Что делать, если застройщик не установил индивидуальный прибор учета тепла? в 2019 году

🕒

Если застройщик не установил индивидуальный прибор учета тепла, покупатели квартир имеют возможность требовать исправления недоработки. Лучше обратиться напрямую в строительную компанию с письменной жалобой. Что делать, если строительная компания не устраняет проблему?

Законодательство

Согласно законодательству, не допускается введение дома в эксплуатацию, если нет ключевых элементов. Одним из них является прибор учета тепла. Действуют следующие законодательные требования:

  1. Согласно п. 6 ст. 11 ФЗ № 261, все возведенные после 1 января 2019 года дома обязательно оборудуются приборами учета. Их пломбирует техники из строительной компании.
  2. По ФЗ № 190 «О теплоснабжении», строительная компания обязуется устанавливать приборы учета до того, как государственная комиссия примет решение о вводе здания в эксплуатацию.

Единственное исключение связано с домами, не подключенными к общей системе теплоснабжения. Такие здания отапливают благодаря собственной котельной, относящейся только к конкретному многоквартирному дому.

Если счетчики отсутствуют, к застройщику могут применить меры административной ответственности. В этом случае устанавливается внушительный штраф от 500 до 600 тысяч рублей.

Как добиться установки?

Если застройщик не установил индивидуальные приборы учета тепловой энергии, к нему нужно обратиться с письменным заявлением. Гораздо эффективнее подавать коллективное обращение от большинства жильцов дома или подъезда. Согласно правилам долевого участия в строительстве, строительная компания передает квартиру в соответствии со следующими условиями договора:

Обращение в обязательном порядке составляется в письменной форме от лица всех, у кого не установлены приборы учета. Важно составить его в виде претензии с описанием обстоятельств дела и ссылками на законодательные акты, нарушенные из-за отсутствия приборов учета. В конце документа указываются требования жильцов об установке приборов учета тепла. В заявлении необходимо указать фамилии, имена и отчества всех обращающихся. Каждый из перечисленных ставит личную подпись.

В претензии указывается номер договора заявителя, на основании которого приобреталась квартира. Если подается коллективная претензия, необходимо перечислить каждый номер договора.

Как передать претензию?

Она может быть передана двумя основными способами:

  1. лично;
  2. почтовым отправлением.

В случае личного обращения важно составить 2 экземпляра, на одном из которых поставят отметку в приеме документа. С этого момента отсчитывается срок на принятие решения. Если обратившихся много, можно выбрать одного или несколько представителей для этого. Заявителям важно обратить внимание представителей застройщика на административную ответственность, вероятность обращения в прокуратуру и суд.

Претензию можно направить по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложений. При получении письма заполняется уведомление, которое получает отправитель. Оно становится главным доказательством в суде попытки мирного урегулирования вопроса.

У застройщика появляется обязательство незамедлительно принять меры. Окончательный срок составляет 45 дней со дня поступления претензии.

Обращение в управляющую компанию

Если решение не принимается, можно обратиться в управляющую компанию, если дом уже передан в эксплуатацию. Жалобу можно подать вместе с претензией к застройщику. Обратиться в УК можно лично или через интернет, используя сервис ГИС ЖКХ (раздел «Жалобы и обращения»). Как и владелец конкретной квартиры, УК принимает дом на обслуживание и проверяет, чтобы все соответствовало действующим нормативам. К этому моменту все оборудование должно присутствовать.

При оформлении договора между строительной компанией и УК подписывается передаточный акт в отношении общего имущества. Приборы учета относятся к числу общего имущества жилого дома. Поэтому управляющей компании важно, чтобы счетчики находились в доме.

Согласно законодательству, управляющая компания не может не знать, что в доме отсутствуют счетчики. Если передаточный акт подписан при отсутствующем оборудовании, это становится проблемой данной организации. В большинстве случаев дом не принимается, пока застройщик не устранит недоработки.

При обращении в УК на рассмотрение жалобы дается 30 дней с момента получения обращения. Как правило, ее представители обращаются с претензией к застройщику для урегулирования вопроса.

