Как провести корректировку на вид разрешенного использования земельного участка в 2019 году

🕒

Корректировка на вид разрешенного использования земельного участка возможна только при условии соблюдения российского законодательства. Поскольку эксплуатация земельных участков находится под наблюдением государства, нецелевое использование территорий наказывается в соответствии с Земельным кодексом РФ.

Под нецелевым (ненадлежащим) использованием земли подразумевается ее применение не в соответствии с указанным в кадастровой документации. К примеру, когда земля

сельхозназначения

определена под коттеджную застройку. Или на землях лесной зоны, примыкающей к городу, возводится многоквартирный дом.

С практической точки зрения знание целевого назначения нужно для того, чтобы установить, можно ли построить на данной территории жилой дом, заниматься животноводством или другой отраслью сельского хозяйства.

Перечислим все семь категорий:

Земли с/х назначения Они составляют около ¼ всех земель России. Это самые плодородные земли, которые предназначены под пашни и для занятий всеми видами сельского хозяйства.
Населённых пунктов На этих землях ведется застройка под жилые многоквартирные дома, инфраструктуры, ЛПХ и ИЖС. Составляют чуть больше одной десятой части всех земель РФ.
Промышленность По площади немного отстают от второй категории земель. На этой территории расположены предприятия тяжелой и легкой промышленности, связи, транспорта.
Особо охраняемые Их больше почти в три раза, чем промышленных территорий. К ним относятся заповедники, парки культуры, ботанические сады.
Лесные зоны Лесные земли — самые обширные из всех категорий. Их могут предоставлять в аренду или бессрочное пользование при условии соблюдении Лесного кодекса России.
Водный фонд К нему относятся территории расположения озер, природных и искусственных водоемов, русла рек. Также — сооружения, которые находятся на водных объектах.
Земли запаса Они не имеют назначения и оставлены как резерв для предоставления в пользование или продажи. Такие земли могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Земли можно перевести из одной категории в другую в рамках действующего законодательства. Но не все земли подлежат переводу. К примеру, достаточно просто будет перевести земли из сельскохозяйственной категории в земли населенных пунктов. Особенно, если участок расположен близко к городу. Еще проще перевести земли запаса в категорию. Но невозможно перевести особо охраняемые зоны или промышленные земли в с/х угодья.

Образец выписки из ЕГРН

Возможно ли провести изменение ВРИ

Кроме категории в документах указывается разрешенное использование земельного участка (ВРИ). Это как подраздел целевого использования. К примеру, земли населенных пунктов — это категория, а индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) — это ВРИ. При оформлении кадастровых, а затем и правоутверждающих документов, указывается сначала категория, а затем — ВРИ.

Если использование земли не будет соответствовать обоим критериям, то постройки могут быть признаны незаконными (если они возведены на неподходящих землях). Или арендатору будет отказано в аренде земель с/х назначения, если вместо выращивания овощей он занимается промышленным производством. То есть ВРИ будет влиять на то, какие объекты возможно расположить на участке, и как правильно использовать землю.

Вид разрешенного использования можно узнать из документов на участок. Если вы только собираетесь купить землю, то основные характеристики, определяющие правовой статус, можно бесплатно узнать на публичной кадастровой карте, которая находится на сайте Росреестра.

Если вы не можете этого сделать самостоятельно, то такая информация предоставляется Росреестром на любой участок, независимо от того, являетесь ли вы его собственником. Выписка из ЕГРН, в которой указаны как категория, так и ВРИ, предоставляются на основании заявления и ваших паспортных данных. Стоимость государственной пошлины составляет от 300 рублей.

Корректировка вида разрешенного использования земельного участка

Чаще всего необходимость корректировки на вид разрешенного использования земельного участка возникает при необходимости постройки дома. До 2019 года все сведения, которые касались соответствующих разрешений, получали в Градостроительном кодексе (ст. 37). Решение выносилось, исходя из того положения, в котором находился участок. Например, его близость к населенным пунктам, существование рядом подходящей инфраструктуры, количество заявок на близлежащие объекты.

Но окончательное решение выносилось специальными комиссиями, которые действовали в рамках местной администрации. В законе все формулировки были расплывчаты, что порождало некоторое самочинство. Сейчас все виды и подвиды расписаны очень подробно, что не должно вызвать никаких неверных толкований.

Статья 37. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства

В сентябре 2019 года Министерством Минэкономразвития был принят Приказ, в котором утверждался Классификатор ВРИ. В 2019 году в него были внесены существенные изменения. Теперь, чтобы поменять ВРИ, обращаются не в комиссию, а в первую очередь изучают Классификатор. Он содержит несколько сотен различных видов. В современном виде классификатор не содержит условно-разрешенных видов.

