1 статьи 12, не должна.

Потерпевший вправе требовать возмещения как в денежной форме, так и в виде оплачиваемых страховщиком восстановительных работ, указав свои предпочтения в документе. При выборе способа компенсации страховая будет ориентироваться на пункты 15, 15.2, 16, 16.1, 17.1 вышеупомянутой статьи: в некоторых случаях получить деньги, а не оплачиваемый ремонт, удастся только путём мирных переговоров с компанией.

Требование с сопутствующими документами можно вручить страховщику или его представителю лично или через представителя, имеющего при себе паспорт и заверенную у нотариуса доверенность. Другой вариант — направить его по почте, лучше всего — с уведомлением о вручении: эта мера позволит точно отсчитать сроки проведения компанией оценки ущерба.

После получения требования компания обязана в течение пяти рабочих дней обеспечить проведение оценки ущерба (пункты 10 и 11 статьи 12 Закона):

После проведения оценочных работ страховая сообщит потерпевшему сумму возмещения; если она покажется водителю недостаточной, ему следует уведомить компанию, можно в устной форме, о своём несогласии и желании провести независимую экспертизу, в соответствии со статьёй 12.1 Закона.

Расходы на организацию независимой оценки может взять на себя, в добровольном порядке, как страховщик, так и, при отказе первого, страхователь.

Заключение эксперта является достаточным основанием для направления нового требования в адрес компании; получив отказ или не дождавшись ответа в течение 15 календарных дней, автомобилист, имуществу которого был нанесён ущерб, может обращаться в суд.

В исковом заявлении следует привести:

Скачать Исковое заявление о возмещении ущерба в ДТП

Истец может требовать от страховщика не только увеличенной выплаты, но и компенсации расходов на проведение независимой экспертизы, судебных расходов и, при наличии достаточных доказательств, морального вреда.

По рассмотрении доводов обеих сторон суд принимает решение; чаще всего — о полном или частичном удовлетворении требований истца. Если последний не представит достаточных доказательств своей правоты, в просьбе может быть отказано.

В таком случае автовладелец может, согласно статье 321 Гражданского процессуального кодекса, в течение календарного месяца подать апелляцию — на этот раз подготовив весомые доводы в свою пользу и собрав все имеющие отношение к делу документы.

Одной из часто встречающихся ошибок является стремление потерпевшего увеличить сумму возмещения за счёт ранее причинённых машине повреждений, не относящихся к аварии.

С большой вероятностью независимый эксперт, ранее не имевший дела с автомобилем, без споров внесёт перечисленные владельцем пункты в общий список.

Страховщик же, выявивший и сумевший в ходе проведения новой экспертизы доказать подлог, сможет обратиться в суд за возвратом неосновательного обогащения, ссылаясь на статью 2019 Гражданского кодекса. В этом случае недобросовестному водителю грозит как минимум потеря части средств — а в особо тяжёлых случаях и уголовная ответственность в соответствии со статьёй 159.2 Уголовного кодекса.