Жалоба в прокуратуру

Если реакция не поступает от строительной компании и УК, собственник может подать жалобу в районную прокуратуру. Необходимо описать ситуацию и приложить копии обращений в предыдущие инстанции.                                

Жалобу можно подать через приемную лично или направить заказным письмом. В последнем случае требуется заполнить уведомление в получении и опись вложений. Можно направить жалобу посредством электронной приемной на сайте областной прокуратуры, после чего ее направят в районный орган прокуратуры. Но на это уйдет дополнительное время. Стандартный срок ответа составляет 30 дней.

По факту обращения проводится проверка. Если прокурор выявит нарушение, строительной компании выдается предписание об устранении нарушения. Также требуется оплатить штраф.

Обращение в суд

Если никакие меры не помогают, остается только добиваться установки приборов учета через районный суд. Обращаться следует по месту нахождения организации застройщика или управляющей компании. Необходимо тщательно подготовиться к обращению, чтобы его приняли с первого раза. Важно сохранять все документы и переписку, которая велась до обращения в суд. Это относится к описям и уведомлениям о вручении Почты России.

Важно грамотно подготовиться к разбирательству. В суде, как и в других инстанциях, более весомым становится коллективный иск от жильцов. Но можно подать и личное обращение. Необходимо составить исковое заявление, в котором полно и лаконично указываются все предпринятые действия. Важно, чтобы претензия к застройщику в части требований полностью соответствовала исковому заявлению.

В заключительной части указывается просьба к суду разобраться в ситуации и установить приборы учета в соответствии с требованиями законодательства. Указываются все прилагаемые документы, проставляется дата и личная подпись. Важно подать иск вместе с копиями всех документов в 3 экземплярах для истца, ответчика и судьи. Если участников спора больше, каждому полагается по экземпляру.

Как правило, решение принимается за 2-3 заседания в течение 1-2 месяцев. Решение суда вступает в силу через 30 дней после последнего заседания. На решении проставляется штамп о вступлении в силу и подпись дежурного судьи. Устанавливается срок для устранения нарушения и штрафные санкции.

Таким образом, один или несколько собственников могут добиваться установки приборов учета вплоть до судебного обращения. Если застройщик поймет, что заявитель намерен действовать решительно, обычно необходимые недоработки устраняются в короткие сроки.

При покупке квартиры зачастую граждане сталкиваются с ситуацией, когда возникает вопрос на кого возлагается обязанность по установлению индивидуальных приборов учета потребляемой тепловой энергии: на самих обладателей новых квадратных метров или на застройщика.

Обращения по вышеуказанному вопросу поступают и в прокуратуру города Сыктывкара.

Так, в прокуратуру обратилась жительница с жалобойна застройщика, который не обеспечил оснащение квартиры индивидуальными приборами учета тепловой энергии.

В ходе проверки установлено, что застройщик действительно нарушил обязательства по установке индивидуальных приборов учета потребляемых ресурсов.

Позиция прокуратуры строилась на том, что правоотношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении).

Согласно указанному закону здания, строения, сооружения должны соответствовать требованиям энергетической эффективности. Кроме того, не допустим ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов. То есть, помимо  того, что построенное, реконструированное или ремонтированное жилье должно соответствовать техническим требованиям, оно же должно быть оснащено приборами учета всех потребляемых ресурсов. При этом,на застройщика возлагается обязанность обеспечить такое соответствие путем выбора оптимальных архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений и их надлежащей реализации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Обязательство по учету производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов действительно тогда, когда объекты подключены к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января2012 года после осуществления строительства, реконструкции должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии. При этом, обязанность по установке указанных приборов Законом о теплоснабжении возложена на застройщика. Застройщик обязан за свой счет установить приоры учета до получения разрешения на вводв эксплуатацию.