Подготовка к процедуре

Для того, чтобы изменить ВРИ, необходимо соблюдать определенный алгоритм:

  1. Разобраться в градостроительных регламентах вашего региона. Эти сведения можно уточнить на сайтах Росреестра, Государственного кадастра, в офисах многофункциональных центров, в отделах по архитектуре и градостроительству вашего региона. В одной из структур нужно получить документ: градостроительный план или выписку из ПЗЗ, а также справку о зонировании той земли, где находится участок. Быстро изменить ВРИ возможно, когда участки являются аналогами, которые относятся к одной градостроительной зоне.
  2. Нужно выяснить ВРИ, установленных для определенной зоны и изучить ПЗЗ (Правила землепользования и застройки). Последний — документ, который относится к местным правовым актам.
  3. Выяснить допустимые ВРИ для интересующей вас территориальной зоны. Все виды разрешенного использования делятся на основные, указанные в Классификаторе и вспомогательные. К вспомогательным относятся те земли, на которых расположены объекты, поддерживающие деятельность основного вида. К примеру, инфраструктуру животноводческого комплекса составят дороги, которые располагаются на землях вспомогательного ВРИ.
  4. Найти в Классификаторе вид, на который вы хотите изменить. Нужно подобрать вид так, чтобы он наиболее полно соответствовал цели применения земельного участка. Производим сравнение по Классификатору ВРИ 2019 года.

В 2019 году разрешенное использование участков, которое было установлено до принятия Приказа о Классификаторе, признается действительным. Это происходит не зависимо от того, соответствует вид тому, что указано в Классификаторе или нет. Такая поправка была внесена в Земельный кодекс ФЗ РФ №171 (ст. 34, п. 11).

Итак, изменить ВРИ можно по одному из вариантов:

Через Росреестр, МФЦ, посредством почты или в электронном виде В графе «изменение ВРИ» нужно выбрать один из указанных в Классификаторе.
Через публичные слушания в соответствии с Классификатором При отсутствии ПЗЗ.

Итак, в зависимости от содержания ПЗЗ изменение ВРИ участка может проходить как без слушаний, так и с ними. В зависимости от этого существуют нюансы в составлении заявления.

Пример сведений ГКН в виде кадастровой выписки (форма КВ.1)

Необходимые документы, их подача и рассмотрение

Для решения вопроса через Росреестр и подведомственный ему ГКН (Государственный кадастр недвижимости) подается заявление об учете изменений. Такое заявление может быть подано как непосредственно в местное отделение Росреестра, на его сайт или через МФЦ. Стандартная форма заявления заполняется самим собственником. Вы выбрали по Классификатору нужный вид и вписываете его в графу «изменение вида разрешенного использования».

К заявлению прилагаются следующие документы:

Все остальные документы: выписку из ЕГРН, из ГКН, ПЗЗ и другие документы, которые требуются для изменения ВРИ, регистраторы получают самостоятельно. Изменения вносятся в течение 23 рабочих дней с даты подачи документов.

Какие могут возникнуть проблемы

Несмотря на то, что теоретически выполнить процедуру изменения ВРИ можно, сделать это бывает непросто. Обращаясь впервые не многие получают положительный ответ. В некоторых случаях шансы на успех увеличиваются после нескольких обращений. Лучше всего привлечь к этому делу юриста, который грамотно поведет эту процедуру.

В результате смены статуса земельного участка может поменяться и

кадастровая стоимость

. При смене ВРИ кадастровая стоимость меняется в результате государственной

кадастровой оценки

. Новая кадастровая стоимость повлияет на земельный налог. Собственник может оспорить или согласиться с данной величиной.

Корректировка на коммуникации земельного участка в процентах

АНАЛИЗ НАИЛУЧШЕГО И НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ Заключение о наилучшем использовании и наиболее эффективном использовании отражает позицию Оценщика в отношении наилучшего использования объекта недвижимости, исходя из анализа состояния рынка и свойств самого объекта недвижимости. Физическая и финансовая осуществимость: рассматриваются только те способы использования объекта, которые реально осуществить в данной местности с использованием существующих технологий и для которых существует возможность финансирования. Финансовая целесообразность: из осуществимых и юридически возможных способов использования выбираются те, которые будет давать приемлемый доход владельцу объекта.

Применение сравнительного подхода предполагает выполнение ряда условий: – объект не является уникальным; – информация об аналогах должна быть максимально подробной, в том числе и об условиях совершения сделки; – факторы, определяющие стоимость объектов-аналогов, должны быть сходными с объектом оценки.

Корректировка На Ври Земельного Участка

Оцениваемый земельный участок и выбранные для него объекты-аналоги имеют разные площади. Анализ парных продаж земельных участков в крупных и средних городах выявил следующее: · поправку на размер земельного участка целесообразно вводить при различиях в площадях сопоставимых объектов и объекта оценки более чем в 1,5 раза; · при этом в диапазоне различия от 1,5 до 3 раз (среднее значение – 2,25) корректировка составляет от 5 до 15 % (среднее значение – 10%); · в случае, если различия в площадях сопоставимых объектов и объекта оценки более чем в 3 раза корректировка составляет 15%.

ИЖС и многоэтажная комплексная застройка Вопрос определения стоимости земельных участков под ИЖС и многоэтажной комплексной застройкой также не вызвал разногласий: Сергей Лазуткин также подтвердил отличия в стоимости указанных ВРИ участков, а также отметил, что это подтверждают и реалии рынка.

Корректировка на коммуникации земельного участка в процентах

м.; Sоа- площадь объекта-аналога, кв. м.; 2,25 – среднее значение диапазона различия площадей земельных участков. Корректировка для объектов-аналогов на площадь выглядит следующим образом: Корректировка не применяется, поскольку площадь аналогов и объекта оценки – сопоставима.

Анализ парных продаж земельных участков в крупных и средних городах выявил следующее: · поправку на размер земельного участка целесообразно вводить при различиях в площадях сопоставимых объектов и объекта оценки более чем в 1,5 раза; · при этом в диапазоне различия от 1,5 до 3 раз (среднее значение – 2,25) корректировка составляет от 5 до 15 % (среднее значение – 10%); · в случае, если различия в площадях сопоставимых объектов и объекта оценки более чем в 3 раза корректировка составляет 15%. [3] Формула расчета корректировки на площадь земельного участка выглядит следующим образом: Sоо- площадь объекта оценки, кв.

Выявление основных причин расхождения кадастровой стоимости земельных участков с установленным ври 9 с данными рынка Текст научной статьи по специальности — Экономика и экономические науки

Кадастровая стоимость земельных участков с рассматриваемым видом разрешенного использования по результатам Отчета № 27-НП-2013 «Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Хабаровского края» (далее — Отчет № 27-НП-2013), находящегося в свободном доступе на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее — Росреестр), в разделе «Фонд данных государственной кадастровой оценки» 2, утверждена постановлением правительства Хабаровского края от 2 июля 2019 года № 205-пр в диапазоне от 1 100 до 3 600 рублей за один квадратный метр.

Другой причиной может быть отсутствие контакта исполнителя с региональными оценщиками или риелторами, ведь не секрет, что в подавляющем большинстве случаев кадастровая оценка осуществляется силами приезжих специалистов. Важно понимать, что речь идет о земельных участках, рынок которых слабо развит практически на всей территории России. И если современные средства массовой информации (электронные газеты и журналы, специализированные интернет-порталы и т. п.) легко позволяют с высокой степенью адекватности дистанционно осуществить анализ рынка жилья, то в отношении рынка земли, учитывая ограниченный объем информации, сделать это проблематично. Именно поэтому, чтобы избежать критических перекосов при определении укрупненных показателей кадастровой стоимости, сотрудничество с «местными» специалистами просто необходимо.

Как провести корректировку на вид разрешенного использования земельного участка

Если вы не можете этого сделать самостоятельно, то такая информация предоставляется Росреестром на любой участок, независимо от того, являетесь ли вы его собственником. Выписка из ЕГРН, в которой указаны как категория, так и ВРИ, предоставляются на основании заявления и ваших паспортных данных. Стоимость государственной пошлины составляет от 300 рублей.

Кроме категории в документах указывается разрешенное использование земельного участка (ВРИ). Это как подраздел целевого использования. К примеру, земли населенных пунктов — это категория, а индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) — это ВРИ. При оформлении кадастровых, а затем и правоутверждающих документов, указывается сначала категория, а затем — ВРИ.

Справочник корректировок при оценке земельных участков

Находясь в Москве, Вы можете не только связаться с нашими консультантами и оценщиками по телефону, но и посетить наш офис, чтобы обсудить детали, касающиеся оценки интересующих Вас объектов, условия и сроки оплаты, а также для рассмотрения других немаловажных вопросов.

Расчет стоимости замещения оцениваемого недвижимого имущества (без учета НДС, без учета износа) выполнен методом сравнительной единицы. Для определения удельных затрат на строительство недвижимого имущества используются показатели справочника «Общественные здания» выпущенного в 2019 году в целях оценки и сборники укрупненных показателей стоимости строительства (УПСС).

Корректировка на вид разрешенного использования для земельных участков

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Информация считается достоверной, если данная информация соответствует действительности и позволяет пользователю отчета об оценке делать правильные выводы о характеристиках, исследовавшихся оценщиком при проведении оценки и определении итоговой величины стоимости объекта оценки, и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка

Все остальные документы, которые могут потребоваться для уточнения сведений в ходе оказания услуги, орган Росреестра получает у других государственных структур самостоятельно в рамках действующих регламентов и межведомственного взаимодействия. Не возбраняется представление иных документов собственником.

Планируя корректировку вида разрешенного использования земли, владелец должен ответить на несколько вопросов, взвесить все «за» и «против» по каждой позиции.

Во-первых, определиться, как это сделать законно и можно ли вообще произвести изменения. Затем встает вопрос финансов, которые владелец готов заплатить за процедуру. И третий пункт – целесообразно ли это.

Уточнение местоположения границ земельного участка: порядок действий

Вопросы с границами земельного участка должны быть непременно урегулированы для того, чтобы в последующем вы могли грамотно оформить земельный участок в соответствующих органах, а значит, иметь возможность производить с ним разного рода сделки, такие как купля-продажа, дарение, завещание, сдача в аренду и многие другие. Согласование границ земельного участка — важный процесс.