Таким образом, основными условиями для установки застройщиком индивидуальных приборов учета потребляемой тепловой энергии являются:

1. многоквартирный дом должен быть введен в эксплуатацию после ремонта, реконструкции, строительства после 1 января2012 года;

2. объекты должны быть подключены к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

По результатам рассмотрения указанного выше обращения прокуратурой возбуждено дело об административном правонарушении по признакам состава, предусмотренного ч. 3 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административныхправонарушениях — несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов. По итогам рассмотрения административного дела Общество привлечено к административной ответственности, назначено наказание в виде штрафа. Однако Застройщик не согласилсяс вынесенным решением и обжаловал его в судебном порядке.

Сыктывкарский городской суд Республики Коми поддержал позицию прокуратуры и Министерства архитектуры и строительства Республики Коми по признакам незаконных действий (бездействия) застройщика по неустановке индивидуальных приборов учета потребляемых энергетических ресурсов, оставив постановление о привлечениик административной ответственности без изменения, жалобу — без удовлетворения.

Вместе с тем, стоит отметить, что не во всех случаях установка индивидуальных приборов учета потребляемых ресурсов возлагается на застройщика. Так, в прокуратуру поступила жалоба по вопросу отсутствия индивидуальных приборов учета в только что сданном в эксплуатацию многоквартирном доме. Указанная жалоба осталась без удовлетворения по причине того, что многоквартирный дом имеет собственную котельную, из чего следует, что тепловая энергия для нужд дома вырабатывается автономной газовой котельной, которая относится к общему имуществу дома. То есть дом не имеет централизованного теплоснабжения. Следовательно, застройщик не несет обязанности по установке индивидуальных приборов учета энергетических ресурсов.

У вас на сайте есть статья «За отопление можно платить по счетчикам. Даже если у соседей их нет». Там написано, что это решение касается «только тех домов, которые сданы или отремонтированы с 2012 года. В них по закону должны быть счетчики, и жильцы обязаны их сохранить».

Я получил квартиру в новостройке 2017 года, а теплосчетчиков в квартирах не было, только общий теплосчетчик на дом.

Получается, что застройщик нарушил закон? Что в этом случае можно сделать, чтобы установить теплосчетчики в квартирах и платить по приборам учета? Нам надо проводить общее собрание собственников?

С уважением и наилучшими пожеланиями,

Евгений

Евгений, вы совершенно верно все поняли. Дом, построенный в 2017 году, обязательно должен иметь приборы учета тепловой энергии. Сдать дом без них — незаконно.

Никакое общее собрание проводить не требуется, потому что вам не нужно ничего согласовывать. Все должен был сделать сам застройщик еще до того, как вы въехали в дом.

Объясню, как доказать, что вы правы.

Как написано в законе

Вопрос установки приборов учета в новых домах регулируется законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».

В этом законе четко написано: нельзя вводить в эксплуатацию дома, которые не соответствуют требованиям энергетической эффективности и оснащенности приборами учета.

Все новые дома, которые вводят в эксплуатацию после 1 января 2012 года, должны быть оснащены индивидуальными счетчиками тепла. Счетчики должны быть опломбированы теми, кто их устанавливает.

О том, кто должен установить эти счетчики и за чей счет, говорит другой закон. В соответствии с ФЗ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» застройщик должен установить за свой счет приборы учета в многоквартирных домах еще до получения разрешения на ввод дома в эксплуатацию.

Единственное исключение — это если дом отапливается индивидуальной автономной котельной и не подключен к сетям централизованного теплоснабжения. Тогда приборы учета застройщику устанавливать необязательно.

За отсутствие счетчиков застройщика можно привлечь к административной ответственности. Штраф немаленький: от 500 до 600 тысяч рублей для юридических лиц.

Как добиться установки счетчиков

Жильцам дома следует обратиться к застройщику или управляющей компании.

В первую очередь, конечно, нужно обратиться напрямую к застройщику с требованием установить приборы учета. Лучше всего подать коллективную жалобу от нескольких жильцов. Можно объединиться с соседями хотя бы по подъезду.

Закон о долевом участии в строительстве говорит, что застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект, «качество которого соответствует условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям».