Уточнение местоположения границ и площади земельного участка

Если ошибка при уточнении границ произошла по вине кадастрового специалиста, то он должен исправить данную ошибку с проведением дополнительных измерительных работ за свой счёт. Если ошибка была обнаружена после внесения сведений в базу данных государственного кадастра, то землепользователю необходимо подать прошение в кадастровую палату об устранении ошибки.

  1. Выбрать геодезическую компанию;
  2. Заключить контракт на уточнение границ;
  3. Предоставить работникам фирмы (кадастровым инженерам) доступ к участку для проведения топографической съёмки;
  4. Согласовать с соседними землепользователями проект межевания, изготовленный кадастровым работником на основе результатов измерений;
  5. Зарегистрировать изготовленный межевой план в кадастровой палате.

Проверка и уточнение границ земельных участков по инициативе муниципалитетов с 1 июня 2019 года

Уточнения границ участков будут проводится с применением самых совершенных способов, в том числе и с помощью аэрофотосъёмки, позволяющей «видеть» большую территорию и каждый участок во всех подробностях, определять не только их границы, но и границы дорог, парков, бульваров и скверов, относящихся к территориям общего пользования.

Есть и такое ещё обстоятельство, как самостоятельные действия Кадастровой палаты, без участия собственников, по исправлению ошибок в границах земельных участков, предназначенных для ИЖС, ведения ЛПХ, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного строительства.

Какие существуют виды разрешённого использования земли

Если владелец знает код, то он может узнать целевое предназначение земли. К примеру, код 4 относит земли к категории «Предпринимательство». В ней содержится 10 подразделов, каждый из которых регламентирует перечень объектов строительства, которые могут возводиться для последующего получения выгоды.

Это правило установлено 1 пунктом 37 статьи ГрК России. Это означает, что зарегистрировать землю как участок, принадлежащий только к дополнительному ВРИ, нельзя. Его используют для возведения вспомогательных объектов, необходимых для обслуживания основных объектов капитального строительства, которые возводились на этой земле, согласно основному или условно-допустимому типу ВРИ.

25 Янв 2019     
etolaw    
   
105      

Статья 85. Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий

[Земельный кодекс РФ] [Глава XV] [Статья 85]

1. В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

1) жилым;

2) общественно-деловым;

3) производственным;

4) инженерных и транспортных инфраструктур;

5) рекреационным;

6) сельскохозяйственного использования;

7) специального назначения;

8) военных объектов;

9) иным территориальным зонам.

2. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Задавайте корректно вопросы!!!

Какое разрешенное использование оцениваете?

Если нет аналогов отказывайтесь от метода сравнительных продаж.

Считайте НЭИ и у Вас все получится.

По другому нельзя, т.к.:

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

3. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

4. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:

виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;

их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.

Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

5. Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.

6. Земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам.

7. Земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам.

8. Земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам.

9. Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

10. В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 — 100 настоящего Кодекса.

Земельные участки, на которых находятся объекты, не являющиеся памятниками истории и культуры, но расположенные в границах зон охраны памятников истории и культуры, используются в соответствии с градостроительными регламентами, установленными с учетом требований охраны памятников истории и культуры.

11. Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах — земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, — используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.

12. Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Публикация в рамках реализации Концепции развития оценочной деятельности на 2013-2017 годы.

Скачать материал.

С начала 2019 года суды общей юрисдикции в ряде регионов начали «закручивать гайки» и высказывать собственную развернутую позицию относительно качества отчетов об оценке. Как неоднократно отмечали в своих выступлениях представители НП «СРОО «Экспертный совет», судьи дословно вычитывают ФСО и дают замечания, которые могут считаться формально корректными, хотя по существу являются незначимыми. Это лишний раз показывает с какой внимательностью нужно формулировать тексты ФСО при их разработке, проверяя на возможность двойственного, расширительного или системного некорректного толкования.

В качестве типичного примера можно рассмотреть замечания на отчеты об оценке из решений Московского, Новосибирского и Челябинского областных судов 2019 года. Замечания судов практически полностью сконцентрированы на аналогах (не описаны, недостоверно описаны, не учтены характеристики, некорректно внесены поправки), укрупненно их можно представить следующими пунктами, к которым НП «СРОО «Экспертный совет» предлагает свои рекомендации по усилению отчета об оценке.

Обратите внимание, что рекомендации относятся к типичной оценочной ситуации – они могут быть использованы в конкретном отчете об оценке, если у Оценщика по результатам анализа специфики объекта оценки и рыночной конъюнктуры нет оснований считать иначе.

Замечание 1. Не учтено разрешенное использование объектов аналогов, вместо этого оценщиком используется «функциональное назначение» земельных участков. Судья апеллирует к утвержденным видам разрешенного использования (ВРИ) и указывает, что при этом нет корректировки на различия в по видам использования.

Рекомендации по усилению отчета об оценке – в разделе анализа рынка отчета об оценке представить информацию о том, что ВРИ не является в чистом виде ценообразующим фактором по следующим причинам.