Назовите ваше обращение претензией. Претензию составляют в свободной форме. Потребуйте незамедлительно устранить недостатки за счет застройщика: установить и ввести в эксплуатацию приборы учета тепловой энергии. Сошлитесь на указанные мной законы. Укажите ваши контактные данные, адрес проживания, адрес квартиры или дома, где нет приборов учета. Укажите реквизиты договора, по которому вы покупали квартиру у застройщика: номер, дату его подписания, дату государственной регистрации. Добавьте дату подписания акта приема-передачи квартиры. Если вы подаете претензию от нескольких жильцов, указывайте номера всех договоров.

Напомните застройщику о его административной ответственности за неустановленные теплосчетчики. Напишите, что в случае отказа обратитесь в прокуратуру и суд.

Отправьте претензию ценным письмом с описью вложения или отнесите в офис застройщика под подпись ответственного лица. Письмом лучше, потому что проверить полномочия ответственного лица не всегда возможно. Застройщик обязан устранить недостатки незамедлительно, но в любом случае не позднее 45 дней с момента получения претензии.

Что может ответить застройщик

Скорее всего, застройщик будет ссылаться на то, что вы подписали акт приема-передачи, где указано, что у вас нет никаких претензий и в доме все хорошо. Не верьте ему.

Подписание акта приема-передачи не означает безусловный отказ от всех возможных претензий, а отказ от права на защиту своих интересов — незаконен. Вы можете предъявить претензии в рамках гарантийного срока — в течение пяти лет.

Обратиться в управляющую компанию

Еще один вариант решения проблемы — подать жалобу на управляющую компанию через сервис ГИС ЖКХ в разделе «Жалобы и обращения». Это можно сделать вместе с обращением к застройщику или вместо него. Лучше вместе.

Управляющая компания, как и покупатели квартир, принимает жилой дом у застройщика и проверяет его на соответствие требованиям закона. При заключении договора между УК и застройщиком стороны подписывают акт приема-передачи общего имущества многоквартирного дома в управление УК. Приборы учета входят в общее имущество жилого дома. УК заинтересована в том, чтобы застройщик поставил все счетчики в доме по закону.

Управляющая компания не может не знать, что дом должны были сдать со счетчиками. Поэтому это и их вина тоже. В идеальном мире УК не примет у застройщика дом на обслуживание без счетчиков, а сначала заставит их установить.

Когда вы подадите жалобу, УК в течение 30 дней должна будет дать ответ, как так вышло, что она приняла дом без счетчиков. Можно ожидать, что УК обратится с претензией к застройщику за вас, так как с них за отсутствие ответа тоже спросят вышестоящие надзорные органы.

Я, например, так и сделал. У меня была такая же ситуация. Написал жалобу через ГИС ЖКХ на управляющую компанию. Через две недели мне позвонили представители застройщика и УК и пообещали установить прибор учета в обмен на отзыв жалобы. Они, видимо, полагают, что, кроме меня, никто не догадается так сделать.

Принять квартиру в новостройке. Шаг 2: контроль качества

Обратиться в прокуратуру

Если на ваши жалобы не реагирует ни застройщик, ни УК, жалуйтесь в прокуратуру. Пишите все то же самое, что и застройщику с УК, только в обращение добавьте информацию о том, что вы уже жаловались застройщику и УК и не получили ответа. Приложите копии писем, копии описей вложения, копии почтовых отчетов об отслеживании — это доказательство того, что застройщик и УК получили ваши претензии.

Обратиться в прокуратуру можно лично через дежурного прокурора или по почте. Можно попробовать написать через электронную приемную прокуратуры — обычно такая приемная есть на сайтах региональных прокуратур. Но там они будут довольно долго передавать ваше обращение в прокуратуру по вашему месту жительства.

Срок ответа на запрос в прокуратуру — также 30 дней.

Обратиться в суд

Если ничего не помогло — остается только суд. Тут без юриста не обойтись. Мы уже писали, как его искать.

Сохраняйте все документы и письма, которые отправляете или получаете. Сохраняйте описи, уведомления о вручении, отчеты об отслеживании — их всегда можно распечатать с сайта Почты России по трек-номеру.

Судебная практика на вашей стороне. Вот, например, решение Подольского городского суда по делу № 2-6198/17. Истцы требовали от застройщика установить индивидуальные приборы учета, которые отсутствовали в новостройке. Суд удовлетворил их требования и обязал застройщика установить счетчики в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, кредитной истории или семейном бюджете, пишите: [email protected] На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Здравствуйте, Анастасия!

Возможно, Вам пригодится такое решение суда:

Судья Осипенко В.П. Дело № 33 — 3758/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 31 мая 2019 года г. Ханты-Мансийск

 Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в составе:

председательствующего судьи Гавриленко Е.В.

судей Антонова Д.А., Гудожникова Д.Н.

         при секретаре Комур С.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к открытому акционерному обществу «Служба заказчика» о признании отказа в произведении перерасчета за отопление исходя из показаний индивидуального прибора учета незаконным и обязании проведения перерасчета по отоплению,

 по апелляционной жалобе открытого акционерного общества «Служба заказчика» на решение Югорского районного суда от (дата), которым постановлено:

 «Признать отказ открытого акционерного общества «Служба заказчика» в проведении перерасчета платы за отопление (ФИО)1 по адресу: ХМАО-Югра, (адрес), исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии с (дата) по (дата), незаконным. Обязать открытое акционерное общество «Служба заказчика» произвести перерасчет размера оплаты за услуги по отоплению (адрес) в (адрес) ХМАО- Югры за период с (дата) по (дата) в соответствии с формулой 3(1) приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) (номер), исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии.

В остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с открытого акционерного общества «Служба заказчика» в пользу (ФИО)1 судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей».

Заслушав доклад судьи (ФИО)6, объяснения истца (ФИО)1, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

          (ФИО)1 обратился в суд к ОАО «Служба заказчика» с иском, с учетом уточнений, о признании отказа от 11.12.2015 года в проведении перерасчета за отопление исходя из показаний индивидуального прибора учета незаконным, обязании ОАО «Служба заказчика» проведения перерасчета по отоплению с 01.09.2015 года, предоставлении расчета по проведенному перерасчету и возмещению судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Исковые требования мотивированы тем, что ответчик письмом № 2019 от 11.12.2015 года отказал в производстве перерасчета коммунальной услуги по отоплению исходя из индивидуального счетчика тепла, установленного в его квартире, мотивируя отказ тем, что не во всех жилых помещениях его дома введены в эксплуатацию индивидуальные приборы учета тепловой энергии.

Полагал, что поскольку весь дом с момента сдачи в эксплуатацию оборудован общедомовым и индивидуальными счетчиками учета тепловой энергии, то в соответствии с абзацем 3 пункта 42(1) «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2019 г. № 354, размер платы за коммунальную услугу по отоплению должен определяться исходя из показаний индивидуального (поквартирного) прибора учета тепловой энергии по формуле 3(1) приложения 2 указанных правил.

Истец (ФИО)1 в судебном заседании исковые требования поддержал, указал, что все квартиры дома оборудованы индивидуальными счетчиками учета тепловой энергии, он ввел свой счетчик в эксплуатацию, обратившись с соответствующим заявлением к ответчику, однако ответчик не производит начисление по показаниям индивидуального счетчика и отказывает в проведении перерасчета. Исковые требования поддержал в части обязания ответчика произвести перерасчет исходя из показаний индивидуального (поквартирного) прибора учета тепловой энергии по формуле 3(1) приложения 2 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Представитель ответчика ОАО «Служба заказчика» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

В апелляционной жалобе ОАО «Служба заказчика» просит решение суда отменить, принять новое решение, отказав в иске. В обоснование апелляционной жалобы указало, что решение суда считает незаконным и необоснованным.

Указывает, что суд не учел, что начисление платы за отопление в соответствии с формулой 3(1) приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. (номер), исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии одного помещения, не возможно, так как один из показателей в формуле – объем тепловой энергии, предоставленный на места общего пользования, который является суммарным объемом (количеством) потребленного за расчетный период всех жилых и нежилых помещений коммунального ресурса, определенный по показаниям индивидуального прибора учета.