1.1. ВРИ может быть изменен без значительных временных и материальных затрат. Изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории городского или сельского поселения может осуществляться правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, без дополнительных разрешений и согласований, если применяемые в результате этого изменения ВРИ указаны в градостроительном регламенте в качестве основных ВРИ или являются вспомогательными по отношению к существующим основным или условно разрешенным видам использования. Подробно об основных и вспомогательных ВРИ – в Градостроительном кодексе РФ, Глава 4, статья 30, 37. Дополнительные комментарии можно посмотреть здесь.

1.2. В рыночном обороте в коммерческих предложениях по продаже часто используются термины типа функционального назначения, при этом продавцы зачастую ВРИ не указывают, что дополнительно подтверждает вышеуказанные выводы. Например, в крупнейших базах по данному фактору имеются следующие классификации земельных участков (можно приложить принтскрины с этих сайтов):

1.3. Ценообразующим фактором часто является скорее тип (функциональное назначение) окружающей застройки. Например, на территории промышленной застройки завода могут располагаться участки, с разрешенным использованием под административные здания, здания столовых, магазина и прочие здания из других ВРИ, при этом рыночная стоимость таких земельных участков будет формироваться стоимостью земельных участков промназначения, которые их окружают.

1.4. Встречаются ситуации, когда при прочих равных условиях даже категория земель может не влиять на стоимость для земельных участков схожего разрешенного использования. Например, стоимость земельных участков категории земель промышленности сопоставима со стоимостью земельных участков населенных пунктов с разрешенным использованием под промобъекты и т.п.

1.5. Следует также отметить, что и при кадастровой оценке объекты разных ВРИ схожего функционального назначения часто рассчитываются по одной модели с одними и теми же ценообразующими факторами, что можно увидеть в отчетах из фонда данных Росреестра.

Замечание 2. Не учтено наличие объекта недвижимости (как важной характеристики) на оцениваемом земельном участке (указание на нарушение п.4 ФСО№3).

Рекомендации по усилению отчета об оценке: целесообразно привести цитату из ФСО7 п. 20 (или ссылку на этот пункт), согласно которому «рыночная стоимость земельного участка, застроенного объектами капитального строительства, или объектов капитального строительства для внесения этой стоимости в государственный кадастр недвижимости оценивается исходя из вида фактического использования оцениваемого объекта. При этом застроенный земельный участок оценивается как незастроенный, предназначенный для использования в соответствии с видом его фактического использования.»

Замечание 3. Нет идентифицирующих сведений аналогов, поэтому невозможно проверить местоположение, площадь и другие характеристики. Нет кадастровых номеров аналогов, поэтому нельзя получить информацию о характеристиках и сделках.

Рекомендации по усилению отчета об оценке: в отчете об оценке указать, что в отношении объектов-аналогов в законодательстве об оценочной деятельности имеются следующие требования в ФСО №1 и ФСО №7:

«б) выбрать единицы сравнения и провести сравнительный анализ объекта оценки и каждого объекта-аналога по всем элементам сравнения. По каждому объекту-аналогу может быть выбрано несколько единиц сравнения. Выбор единиц сравнения должен быть обоснован оценщиком. Оценщик должен обосновать отказ от использования других единиц сравнения, принятых при проведении оценки и связанных с факторами спроса и предложения;

в) скорректировать значения единицы сравнения для объектов-аналогов по каждому элементу сравнения в зависимости от соотношения характеристик объекта оценки и объекта-аналога по данному элементу сравнения. При внесении корректировок оценщик должен ввести и обосновать шкалу корректировок и привести объяснение того, при каких условиях значения введенных корректировок будут иными. Шкала и процедура корректирования единицы сравнения не должны меняться от одного объекта-аналога к другому».

«а) в качестве объектов-аналогов используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам. При этом для всех объектов недвижимости, включая оцениваемый, ценообразование по каждому из указанных факторов должно быть единообразным;

б) при проведении оценки должны быть описаны объем доступных оценщику рыночных данных об объектах-аналогах и правила их отбора для проведения расчетов. Использование в расчетах лишь части доступных оценщику объектов-аналогов должно быть обосновано в отчете об оценке».

Таким образом, федеральные стандарты оценки не содержат требований об указании кадастровых номерах аналогов либо иных идентификационных сведений, а также требований об обеспечении проверки информации об их характеристиках и сделках.

В части проверки достоверности информации – см. ниже.

Замечание 4. Расхождения по площади и по местоположению – нет анализа сопоставимости, нельзя признать аналогами.

Рекомендации по усилению отчета об оценке: согласно вышеуказанным требованиям законодательства (см. п.2 настоящих Рекомендаций) в части применения сравнительного подхода отсутствуют требования по анализу сопоставимости.

При этом относительно аналогов в п. 22 б) ФСО №7 указывается, что «в качестве объектов-аналогов используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам. При этом для всех объектов недвижимости, включая оцениваемый, ценообразование по каждому из указанных факторов должно быть единообразным». То есть критерием отнесения объектов к аналогам является один сегмент рынка и сопоставимость по ценообразующим факторам.