Так как не все приборы учета (адрес) введены в эксплуатацию и не все жители передают ежемесячные показания, то получается, что при начислении (ФИО)1 платы за тепловую энергию по показаниям индивидуального прибора учета ОАО «Служба заказчика» будет вынуждена объем тепловой энергии, приходящийся на места общего пользования распределить пропорционально площади по остальным собственникам данного дома, что будет являться грубым нарушением законодательства Российской Федерации.

Также по акту проверки службы жилищного и строительного надзора ХМАО-Югры, расчет платы за отопление жителям (номер) по (адрес) до стопроцентного ввода индивидуальных приборов учета тепловой энергии производить исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии в соответствии с формулой 3 необоснованно.

В возражениях истца на апелляционную жалобу указывается на законность и обоснованность решения суда и отсутствие оснований для удовлетворения доводов апелляционной жалобы.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец просил решение районного суда оставить без изменения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Руководствуясь статьями 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя ответчика.

В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе ответчика.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец является собственником 1/3 доли в (адрес) в (адрес) ХМАО-Югры, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 86-72-39/003/2008-908 от (дата).

Многоквартирный (адрес) дом, введённый в эксплуатацию (дата), оборудован общедомовым узлом учёта тепловой энергии. Квартиры дома также оборудованы индивидуальными приборами учёта. Общедомовой (коллективный) прибор учёта допущен для учёта.

Между истцом (ФИО)1 и ОАО «Служба заказчика» (далее Управляющая компания) заключены договоры управления многоквартирным домом по предоставлению истцу коммунальных услуг № 132 от 16.04.2013 года, № 369 от 19.10.2015 года.

Истец осуществил мероприятия по вводу в эксплуатацию индивидуального прибора учёта тепла, расположенного в его квартире, в связи с чем полагает, что имеет право требовать начисления платы за тепло по показаниям данного прибора учёта, в чём ему Управляющая компания отказала. Мотив отказа — не во всех квартирах приборы учёта введены в эксплуатацию.

Таким образом, спор возник о наличии оснований для начисления платы за тепло, поставляемое в квартиру истца, по показаниям квартирного прибора учёта, установленного в его квартире.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорные правоотношения регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2019 года № 354 (далее — Правила), и взимание ответчиком с истца платы за отопление без использования формулы 3(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии является незаконным и необоснованным.

 Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда.

          Согласно ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.

На основании ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с абз.3 п.42(1) Правил в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом и нежилом помещениях определяется в соответствии с формулой 3(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии.

Как видно из нормы, для начисления платы за тепло, исходя из показаний прибора учёта, необходимо, чтобы дом был оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, а все жилые и нежилые помещения — индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета.

Судом первой инстанции достоверно установлено, что спорный многоквартирный дом и расположенные в нём квартиры оборудованы указанными приборами учёта. Соответственно, после ввода истцом расположенного в его квартире прибора учёта в эксплуатацию Управляющая компания в силу ч.1 ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п/п «у» п. 31 Правил обязана приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.

Между тем, Управляющей компанией данные требования не соблюдены по тому основанию, что для начисления платы по показаниям индивидуального прибора учёта необходимо не только чтобы квартиры были оборудованы приборами учёта, но и чтобы эти приборы были введены в эксплуатацию.

Данный отказ противоречит требованиям закона.

В соответствии с абз. 1 и 2 указанного пункта (п. 81 — прим. Ю.К.) Правил: «…оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

         Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю».

         Из указанной нормы во взаимосвязи с положениями, содержащимися в пунктах 31, 59, 60, подпунктах пункта 81 Правил, следует, что установленный прибор учёта подлежит вводу в эксплуатацию, а в последующем требует надлежащего содержания, включающего в себя, в том числе поверку, своевременный ремонт, замену, с целью обеспечения достоверности показаний. Показания прибора учёта могут использоваться для расчёта размера платы после его документального оформления.

       Истец оформил документально установленный в его квартире прибор учёта тепла. Факт того, что другие собственники квартир дома не желают вводить в эксплуатацию установленные в квартирах приборы учёта (равно – надлежаще содержать, проводить поверки, своевременно устранять неисправности, заменять по истечению срока эксплуатации) не может влиять на право истца оплачивать коммунальную услугу за потреблённый объём, определяемый по показаниям прибора учёта.

Пункт 81 Правил устанавливает требования, при соблюдении которых показания приборов учёта могут использоваться при расчёте объёмов потребления коммунальных ресурсов конкретным потребителем. Положений, в соответствии с которыми показания документально оформленного потребителем прибора учёта используются для начисления платы только при условии, когда другие потребители документально оформят установленные в их помещениях приборы учёта, ни этот пункт, ни Правила в целом не содержат.

Поэтому довод апелляционной жалобы о том, что используемый для расчета по формуле показатель суммарного объема (количества) потребленного за расчетный период всех жилых и нежилых помещений коммунального ресурса, не может быть определен, не заслуживают внимания судебной коллегии.

Истец доказал, что установленный в его квартире прибор учёта тепла документально оформлен как требует того п. 81 Правил, в связи с чем отказ Управляющей компании в начислении истцу платы за отопление по правилам абз.3 п.42 (1) Правил, со ссылкой на обозначенный п. 81, нельзя признать правомерным.

Из дела следует, что прибор учёта тепла, расположенный в квартире истца, допущен к учёту и истец вправе требовать перерасчета платы за отопление с (дата) до дня рассмотрения дела. Несогласий с данным периодом в апелляционной жалобе не имеется.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно счел довод истца о том, что он должен оплачивать коммунальную услугу по отоплению только по индивидуальному прибору учета является верным и согласующимся с требованиями законодательства, регламентирующего возникшие правоотношения сторон.

Довод жалобы о том, что, указание в акте проверки службы жилищного и строительного надзора ХМАО-Югры на возможность расчета платы за отопление жителям (номер) по (адрес) после стопроцентного ввода индивидуальных приборов учета тепловой энергии, правовых выводов не меняют, не имеют правового значения.

Всем представленным доказательствам суд первой инстанции дал правильную правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Вывод суда мотивирован, основан на анализе доказательств, оцененных судом в совокупности.

Доводы жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных и исследованных судом доказательств. Приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено. Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда, оснований для отмены решения суда не имеется.

 Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 решение Югорского районного суда от (дата), оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Служба заказчика» – без удовлетворения.

 Председательствующий: (ФИО)6

Судьи: Антонов Д.А.

Гудожников Д.Н.

#1

Барон Мюнхгаузен

Отправлено 20 Июнь 2019 — 21:26

Согласно ФЗ 261 ст. 13 п.7

Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2019 года после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии.

Согласно ФЗ 190 ст. 19 п. 4

Ввод в эксплуатацию источников тепловой энергии и подключение теплопотребляющих установок новых потребителей без оборудования точек учета приборами учета согласно правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя не допускаются.

Приборы учета во вводимых в эксплуатацию многоквартирных домах устанавливаются застройщиками за свой счет до получения разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.

Таким образом, насколько я понимаю, в доме, сдающемся после 1 января 2019 года, должны быть установлены индивидуальные (поквартирные) счётчики тепла. Без них дом не имеют права принять.

Однако, по сложившейся практике (не только у этого застройщика, а вообще), дома сдаются без индивидуальных приборов учёта тепла.

В Договоре с застройщиком про индивидуальные приборы учёта тепла ни слова. И, по словам застройщика, ставить эти приборы и не собираются.

Вопросы.

1. Могу ли я при приёмке квартиры требовать установку индивидуальных приборов учёта тепла? Например, указать в недостатках отсутствие таковых приборов, принять квартиру (жить то надо) и потом через суд обязать застройщика установить данные приборы?

2. Поскольку за приборы учёта отвечает пользователь, обязательно ли данные приборы устанавливать в моей квартире (что затруднительно — нужно выдалбливать пол и подключаться к трубам) или это можно сделать на отводах от стояка? Поясняю — система отопления радиально-лучевая, то есть в общем коридоре проходит один стояк на все этажи, а от него по полу, в стяжке, проложены трубы отопления. И должны ли в этом случае дать мне доступ к данным приборам учёта?