Можно порекомендовать включать в отчет об оценке информацию, что объект оценки и объекты-аналоги относятся к одному сегменту рынка (например, земельных участков коммерческого назначения, либо земельных участков под размещение производственно-складской недвижимости) и сопоставимы по ценообразующим факторам. В частности, имеют единый состав ценообразующих факторов (можно их перечислить).

В замечаниях суда также иногда указывают, что объекты сильно разнятся по площади и местоположению. В таком случае в отчете можно указать, что площадь объектов-аналогов находится в таком-то диапазоне, что относится к одному сегменту рынка.

Относительно схожести местоположения можно привести п. 11 б) «определение сегмента рынка, к которому принадлежит оцениваемый объект. Если рынок недвижимости неразвит и данных, позволяющих составить представление о ценах сделок и (или) предложений с сопоставимыми объектами недвижимости, недостаточно, допускается расширить территорию исследования за счет территорий, схожих по экономическим характеристикам с местоположением оцениваемого объекта». То есть в отчет можно внести информацию, что территории расположения объектов аналогов схожи по своим экономическим характеристикам с местоположением оцениваемого объекта.

Замечание 5. Корректировка на площадь на основании таких-то публикаций Власова А.Д. – не соответствует назначение, устаревшее исследование.

Рекомендации по усилению отчета об оценке – возможны следующие варианты решения:

5.1. Показать, что, несмотря на то, что исследование было сделано давно и по другому сегменту (другому региону, другому ВРИ), сегменты, к которым относятся аналоги и объект оценки, сопоставимы по критерию относительного влияния площади объекта на его стоимость, равно как и относительное влияние на стоимость практически не изменяется в течением времени, поэтому имеющимися отличиями можно пренебречь.

5.2. Воспользоваться другими источниками для внесения корректировки на площадь.

5.3. Сделать самостоятельные расчеты, построив собственную зависимость.

5.4. Обосновать корректировку на площадь экспертным методом с учетом требований ФСО.

5.5. Использовать аналоги из одного сегмента, не требующего внесения корректировки на стоимость единицы сравнения.

Замечание 6. В источниках информации нет данных, подтверждающих характеристики (например, распечатки не содержат информацию о рельефе, доступности, ограничений и обременений, категории, виде разрешенного использования, сведений о доступе к подключению). Не приведена ссылка на достоверные источники, из которых была взята информация об аналогах.

Рекомендации по усилению отчета об оценке – в соответствии с пунктом 4 ФСО № 3 при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться принципа обоснованности, то есть информация, приведенная в отчете об оценке, использованная или полученная в результате расчетов при проведении оценки, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки, должна быть подтверждена; а также принципа однозначности – содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение пользователей отчета об оценке, а также допускать неоднозначного толкования.

Требования к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, также указаны в ФСО № 3.

В п. 10 ФСО № 3 указано, что «в тексте отчета об оценке должны присутствовать ссылки на источники информации, используемой в отчете, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, либо приложены копии материалов и распечаток. В случае если информация при опубликовании на сайте в сети Интернет не обеспечена свободным и необременительным доступом на дату проведения оценки и после даты проведения оценки или в будущем возможно изменение адреса страницы, на которой опубликована используемая в отчете информация, или используется информация, опубликованная не в периодическом печатном издании, распространяемом на территории Российской Федерации, то к отчету об оценке должны быть приложены копии соответствующих материалов».

При этом, в соответствии с п/ 19 ФСО №1, информация, используемая при проведении оценки, должна удовлетворять требованиям достаточности и достоверности.

Информация считается достаточной, если использование дополнительной информации не ведет к существенному изменению характеристик, использованных при проведении оценки объекта оценки, а также не ведет к существенному изменению итоговой величины стоимости объекта оценки.

Информация считается достоверной, если данная информация соответствует действительности и позволяет пользователю отчета об оценке делать правильные выводы о характеристиках, исследовавшихся оценщиком при проведении оценки и определении итоговой величины стоимости объекта оценки, и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Законодательство об оценочной деятельности возлагает на Оценщика обязанность по анализу используемой информации. Так, в п. 19 ФСО № 1 указано, что «Оценщик должен провести анализ достаточности и достоверности информации, используя доступные ему для этого средства и методы».

Самым распространенным методом, применяемым всеми оценщиками для проверки информации, указанной в объявлениях в сети Интернет, на предмет достоверности, является уточнение характеристик по телефонам, указанным в данных объявлениях.

Таким образом, Оценщик в соответствии с требованиями законодательства об оценочной деятельности осуществил проверку информации, используемой в отчете, обеспечив тем самым соблюдение принципов обоснованности и однозначности. Неосуществление указанных выше действий Оценщиком привело бы к нарушению основных принципов оценки.

Можно предложить указывать в качестве источника информации по характеристикам аналогов (например, рельеф, форма, обеспеченность коммуникациями) результаты визуального осмотра.

В целом можно рекомендовать усилить работу с аналогами, чтобы они были полностью описаны по всем ценообразующим факторам, при этом информация имела максимально достоверный характер. Необходимо учесть, что ценообразующие факторы (содержание, значения и степень влияния на стоимость) должны быть одинаково описаны по тексту всего отчета об оценке в блоках описания объекта оценки, анализа рынка, описания объектов-аналогов и внесения корректировок. Стоит обратить внимание, что в настоящий момент все отчеты, направляемые в комиссию по оспариванию, размещаются в фонде данных Росреестра, где можно проанализировать аналоги, используемые оценщиками в данном регионе.

Можно предложить вставить в отчет об оценке следующую формулировку:

В ряде случаев часть необходимых для оценки данных по объектам-аналогам может быть не указана в объявлениях (или других источниках информации) или указана неточно. В таких ситуациях для выполнения требований п. 19 ФСО №1 в части проведения анализа достаточности и достоверности исходной информации Оценщик уточнял характеристики аналогов по телефонам, указанным в источниках информации. Характеристики аналогов, применяемые в расчетах, соответствуют результатам этого анализа.

Кроме того, рекомендуем для регионов, где суды взялись подробно разбирать отчеты и давать некорректные замечания, входя в процесс сразу ходатайствовать о назначении судебной экспертизы на установление стоимости, имея уже пару ответов (чтобы был выбор) от компаний, которые готовы ее провести. Соответственно судебный эксперт даст сопоставимый результат оценки. Практика показывает, что судьи в целом намного лучше относятся к судебной экспертизе и в редких случаях подвергают ее самостоятельной критике. В качестве итогового результата суд, как правило, принимает результат судебной экспертизы.

Это путь несколько повышает затраты заказчика, но в ряде регионов является очень эффективным.

Дополнительные материалы:

Владельцы земельных наделов нередко испытывают потребность в изменении возможностей их использования. Устанавливается вид разрешенного использования муниципалитетом при формировании надела и указывается в документации при его переходе в аренду или собственность лицам физическим и юридическим. Чтобы расширить возможности участка, потребуется изменить вид разрешения. Все изменения должны вноситься с соблюдением норм законодательства.

Планируя корректировку вида разрешенного использования земли, владелец должен ответить на несколько вопросов, взвесить все «за» и «против» по каждой позиции.

  1. Определиться, как это сделать законно и можно ли вообще произвести изменения.
  2. Встает вопрос финансов, которые владелец готов заплатить за процедуру.
  3. Целесообразно ли это.

Законодательная база

Процедура внесения изменений ВРИ земельного участка регламентируется:

  1. Градостроительным кодексом № 190-ФЗ и Земельным кодексом № 136-ФЗ.
  2. Законом № 172-ФЗ от 21.12.2004 г.

Осуществляется услуга с соблюдением правил земельного пользования, застройки конкретной единицы территории.

Виды разрешенного использования земельных участков

Земельным кодексом закреплено, что все земли разделены на категории в соответствии с назначением. Перечислим категории, этой земли:

Распространенными категориями, которые наиболее часто переводят в другое использование, являются земли населенных пунктов, а также сельхозназначения. Изменение разрешения касается, как правило, получения возможности построить жилой дом, зарегистрировать и прописаться для постоянного проживания. А для этого участок должен иметь статус ИЖС.

Если говорить о видах использования, то этот фактор, определяющий деятельность, которую позволено производить на конкретном наделе. Заметим, что в разных категориях могут оказаться одинаковые разрешительные виды. Например, сельхозземли и участки населенных пунктов позволено использовать для ведения ЛПХ.

Самые популярные виды разрешенного использования наделов:

В каждом случае имеются свои требования и ограничения. Если дело касается надела под ИЖС, то на нем обязательно должен быть построен частный дом. На земле под огород и сад законом разрешено возвести домик, но получить в нем прописку невозможно. Надел под ЛПХ должен использоваться только по прямому назначению и получить разрешительные документы на строительство на нем не получится.

Как изменить ВРИ земельного участка: порядок действий

1. Первыми шагами будут уточнение градостроительных регламентов, касаемо вида использования земли.

Это необходимо сделать в начале подготовки к изменениям разрешения, чтобы уточнить вид использования земельных участков для функциональной территории, в пределах которой расположен участок земли.

Данные о возможных ВРИ содержит один из документов:

Скачать образец

Заказать эти документы можно при обращении в Росреестр (в том числе на их официальном сайте), через МФЦ, в администрации по месту нахождения участка.

2. Какое разрешенное использование определено для конкретного участка.

ВРИ земель разделены на три группы:

3. Подбор вида использования, который будет максимально соответствовать тому, какие цели запланированы для надела.

В каждой группе имеется свой перечень ВРИ, из которого может быть выбран наиболее подходящий для изменения и отвечающему планируемому использованию. При этом обязательно стыкуются вспомогательные виды с основными. Все виды должны соответствовать классификатору ВРИ 2019 года.