3. Могу ли я вместо установки данных приборов учёта потребовать снижения стоимости квартиры, воспользовавшись ст. 18 п.1 ЗоЗПП?

#2

Ар Деко

Отправлено 27 Июнь 2019 — 23:50

А как насчёт п.2 ч.1 ст.48 ФЗ 261?

#3

Барон Мюнхгаузен

Отправлено 28 Июнь 2019 — 04:43

Да, спасибо.

Вот ещё бы где узнать, когда подавали на госэкспертизу.

Застройщик молчит, как партизан.

Положительное заключение по результатам экспертизы проектной документации выдано Службой Государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга № 78-1-4-0361-12 от 25.05.2012 г.

№ дела госэкспертизы

100-1-12

Сообщение отредактировал Барон Мюнхгаузен: 28 Июнь 2019 — 04:55

#4

Ар Деко

Отправлено 28 Июнь 2019 — 17:44

А запрос в экспертизу написать?

#5

Барон Мюнхгаузен

Отправлено 28 Июнь 2019 — 19:58

А на каком  основании?
Просто «хочу всё знать» прокатит?

#6

Ар Деко

Отправлено 28 Июнь 2019 — 20:49

Барон Мюнхгаузен (28 Июнь 2019 — 19:58) писал:

А на каком  основании?
Просто «хочу всё знать» прокатит?

На основании ст.8 149 ФЗ от 27.06.2006.

Так и напишите, я покупатель квартиры №… , у меня не установлены приборы учёта, в чём усматриваются признаки нарушения закона 261, данная информация непосредственно затрагивает мои права, свободы и законные интересы, необходима для подготовки обращения в суд.

Сообщение отредактировал Ар Деко: 28 Июнь 2019 — 20:58

#7

Барон Мюнхгаузен

Отправлено 28 Июль 2019 — 19:39

Прошу прощения, ещё вопрос. Дом пока не сдан в эксплуатацию. Имеет ли смысл писать ДО сдачи дома или лучше ПОСЛЕ сдачи дома и подписания мною Акта приёмки.

И, как понимаю, адрес следующий:

Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, Российская Федерация, 191023, Санкт-Петербург, ул.Зодчего Росси, 1/3.

#8

Барон Мюнхгаузен

Отправлено 10 Сентябрь 2019 — 18:35

Получил ответ от госэкспертизы.
Подавали на экспертизу после 1 января 2019 года, по проекту каждая квартира должна быть оборудована индивидуальным счётчиком тепла.
Застройщик на на вопрос не отвечает. Судя по выложенным видео и фотоматериалам — индивидуальных счётчиков не установлено.
Можно как либо прищучить застройщика?

#9

Пятачек

Отправлено 10 Сентябрь 2019 — 18:52

Барон Мюнхгаузен (10 Сентябрь 2019 — 18:35) писал:

Получил ответ от госэкспертизы.
Подавали на экспертизу после 1 января 2019 года, по проекту каждая квартира должна быть оборудована индивидуальным счётчиком тепла.
Застройщик на на вопрос не отвечает. Судя по выложенным видео и фотоматериалам — индивидуальных счётчиков не установлено.
Можно как либо прищучить застройщика?

Суд, прокуратура (потому что закон нарушен), контролирующие органы

— Я иногда может и не помню что именно писал в деталях
— Вас не удивляет, что метр Калины стоит дешевле метра Мерседеса?
— Почему вы решили, что люди разных профессий должны зарабатывать существенно разные деньги?
— (в ответ на «я знал, что вы умный человек») — Вы уже не в первый раз повторяете эту шутку
— ты сказал, что шашист имеет вероятность убраться тебе в бочину, я из этой фразы сделал вывод, что он непременно в тебя уберётся.

© Mouse. Избранное форума БН.РУ.

#10

Барон Мюнхгаузен

Отправлено 11 Сентябрь 2019 — 07:20

Тут ещё и жаба — хочется сперва получить хату (должны сдать досрочно), а потом уже поиметь застройщика.
В обратном порядке хату можно ждать слишком долго.