Возможные проблемы

На данный момент существует ряд нестыковок Классификатора ВРИ с градостроительными регламентами. Постепенно к началу 2019 года ПЗЗ претерпят изменения и будут приведены в соответствие с Классификатором.

Наиболее наглядный пример связан со строительством жилого дома на землях КФХ, поскольку в Классификаторе ВРИ нет такого вида использования участка. Поэтому муниципалитеты не выдают разрешение на постройку, так называемого, дома фермера. Можно уточнить в ПЗЗ администрации, относится ли возведение жилого помещения к условно разрешенному для данного надела. Проблема может решиться, если основной ВРИ заменить на условно разрешенный или назвать дом хозяйственной (складской) постройкой. Но прописаться в нем будет невозможно.

4.  Далее следует подготовка документов и предоставление в местную администрацию по нахождению участка, если требуется проведение публичных слушаний, или в орган Росреестра. Однако, если новый вид разрешенного использования предусматривает жилищное строительство, решение принимается без публичных слушаний — при условии, что новый вид не противоречит его целевому назначению.

5.  Принятие решения о смене категории разрешенного использования земли в компетенции земельного комитета органа местного самоуправления. Точную информацию можно посмотреть на сайте администрации.

Зачастую возникает потребность перемены разрешения на использование не только для возможности строительства жилого дома, но и для проектов коммерческого направления. Например, автостоянки или комплекса для занятий спортом. Любое изменение должно производиться с согласия комиссии при администрации.

При рассмотрении заявления принимается решение в пользу жителей проживающих на этой территории. Чтобы получить положительное заключение, необходимо указать в заявлении всю очевидную пользу для развития инфраструктуры поселения. Если будут соблюдены все градостроительные, а также противопожарные нормы, то дается соответствующее одобрение.

Варианты решения вопроса об изменении ВРИ участка

При изменении ВРИ участка используется один из вариантов:

  1. Путем проведения публичных слушаний. Собственником подается заявление в администрацию для установления иного вида использования надела, если отсутствуют действующие Правила землепользования и застройки, выносится постановление в результате одобрения граждан.
  2. Заявление подается в Росреестр через МФЦ лично, через доверенное лицо или отправлением по почте в рамках градостроительного регламента. Применим в случае корректировки вида разрешения с внесением поправок в данные кадастра по участку и в нужной графе заявления указывается вид соответствии с Классификатором.

Заявление об установлении соответствия ВРИ земельного участка классификатору (бланк)

Скачать

На рассмотрение собственником земли подается заявление и ряд документов. В результате положительного одобрения происходит изменение ВРИ или выдается мотивированный отказ с указанием причины и нормативного акта, на который отсылается полномочный орган.

В заявлении обязательно указываются:

Чтобы получить положительный ответ, нужно акцентировать внимание на недопущение нарушения норм градостроения в результате производимых изменений. Заверяется документ подписью собственника.

Документы, прилагаемые к заявлению об изменении ВРИ земельного участка

Административный регламент устанавливает перечень документов, которые должны подаваться вместе с заявлением на изменение вида разрешенного использования надела. Категория участка земли может повлиять на количество документов, которым потребуется расширить вышеперечисленный перечень.

Подать пакет документов можно несколькими способами и в каждом случае требования к его формированию могут отличаться. Рассмотрим каждый случай подробнее.

Решение вопроса в кадастровой службе Росреестра

В Росреестре или МФЦ можно обратиться сразу при соблюдении условий:

Подать документы может лично через МФЦ владелец или арендатор участка, по которому требуется произвести изменение вида разрешения на использование. При этом к заявлению о кадастровом учете изменений недвижимости прикладываются копии:

Заявление о государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости

Скачать бланк

Все остальные документы, которые могут потребоваться для уточнения сведений в ходе оказания услуги, орган Росреестра получает у других государственных структур самостоятельно в рамках действующих регламентов и межведомственного взаимодействия. Не возбраняется представление иных документов собственником.

Изменения в учетные данные кадастра должны вноситься в срок 23 рабочих дня от момента передачи в уполномоченный орган документов.

Решение вопроса в местной администрации

В администрацию заявление с документами подается при необходимости:

Прикладываются следующие копии:

Заявление будет иметь форму прошения о приведении ВРИ в соответствие с Классификатором.

Администрация самостоятельно может запросить необходимые документы:

Но заявитель вправе приобщить их к пакету подаваемых документов по своей инициативе.

Сроки принятия решения составляют в зависимости от необходимости проведения слушаний 30-60 рабочих дней.

Заказать через Госуслуги

По информации с сайта Госуслуг подать заявку на оказание услуги по изменению ВРИ земельного участка можно:

  1. При личном обращении в МФЦ;
  2. Почтовым отправлением с вложением всех необходимых документов;
  3. Жители Московского региона могут получить электронную услугу на сайте mos.ru.

Ознакомиться о порядке предоставления, результате обращения, необходимых документах и случаях отказов можно на портале Госуслуг. Здесь же имеются ссылки на нормативные документы и административные регламенты касательно исполнения услуги по изменению вида разрешенного использования надела.